Топ-100 Максим Золотухин: Фотографам надо не бояться отстаивать свои права
  • 28 марта, 14:05
  • Астана
  • Weather icon +4
  • 449,58
  • 486,94
  • 4,86

Максим Золотухин: Фотографам надо не бояться отстаивать свои права

Фото: Павел Михеев

Известный алматинский фотограф рассказал о нюансах своей профессии.

О том как стать фотографом, корреспондент Total.kz поговорила с известным профессионалом-фрилансером Максимом Золотухиным.

ТОТАЛ: Расскажите, как вы пришли к профессии фотографа?

Золотухин: Я по образованию журналист, окончил факультет журналистики КазГУ. Как большинство детей в Советском Союзе, увлекался еще в школе фотографией. Когда я пришел на производственную практику в газету «Огни Алатау», надо было написать материал о празднике в Центральном парке культуры и отдыха им. Максима Горького. А фотографы все уехали. Я взял свой фотоаппарат и поехал, сделал снимки, которые попали на первую полосу. Я написал к ним текст. На следующий день ситуация повторилась. Это был 1992 год. Я стал писать тексты и делать иллюстрации к ним. Я был журналистом и фотографом в одном лице. Со временем я перестал писать, потому что работа фотографом привлекла меня тем, что я мог побывать в пяти-шести местах. Мой рекорд — 12 мест за день во время работы в прессе. Естественно, это куча впечатлений, постоянные встречи с новыми людьми. Материальная сторона тоже немаловажна.

ТОТАЛ: Есть ли минусы в этой профессии? И какие плюсы?

Золотухин: Надо разграничить сферы. Сколько есть нюансов в жизни, столько же в фотографировании. В принципе, можно научить каждого фотографировать. Несмотря на то, что много возможностей, много аппаратуры продается, глобального увеличения количества фотографов не произошло. Это такой же труд, такое же мастерство, некоторые люди более расположены к фотографированию. Есть любители, которые не зарабатывают деньги, а фотографируют в свое удовольствие и могут дать фору профессионалам. Я считаю, если человек хорошо научится фотографировать, то это ему не помешает.

ТОТАЛ: В чем, по-вашему, заключается успешность профессии фотографа?

Золотухин: Я могу сказать по себе. На меня большое влияние оказала журналистика, то есть я стараюсь мыслить наперед. Моя работа заключается не в том, чтобы пойти по заказу клиента и сделать съемку, а в том, чтобы представить, что и какому клиенту понадобится через полгода-год. Я снимаю не город и не природу, а состояние города и природы. А оно не всегда бывает такое, какое надо. Есть кадры, которые я снимаю из года в год и все равно недоволен. Бывает, заказчик говорит, что надо жилой комплекс снять для буклета, а это невозможно еще в течение двух месяцев. Поэтому, предполагая, что такой заказ ко мне поступит, я стараюсь это сделать тогда, когда в городе нет смога, когда он умыт дождем, когда будет красивый закат, когда я могу с максимально выгодной стороны показать какие-то вещи. Это мое творчество последних десяти лет. Я буду стремится к тому, чтобы мое творчество было достойно открытки или места в календаре. Моя работа в противовес тому, что было. Я отлично понимаю, что разбитую дорогу или мусор у помойки сфотографировать гораздо проще, чем запечатлеть красивый городской пейзаж, на который люди со всего света будут смотреть и думать: вот бы оказаться в этом месте!

ТОТАЛ: Фотоаппарат какой марки вы предпочитаете? Пользуетесь ли вы старыми марками фотоаппаратов, такими как «Киев» или «Зенит»? Любите ли вы прибегать к услугам дрона в фотографии?

