Самые разыскиваемые казахстанцы
Граждане, которых с особым нетерпением ждут на родине
Газета Vласть напомнила о казахстанцах, которых очень ждут на Родине. Половина из них - бывшие чиновники, обвиняемые в должностных преступлениях. В списке также фигурируют бизнесмены. «Перспективы их возвращения в Казахстан Vласть оценила вместе с юристами».
Мухтар Аблязов – бывший владелец и глава БТА банка
В чем обвиняется: в создании преступной группы, мошенничестве, завладении чужим имуществом, растрате. Аблязова называют главным виновником бедственного положения БТА банка. В марте 2012 года его окружение также обвинили в подготовке терактов, но соответствующих обвинений против Аблязова пока выдвинуто не было.
Когда скрылся и объявлен в розыск: скрылся в начале 2009 года, спустя несколько месяцев был объявлен в розыск.
Где скрывается: до начала 2012 года находился в Лондоне, был приговорен к 22 месяцам тюрьмы высоким судом Англии, нынешнее местонахождение неизвестно. По некоторым данным, находится во Франции.
Перспективы задержания: невысокие – Аблязову предоставлено убежище в Великобритании.
Рахат Алиев – бывший посол Казахстана в Австрии, бывший зампред КНБ
В чем обвиняется: на Родине Алиев заочно приговорен к 20 годам колонии за совершение ряда тяжких преступлений – похищение людей и попытку государственного переворота. Суд признал Рахата Алиева виновным в похищении банкиров «Нурбанка». Их тела были обнаружены в прошлом году и, вероятно, уже в ближайшее время следует ожидать нового заочного суда над Алиевым по обвинению его в убийстве.
Когда скрылся и объявлен в розыск: Алиев остался в Вене, где работал послом Казахстана. С середины 2007 года Казахстан добивается его выдачи, дважды получив отказ от Австрии.
Где скрывается: В течение четырех лет скрывался в Австрии, с прошлого года находится на Мальте.
Перспективы задержания: Алиева в марте допрашивали на Мальте, теоретически его могут предать суду в странах Евросоюза. Однако у Казахстана и Мальты нет соглашения об обмене преступниками, так что Алиев не может быть возвращен на родину по запросу Астаны.
Виктор Храпунов, бывший глава МЧС, аким Алматы и Восточного Казахстана
В чем обвиняется: в злоупотреблении должностными полномочиями, получении взяток, мошенничестве, финансировании организованной преступной группы и других преступлениях. Храпунову вменяют незаконную выдачу земельных участков в Алматы, махинации с акциями городских предприятий.
Когда скрылся и объявлен в розыск: Храпунов покинул Казахстан еще в конце 2007 года, но уголовные дела против него были возбуждены только в конце 2011 года, в начале этого года Храпунов был объявлен в международный розыск по линии Интерпола.
Где скрывается: вместе с семьей с момента отъезда проживает в Швейцарии, входит в список самых богатых жителей этой страны.
Перспективы задержания: Швейцария не раз выдавала обвиняемых в преступлениях, например, России, поэтому перспективы задержания и последующей экстрадиции в Казахстан Виктора Храпунова есть. За четыре месяца, прошедшие с момента объявления Храпунова в розыск, он дал целую серию интервью, в которых обличал власти Казахстана в коррупции, очевидно, создавая имидж оппозиционного политика, коим на Родине он никогда не был.
Акежан Кажегельдин, бывший премьер-министр
В чем обвиняется: в превышении должностных полномочий, получении взяток, вымогательстве.
Когда скрылся и объявлен в розыск: покинул Казахстан осенью 1998 года, спустя год после отставки с поста главы правительства. Спустя год был объявлен в розыск, а в 2001 году судом заочно приговорен к 10 годам лишения свободы.
Где скрывается: постоянно проживает в Лондоне, свободно передвигается по миру, является обладателем Паспорта свободы, выданного Европейским парламентом и считается преследуемым на Родине по политическим мотивам.
Перспективы задержания: минимальные. Спустя 13 с лишним лет после отъезда Кажегельдина из Казахстана, его фото по-прежнему есть на странице Интерпола, но никто в стране не ожидает, что он будет выдан.
Анар Мешимбаева, бывший председатель Агентства по статистике
В чем обвиняется: в превышении должностных полномочий и мошенничестве. Мешимбаева, по версии правоохранительных органов, руководила процессом отмывания более 5 млн. долларов, которые предназначались на проведение переписи населения Казахстана.
