Топ-100 О «черном пиаре» от Минобороны: кому он нужен — Барысов
  • 19 июня, 20:03
  • Астана
  • Weather icon +22
  • 459,75
  • 494,14
  • 5,54

О «черном пиаре» от Минобороны: кому он нужен — Барысов

Фото: barysov.kz

Ежегодно на государственную информационную политику выделяется порядка 64 миллиардов тенге.

Лидер Движения экономического национализма Айбек Барысов высказал свое мнение по поводу расходов Министерства обороны РК на PR-услуги. По его мнению, необходимо искоренить порочную практику официального узаконенного подкупа СМИ, передает корреспондент Total.kz.

Напомним, ранее сообщалось, что Министерство обороны РК выделило 269 571 423 тенге на услуги по размещению информационных материалов в СМИ.

Срок выполнения работ — по 30 ноября 2023 года. Прием заявок на конкурсы завершился 13 апреля 2023 года. В настоящее время идет рассмотрение заявок двух потенциальных поставщиков — ТОО «Nur Media» (генеральный директор — Бахтияр Макен; учредитель — общественное объединение «Партия «AMANAT») и ТОО «Success K» (первый руководитель — Коккозова Ляззат Ержановна; учредитель — Коккозов Ерсин Токенович).

По первому лоту — на услуги по размещению информационных материалов на четырех республиканских телевизионных каналах намерены потратить 137 946 423 тенге.  Всего — 103 сюжета. Таким образом, за один новостной сюжет на казахстанских телеканалах хронометражом не менее 1,5 минуты Минобороны готово выложить 1 339 286 тенге бюджетных средств.

Сумма второго лота составляет 131 625 000 тенге. На четырех сайтах должно быть опубликовано 162 материала. Таким образом каждая статья обойдется налогоплательщикам в 812 500 тенге.

Айбек Барысов считает, что подобная система не только непрозрачна и малоэффективна, но и и несет коррупционные риски.

«На днях в СМИ была опубликована информация, что Министерство обороны Казахстана собирается потратить 269,5 миллиона тенге на PR. Сама по себе сумма немалая. Но стоит сделать поправку: эта сумма далеко не окончательная. До этого в Tik-Tok прошла видеозапись, где сенаторы спрашивают чиновников о том, сколько тратится средств на имидж и формирование положительного отношения населения к армии. Там прозвучала цифра, что всего на PR в Казахстане планируется потратить 64 миллиарда тенге по разным тематическим направлениям. Фактически получается, что 269,5 миллиона тенге — это лишь часть средств, которые идут на PR. Остается только гадать, какой процент из 64 миллиардов расходуется на PR Минобороны, и каким именно образом.

Все эти средства — деньги налогоплательщиков, которые Минобороны тратит на то, чтобы хорошо выглядеть в глазах общественности. При этом частые суициды в армии и регулярные коррупционные скандалы остаются нашей повседневной реальностью. Правда, чиновники из оборонного ведомства страны не спешат расследовать смерти солдат и наказывать коррупционеров, зато вместо этого в СМИ регулярно выходят статьи, направленные на формирование положительного имиджа армии и Министерства обороны. В числе таких материалов особое место занимают статьи, порочащие репутацию отечественных производителей, несогласных с политикой Минобороны и выступающих против. К примеру, был целый ряд материалов против производителя оборонной продукции - бронированных колесных машин. Материалы оправдывали закупку Минобороны иностранных броневиков, которые являются практически аналогом продукции, выпускаемой в Казахстане. Кроме того, в СМИ регулярно появлялись статьи о том, что многие отечественные производители являются недобросовестными, и Минобороны инициировало судебные разбирательства против них. Истцом в этих судах выступало Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, обвиняя отечественных производителей в завышении ценах на свою продукцию. Однако, все суды отечественные производители у МИИР выиграли.

В этой ситуации есть ряд моментов, на которые стоит обратить особое внимание.

Во-первых, по всем международным правилам и нормам, подкуп журналистов, как видим в технической документации госзакупок параметры прописаны под определенные каналы или сайты, является уголовно наказуемым преступлением. Во многих странах мира рекламные отделы и редакции отделены друг от друга. В Казахстане, к сожалению, публикация заказных статей узаконена в виде госзаказа, распределение которого также вызывает немало вопросов. В связи с этим возникает вопрос: собирается ли новый парламент искоренять данную порочную практику официального узаконенного подкупа журналистов?

Во-вторых, немалая часть бюджетных средств, направленных на улучшение имиджа госорганов, в том числе Министерства обороны, проходит через такие холдинги, как «Нұр-Медиа», учредителем которого является партия «Аманат». Первый вопрос, который возникает в этой связи: зачем нужна эта «прокладка» между заказчиком и подрядчиком в виде «Нұр-Медиа»? Какую она играет роль во всей этой истории? Хотя, учитывая, как именно распределяется госзаказ между лояльными СМИ (техспецификации, заточенные под вполне определенные медиа, сам процесс проведения тендера) все и так предельно ясно. В этом году процесс распределения госзаказа, думаю, станет еще интереснее — в свете новости о том, что партии, прошедшие в парламент, получат из госбюджета более 9,6 миллиардов тенге.

Напомню, в 2023 году в Казахстане один голос избирателя оценивается в 2100 тенге, следовательно, партия «Аманат», например, получит финансирование в размере более 5,5 миллиардов тенге. Интересно, как будут расходоваться эти средства? Какая часть из выделенных «Аманату» бюджетных денег пойдет на укрепление имиджа и репутации партии, которая фактически фальсифицировала выборы и обманным путем взяла большинство мест в парламенте? В общем, вопросов много. Пока, к сожалению, гораздо больше, чем ответов», — резюмирует Айбек Барысов.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×