Топ-100 Алматинский блогер нашел время, чтобы умереть в спецприемнике
  • 19 апреля, 11:35
  • Астана
  • Weather icon +20
  • 447,4
  • 477,55
  • 4,76

Алматинский блогер нашел время, чтобы умереть в спецприемнике Эксклюзив

Не попавшие на встречу с Есимовым активисты рассказали о буднях арестантов

Арестованные в Алматы блогеры Дмитрий Щелоков, Ринат Кибраев и Нурали Айтеленов рассказали о своем пребывании в спецприемнике. Они были осуждены на 10 суток ареста за попытку попасть на обед к акиму города Ахметжану Есимову, прошедший 5 февраля в одном из ресторанов южной столицы. Уже бывшие арестанты намерены призвать к ответу руководство приемника. Но для начала они все-таки хотят узнать, за что же их арестовали.

- Расскажите, зачем вы вообще пришли к ресторану, в котором аким встречался с блогерами?

Ринат Кибраев: Мы вообще пришли выразить протест. Его обед с блогерами был реакцией на публикацию российского блогера Варламова, который сказал, что в Алматы нормально жить могут лишь те люди, у которых высокий достаток. Вместо того чтобы принять меры, аким собирает блогеров по неофициальному приглашению, как сейчас выяснилось, на свои личные средства и в свое рабочее время. Мы пошли туда не для того, чтобы получить деньги от Есимова, который, по слухам, раздавал по 2-3 тыс. долларов. Но это неподтвержденная информация. Мы пошли даже не поесть. Мы хотели спросить у акима, почему он не решает насущные проблемы города. Изначально мы знали, что нас не пустят.

- В чем вас обвинили, то есть за что вы отбывали наказание?

Дмитрий Щелоков:  Нас задержали примерно в час дня 5 февраля и отпустили в 16:00 15-го числа. Обычных людей там отпускают по одному времени, а с политическими всегда играют, используют то время задержания, то суда или водворения. И главный момент – у них (Рината Кибраева, Нурали Айтеленова) был суд, а у меня не было. Я в течение полутора часов требовал дежурного прокурора. Он потом приехал, но ничего не сделал. В отношении меня еще применили силу, выворачивали руки, и я хотел, чтобы произвели опознание полицейского, который это сделал. Но никаких следственных действий со мной не проводили. Я даже не знаю точно, за что сидел.

Нурали Айтеленов: Мы узнали, что один из блогеров, которые обедали с акимом, после той встречи уехал отдыхать во Вьетнам. Другой уехал на сочинские Игры. А ведь до этого у них не было таких планов.

- Выступая возле ресторана, вы, наверное, предполагали, чем это может для вас закончиться?

Ринат Кибраев: У нас были плакаты, но мы их не сразу развернули. Мы подошли к секьюрити с просьбой впустить нас. Мы даже накопили деньги, чтобы заказать столик в этом ресторане. В тот день у меня не было желания проводить какие-то несанкционированные акции, так как я в тот день должен был жениться - зачем мне садиться на 10 суток? Я ж давно занимаюсь политикой и знаю, что мне грозил бы арест или штраф в лучшем случае. В 17:00 я должен был расписываться, а в скором времени невеста должна родить. Итак, нас не впустили, и нам оставалось развернуть плакаты и докричаться если не до акима, то хотя бы до блогеров. Я лично кричал: «Есимов, чисти снег!» Но разве это экстремистский лозунг? Потом приехала полиция, и остальное уже все знают.

Мы же тех блогеров, получается, опозорили, и они начали в соцсетях соответствующую пропаганду вести. Они сказали, что Нурали матерился. Но он начал делать это тогда, когда полиция стала выламывать ему руки и толкать на заднее сиденье машины к нам, где уже не было места. Любой человек в этой ситуации будет ругаться матом.

Я готов был признать любую вину и согласился бы на какой-нибудь штраф. И вроде бы речь об этом шла. Но судья меня обманул! А прокурор там вообще был для вида. Само заседание суда было в 20:00, когда официально суд уже не должен был работать. Для нас сделали исключение. В спецприемнике для административно арестованных вообще полная коррупция, такой беспредел еще надо поискать.

- А вы, Ринат и Нурали, получили судебные документы?

Нурали Айтеленов: Мы с Ринатом, как и Дима, не получили на руки постановления суда. Нам дали только копию апелляционной жалобы. Насколько мы знаем, нас осудили по мелкому хулиганству, но его не было вообще!

- Расскажите, как вас кормили во время заключения?

Нурали Айтеленов: В приемника была нанокухня - мясо было микроскопическое, хотя его полагается по 150 граммов на одного арестованного в сутки. На завтрак нам давали манную кашу или пшенку на воде, которые были либо недосоленные, либо «недосладкие». Вместо масла был маргарин, от которого желудок скручивало. Чай нам разливали из баклажек. Это весь завтрак. На обед был суп, потов второе – перловка или макароны с оттенком томатного соуса и салатик. Перловка была реально водяная. На ужин – второе блюдо.

- Дмитрий, что заставило вас решиться на голодовку? При вашем телосложении это был довольно рискованный шаг…

Дмитрий Щелоков: Я  вегетарианец. Но дело даже не в этом. Я решился на голодовку в течение всех 10 дней, которые там провел. Меня же без суда закрыли, такое вообще нельзя было представить. И голодовка стала единственной возможностью привлечь внимание. Меня по правилам должны были сразу положить отдельно, но врач приемника этого не сделал. А прокуроры старались долго со мной не говорить. На меня просто психологически давили, стараясь добиться того, чтобы я прекратил голодать. А сокамерники боялись, что руководство приемника из-за меня отыграется на них. Меня, конечно, не били, я и так очень худой, к тому же очень быстро ослабел. Вообще, умирать  в приемнике надо днем, чтобы заметили, ночью никто внимания не обратит.

- Каковы будут ваши действия по результатам ареста?

Ринат Кибраев: Мы все трое будем подавать иск. Но он будет коллективный, вместе с другими арестантами. Мы пожалуемся на условия содержания в приемнике. А еще я хочу задать вопрос Есимову, почему он боится встретиться с блогерами.

Азамат Галеев

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×