Топ-100 Как казахстанцы скрытые госуслуги выявляют
  • 20 сентября, 11:30
  • Астана
  • Weather icon +16
  • 340,95
  • 408,73
  • 5,87

Как казахстанцы скрытые госуслуги выявляют

Фото: old.liter.kz

По предварительным данным Fipro, в разных областях и в компетенции различных госорганов в Казахстане остаются скрытыми от 10-15 до 150 госуслуг, которые являются отличной почвой для коррупции. Устранив этот дефект, можно в разовом порядке сэкономить 1,5 млрд тенге (как получателей услуг, так и государства), передает корреспондент Total.kz.

В Казахстане стартовала вторая фаза проекта «Качество услуг – зона общественного контроля». Исполнителем проекта выступает Информационный фонд (Fipro), а финансирует инициативу USAID.

По данным Fipro, в разных областях и в компетенции различных госорганов в Казахстане остаются скрытыми от 10-15 до 150 госуслуг. Для сравнения, на сегодня в реестр РК включено 739 госуслуг, оказываемых как центральными, так и местными исполнительными органами. Скрытые госуслуги в реестр просто не попали.

«Скрытые услуги повсеместны и встречаются чаще, чем можно себе представить. К скрытым услугам, не включенным в госреестр, относятся такие, как «приватизация жилищ из государственного жилищного фонда», «выдача жилья местными исполнительными органами гражданам, нуждающимся в жилище, из государственного жилищного фонда», «предоставление справки гражданам, единственное жилище которых признано аварийным» и многие другие. На практике это выливается в то, что одну и ту же справку в разных городах могут выдавать от 2 до 22 дней, услугодатель может запрашивать документы, которые посчитает нужным он сам, и в сроки, удобные ему самому. И это не говоря уже о коррупционных рисках», – говорит представитель Информационного фонда Сергей Пизиков.

Например, ваш дом пришел в аварийное состояние. Государство о таких гражданах заботится. В госреестре есть услуга «предоставление гражданам жилья взамен жилья, признанного аварийным, ветхим». Но в госреестре указано, что необходимо предоставить справку о том, что жилье признано аварийным. А вот откуда берется такая справка, не знает никто. Такой услуги нет в госреестре. И никто не знает, куда за ней идти. Это значит, что чиновник пустит гражданина по такому «кругу», по которому удобно или выгодно чиновнику.

Идентификация скрытых госуслуг включена в планы работы госорганов. Но проблема в том, что не существует инструментария, позволяющего определить и выявить скрытые госуслуги. Миннацэкономики РК и само признает, что наблюдается низкий уровень работы центральных и местных исполнительных госорганов по выявлению скрытых госуслуг.

Для решения этой проблемы до конца этого года Fipro разработает методику выявления, выявит скрытые госуслуги в Казахстане, оценит потери как заказчиков, так и госорганов-услугодателей и предоставит результаты исследования Министерству национальной экономики Казахстана с рекомендациями по реформированию системы госуслуг.

Возникают вопросы о рисках проекта: примет ли Миннацэкономики к сведению результаты исследования частной компании и будет ли внедрять рекомендации на практике? Сергей Пизиков отвечает, что ставка делается на резонанс в СМИ и «личный фактор» – то есть на нового министра нацэкономики РК Тимура Сулейменова, который открыт для новых инициатив и сотрудничества с частным сектором.

Специалист по коммуникациям Инициативы в поддержку эффективного управления USAID Татьяна Утеулиева добавляет, что прислушиваться к «реформам снизу» государство начинает и посредством таких перспективных инструментов, как общественные советы при акиматах и институт советников акимов по различным социальным вопросам.

«Позитивные примеры сотрудничества с государством есть, – говорит Сергей Пизиков. – Яркий пример – первая фаза проекта, когда был опробован и внедрен в ВКО метод анализа регуляторного воздействия в вопросах улучшения качества госуслуг».

В этот раз исследованием по скрытым госуслугам будут охвачены три региона РК – г. Алматы, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. Оно будет проведено путем опросов, фокус-групп, интервью с услугодателями и услугополучателями.

Елена Брицкая, ИА Total.kz

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.