Золотухин: Я пользуюсь зеркальными фотоаппаратами Nikon. Переходить на другие не планирую. Нет, я не сторонник съемки на пленку в силу специфики профессии. Я должен быстро и максимально качественно выдавать готовый результат. На пленке такое не получается. Дронами не пользуюсь, на мой взгляд, это неспортивно. Все мои кадры я сам делаю с крыш, балконов, предгорий, с телебашни и так далее. Дрон — это хорошая и продвинутая вещь, но пока больше подходит для видео. То качество, которое делают мои фотоаппараты, намного превосходит то, что делают дроны. Можно сравнить с охотником, который пошел в лес на белку и в глаз ее подстрелил либо артиллерийским снарядом лес разнес, чтобы белку подбить. По дрону у меня такое ощущение. Что касается какого-то заказа или журналисткого репортажа, то дрон приветствуется. 

ТОТАЛ: Вы сказали, что иногда годами делаете какие-то кадры и все равно недовольны. А сколько кадров вы делаете, прежде чем понимаете, что именно этот снимок лучше остальных?

Золотухин: Это тоже зависит от состояния. Сам город как стоял, так и стоит. Он где-то улучшается, где-то достраивается. Где-то разрушается. Иногда приходится ждать, пока соседнее здание достроится. Иногда приходится ждать особой погоды, чтобы какая-то тучка или радуга была. Вот мне надо предугадать это состояние, чтобы снимок получился максимально выигрышно. 

ТОТАЛ: Какой у вас самый любимый вид Алматы?

Золотухин: Невозможно выделить какой-то один. К сожалению, с конечными точками для съемок в Алматы тяжело. Невероятно красивая картинка может быть с одной точки города, а через 20-30 минут она уже будет совершенно не годиться, а если повернуть в другую сторону, то, что раньше казалось серым и безнадежным, может удивить тебя. Я такие глобальные не ставлю цели, и моя задача — делать то, что мне нравится. Если это нравится еще кому-то, мне приятно.

ТОТАЛ: Вы много боролись за свои авторские права. Скажите, что нужно делать фотографам, чтобы отстоять права на собственные творения?

Золотухин: Фотографам надо не бояться отстаивать свои права. Он автоматически стал автором, когда нажал на кнопку, и не надо стесняться отстаивать свои права. Чем больше фотографы будут молчать, тем хуже будет ситуация. По нашим законам, пользователь, если он где-то увидел фотографию и скачал ее на компьютер, то он имеет право использовать фотографию в единичном экземпляре, без извлечения выгоды. А вот организации, конторы, турфирмы, рекламные агентства должны внимательно почитать закон об авторских и смежных правах, где все нюансы регламентированы, и тут не надо открывать Америку.

ТОТАЛ: Тяжело ли обойти административные барьеры при фотографировании каких-то объектов?

Золотухин: Да, но когда мне что-то надо фотографировать и это сопряжено с какими-то ограничениями, то я иду и пытаюсь договориться. В любом случае это признак хорошего тона: прийти и спросить разрешения у хозяина. Если люди не соглашаются, то они будут без фотографии. И таких достаточно много. Я считаю, это недоработка руководства в беседах со службой безопасности. Во всем мире ситуация по-другому устроена. Запретов было в разы меньше, чем в родном городе.

ТОТАЛ: Что бы вы порекомендовали тем, кто решил увлечься фотографией? Нужно ли для этой профессии оканчивать курсы или можно быть самоучкой-фотографом?

Золотухин: Ничего не поменялось. Как был один закон, так он и остался. Надо смотреть на фотографии тех, кто был до тебя. Понять, что в них нравится, а что нет. Пытаться повторить то, что нравится, и избегать того, что не нравится. Со временем выработается свой стиль. А насчет курсов — тут вопрос сложный. Никому классическое образование не помешало бы в плане композиции, в плане художественных аспектов и в плане исторических моментов, которые помогли бы глубже понять суть профессии. У нас какого-то особого образования в этой сфере нет. Есть отдельные курсы в отдельных университетах. С другой стороны, человека оценивают не по диплому, а по критерию «нравится/не нравится». С этим ничего не сделаешь. Можно годами вынашивать идею, которая по достоинству будет оценена мастерами съемок, но не понравится потребителю. Соответственно, кому он нужен тогда?

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×