Бразильская «Астана»
Как всего за три с половиной года в Бразилии построили новую столицу
Столицу нашей страны Астану, часто называют «Восьмым чудом света» - уникальным проектом в истории человечества, когда за всего за три пятилетки посреди степи вырос современный мегаполис. На самом деле подобных примеров – строительство городов «с нуля» - полно даже в нашей общей советской истории.
Сегодня же «блог Толкователя» расскажет историю о строительстве столицы Бразилии – Бразилиа.
На 104-м году жизни скончался величайший архитектор Нимейер. Пожалуй, самым фундаментальным его творением стала спроектированная с нуля столица Бразилии – город Бразилиа. Нимейер мечтал, что именно так надо внедрять коммунистическую урбанистику.
Строительство новой столицы было запланировано ещё в 1827 году, в 1891 году положение о ней прописали в Конституции, но дело сдвинулось с мёртвой точки только при демократическом президенте Жуселину Кубичеке. В 1956 году архитектор Оскар Нимейер и проектировщик Лусио Коста взялись за бумажную работу, а строительная техника вышла на объект уже в феврале 1957-го.
Бразилиа строили 30 тыс. рабочих день и ночь, новая столица была готова уже через 41 месяц (на 19 месяцев раньше запланированного). Нимейер, член Коммунистической партии Бразилии, предусмотрел, что правительственные и общественные здания должны быть «запоминающимися», в модернистском стиле, а вот жилые кварталы – однообразными, для них была важна низкая себестоимость. Очень много для этой идеи Нимейер черпал у ранних советских архитекторов, типа Шехтеля.
Президент Кубичек же сделал другую важную вещь при заселении столицы: негласно им был отдан приказ привозить сюда бразильцев европейского происхождения в первом-втором поколении. Позже по этой причине его обвиняли в расизме, дескать, он ставил препоны для самой обездоленной части Бразилии – негров. В итоге в начале 1970-х в Бразилиа 45% населения составляли по вероисповеданию протестанты (потомки немцев, голландцев и т.д.; кстати, и сам Оскар Нимейер имел немецкие корни, а президент Кубичек – чешские). За это Кубичека атаковали и западные экономисты – «невозможно построить Город-Утопию посреди нищеты и бесправия».
Изначально Бразилиа планировался на 500 тыс. населения, но в наше время тут проживают уже 2,4 млн. человек. Протестантская часть города хотя и весома до сих пор, но размыта – они уже составляют 27% населения. Но Бразилиа остаётся самым богатым городом Латинской Америки – подушевой ВРП тут достиг 41 тыс. долларов, это почти в 2 раза выше, чем в Москве (24 тыс. долларов).
45% трудоспособного населения напрямую работают на правительство – в различных учреждениях (начиная от депутата и заканчивая уборщиком), в начале 1970-х эта цифра была 80%. Ещё около 10% – в вузах.
Во многом эта трансформация города, чья основная функция подразумевалась как столичная, в город сферы услуг и пр. постиндустриала была связана с переворотом, совершённым в 1964 г. крайне правой хунтой. Военные и неолибералы начали пропихивать туда своих друзей и родственников, создавая для них новые бизнесы (от банков до телекоммуникаций). После переворота Бразилию был вынужден покинуть и коммунист Нимейер, обосновавшись во Франции (там он бесплатно спроектировал главный офис Французской компартии).