Когда скрылась и объявлена в розыск: покинула Казахстан летом 2009 года, в сентябре того же года была объявлена в розыск.
Где скрывается: по разным данным, долгое время находилась в Москве, сейчас пребывает в Объединенных Арабских Эмиратах.
Перспективы задержания: После обнаружения Мешимбаевой в ОАЭ Казахстан в течение месяца ратифицировал соглашение с этой страной об обмене преступниками и перспективы ее выдачи Казахстану выглядят реальными, учитывая в том числе и характер отношений Астаны и Абу-Даби. Однако информации об аресте Мешимбаевой в ОАЭ пока не поступало.
Мирхат Алимбетов, бывший глава строительной компании, лидер молодежных движений
В чем обвиняется: хищение, мошенничество. Алимбетова, который хорошо известен как молодежный активист, обвиняют в присвоении 3 млн. долларов, выделенных государством его строительной компании на завершение проблемного объекта.
Когда скрылся и объявлен в розыск: выехал за рубеж в 2009 году, спустя некоторое время был объявлен в международный розыск, разыскивается по линии Интерпола.
Где скрывается: нет данных.
Перспективы задержания: В случае задержания (где бы оно не произошло), Алимбетов может использовать свое участие в молодежных движениях и объявить о том, что на Родине его преследуют по политическим мотивам.
Андрей Малянов, бывший директор стройкомпании «СервисПромСнаб»
В чем обвиняется: мошенничество. Компания «СервисПромСнаб», директором которой был Малянов, построила жилой комплекс «Бесоба» в Караганде, один из домов которого рухнул в начале апреля. По версии следствия, Малянов дважды продал одну и ту же квартиру. В рамках другого уголовного дела расследуется эпизод с незавершенным строительством комплекса.
Когда скрылся и объявлен в розыск: скрылся в 2011 году, в мае того же года объявлен в розыск.
Где скрывается: По некоторым данным, находится в России.
Перспективы задержания: Высокие. Если Малянов действительно до сих пор в России и будет там задержан, он почти наверняка будет экстрадирован в Казахстан.
Арсен Сапаров, бывший зампред корпорации Сеймар Альянс
В чем обвиняется: мошенничество. Как и другие руководители финансовой корпорации Сеймар Альянс, скрылся от правосудия, но в отличии от большинства, не вернулся на Родину и до сих пор разыскивается правоохранительными органами Казахстана.
Когда скрылся и объявлен в розыск: работал в Казахстане и России с 2007 года, скрылся в 2010 году, в том же году был объявлен в розыск.
Где скрывается: по некоторым данным, находился в России, в настоящее время находится в Европе.
Перспективы задержания: Туманные, поскольку неясно местонахождение Сапарова.
Даурен Тулебаев, бизнесмен
В чем обвиняется: следствие считает Тулебаева казначеем преступной группы, которая контролировала денежные потоки от контрабанды и поборов на таможенном посту Хоргос. Тулебаев, как и еще 9 фигурантов громкого дела, объявлен в международный розыск.
Когда скрылся и объявлен в розыск: находится за пределами Казахстана, как минимум, с 2010 года, объявлен в розыск в минувшем году.
Где скрывается: по некоторым данным, в странах Ближнего Востока.
Перспективы задержания: Туманные, правоохранительные органы Казахстана продолжают поиски беглеца.
Альнур Мусаев, бывший председатель Комитета нацбезопасности
В чем обвиняется: вместе со своим соратником Рахатом Алиевым проходил по двум делам: о похищении топ-менеджеров «Нурбанка» и о попытке государственного переворота и измене Родине. Мусаев был осужден к 20 годам лишения свободы. Еще несколько лет назад Мусаев якобы сделал ряд разоблачительных заявлений относительно Алиева, однако в Казахстан не вернулся.
Когда скрылся и объявлен в розыск: находился за пределами Казахстана с середины 2000-х годов, объявлен в розыск в сентябре 2007 года по делу о похищении топ-менеджеров «Нурбанка».
Где скрывается: в Австрии.
Перспективы задержания: Как и в случае с Алиевым, Австрия отказала Казахстану в экстрадиции Мусаева. У него есть перспектива остаться в этой стране, пользуясь имиджем преследуемого на Родине по политическим мотивам.