Топ-100 Кто финансирует телеканал «Асыл арна»?
  • 30 октября, 04:41
  • Астана
  • Weather icon -1
  • 432,23
  • 506,79
  • 5,45

Кто финансирует телеканал «Асыл арна»? Эксклюзив

Фото: e-islam.kz

Религиозный телеканал Казахстана «Асыл арна» финансируется правительством Саудовской Аравии и пропагандирует основы ваххабизма и салафизма.

Письмо такого содержания пришло в редакцию ИА Total.kz. Руководство телеканала опровергает эту информацию, а в комитете по делам религий воздерживаются от официальных комментариев.

В документе сообщается, что на скандальном австралийском сайте Викиликс (WikiLeaks.org) были опубликованы секретные документы руководства Саудовской Аравии под названием «Saudi Cables» (переводится с английского как «межведомственные секретные  письма Саудовской Аравии»). Среди этих документов и было письмо, затрагивающее вопрос финансирования телеканала «Асыл арна» в Казахстане.

«В этом документе официальные лица Министерства культуры и информации Саудовской Аравии между собой обсуждают вопрос выделения этому телеканалу денег. Письма датируются 2010 годом…», – указывается в письме.

Далее в нем рассказывается, что Королевство Саудовская Аравия основали семья Сауд и популярный Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб. Идеи этого человека легли в основу идеологической платформы созданного государства.

«Известно, что там во всех религиозных учебных заведениях преобладают идеи популярного Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. В таком случае возникает вопрос: Какую идеологию и какого направления придерживается телеканал «Асыл арна», финансируемый салафитами? Кто заказывает музыку? Всем известно, что представители молодежи, воспитанные проповедью салафитских «шейхов», совершали террористический акт, противились национальным ценностям, традициям казахов. И все, кто уехал воевать в Сирию и в Ирак, являются приверженцами этого течения», – говорится в этом письме.

Далее автор задается вопросом: если соответствующие органы в стране ведут борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом, то почему они не проверяют работу этого телеканала и источники их финансирования? В доказательство своих слов автор прикрепил текст телеграммы на арабском языке и ее перевод на казахский. Из него следует, что для работы телеканала необходимо выделить около одного миллиона долларов США.

За комментариями ИА Total.kz обратилось к руководству телеканала «Асыл арна». Отметим, что им с основания руководит поэт-импровизатор Мухамеджан Тазабек. 

На фото: Мухамеджан Тазабек

«С полной ответственностью заявляем, что телеканал «Асыл арна» никогда не получал финансовую помощь ни от правительства Саудовской Аравии, ни от кого из подданных этой страны, ни от какого-либо другого иностранного государства или от подданного какого-либо иностранного государства. Касательно ситуации, описанной в письме, нам известно следующее: еще в 2007 году, когда «Асыл арна» был основан в качестве студии, занимавшейся производством документальных фильмов, указанная личность в частном порядке планировала открыть русскоязычный телеканал «Мекка» со штаб-квартирой в Эр-Рияде, который бы вещал на территорию стран бывшего СССР. В свою очередь, с самого зарождения студии, а в дальнейшем и телеканала, мы четко понимали, что финансирование должно исключать какие-либо иностранные источники, как и то, что идеологию телеканала не может диктовать никто извне. На сегодня единственным идеологическим ориентиром нашего телеканала является политика нашего государства в целом и позиция Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК – ИА Total.kz) во главе с муфтием Ержанкажы Малгажулы в частности. Насколько нам известно, тот проект по сей день так и не реализован. Возможно, не найдя поддержки в странах СНГ, вышеуказанная личность ведет переговоры в своих частных интересах. Мы не несем ответственности за действия третьих лиц и не контролируем весь поток информации, связанный с нами», – ответил Мухамеджан Тазабек на официальный запрос ИА Total.kz.

В комитете по делам религий, куда мы обратились, отказались официально комментировать ситуацию. «Мы пока воздерживаемся от комментариев», – заявил начальник управления религиоведческой экспертизы комитета по делам религии Министерства культуры и спорта Казахстана Балгабек Мырзаев.

Известный казахстанский теолог Достай Кенжетай ничего нового в публикации сайта Викиликс (WikiLeaks.org) не увидел. По его мнению, главное, чтобы контролирующие органы следили за работой телеканала и не допускали пропаганды «арабской идеологии».

«Это правда. Потому что была такая договоренность с государством, поэтому появились спонсоры. Это ведь нелегкая работа – создавать телеканал, это требует больших вложений. Поэтому Саудовская Аравия спонсировала, в этом нет никакой сенсации. Но кто платит, тот и музыку заказывает. Поэтому если они платят, то у них есть свои требования, а те, кто работает на этом канале, соответствуют этим интересам. Эти интересы не совпадают с интересами казахского народа, иначе не было бы шума вокруг этой телекомпании. У нас достаточно органов, которые следят за работой этого телеканала, поэтому можно не переживать, они не нанесут вреда идеологии страны», – уверен теолог.

По его словам, шумиха вокруг телеканала «Асыл арна» появилась со дня ее основания. Эти разговоры слышал и известный казахстанский политолог Расул Жумалы.

«Содержание программ просматриваю, и некоторые комментарии приглашенных гостей часто не ложатся под ценности традиционного ислама, а иногда напоминают проповеди либо объяснения, которые делают в Саудовской Аравии. Лично у меня такие подозрения возникали раньше, ходили различные разговоры о том, что «Асыл арна» испытывает определенное влияние со стороны представителей нетрадиционных для Казахстана течений в исламе», – говорит политолог Расул Жумалы.

Отметим, что телеканал «Асыл арна» открыли в 2008 году при поддержке ДУМК и правительства Казахстана. Об этом говорило ранее и руководство телеканала. И, по словам Мухамеджана Тазабека, они тесно работают с Духовным управлением мусульман.

«Там работает наш имам. Он отслеживает все программы телеканала, но мы не вмешиваемся в работу телекомпании. Поэтому мы не знаем, кто их финансирует, кто выделяет им деньги. Наша задача заключается в проверке содержания программ телеканала», – говорит представитель ДУМК Сансызбай Курбанулы.

Однако, по словам экспертов, имамы выполняют свои обязанности не на должном уровне, и в эфире духовно-просветительского канала временами появляются программы, противоречащие традиционному исламу Казахстана.

«Все это, скорее, наводит на мысли, что такие силы, например, тех же коранитов, суфистов и так далее, поддерживают на определенном уровне в государственных структурах. Видимо, у них есть определенные люди, оказывающие им такую поддержку – и административную, и прочую. Без такой поддержки проводить подобные мероприятия, наверное, было бы невозможно. Поэтому здесь вопрос уже к нашим спецслужбам, которые должны отслеживать такие вопросы», – считает Расул Жумалы.

Про шумиху вокруг телеканала «Асыл арна» 42-летний житель города Тараза Ерлан не знает. Он любит программы этого телеканала, отращивает бороду (при живом отце) и носит короткие брюки. Не признает традиции предков и обряды казахов. По словам религиоведов, так себя ведут салафиты.


Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.