Скандал в Туркестанской области: с имамов собирают деньги для проведения аттестации
По словам журналиста, собранные с имамов деньги идут не только на проезд, проживание и питание, но и на гонорары членам аттестационной комиссии.
Очередной скандал разгорается вокруг Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). В социальной сети Facebook журналист Ораз Алимбеков заявил, что в Туркестанской области занимаются сомнительными сборами денег с имамов для проведения очередной аттестации среди духовенства в регионе, передает корреспондент Total.kz.
«В Туркестанской области 756 мечетей и почти 2 000 имамов. Муфтият проводит аттестацию каждые три года. В ноябре прошлого года на аттестации около 1 000 имамов не сдали экзамены. Председателем аттестационной комиссии является Кенжетай Дуйсенбай, советник главного муфтия Наурызбая Отпенова. Вместе с наиб-муфтием и куратором южного региона Кенжеали Мырзабаевым с ними ходят еще три-четыре священнослужителя», — пишет Ораз Алимбеков.
По его словам, десять дней назад аттестация прошла в поселке Карабулак, в котором приняли участие около 600 имамов. В составе аттестационной комиссии был и Кенжетай Дуйсенбай.
«Перед началом аттестации главный имам области Ержан Толепов начал сбор денег с районов (17 районов) на содержание членов комиссии, прибывающих из Астаны (проезд, гостиница, питание, гонорар). Обычно электронные деньги переводились на Kaspi Gold главного имама и его управляющего делами Алимхана. На аттестацию, прошедшую в ноябре 2023 года, было собрано по 200 тысяч тенге с каждого района. Кроме того, сотрудники центральной мечети также собирают деньги с богобоязненных предпринимателей: мол, «почетные гости прибывают из Астаны, не дайте удариться в грязь лицом». Некоторых из них «нагружают» просьбами: «Ради милости Всевышнего разместите бесплатно в ваш отель», «пусть 5-6 гостей из Астаны покушают бесплатно». По окончании аттестации в зависимости от ранга членов комиссии каждому из них кладут в карманы от 200 до 400 тысяч», — отмечает Ораз Алимбеков.
Он напомнил, что на сотрудника любой организации, выезжающего в тот или иной регион, оформляются командировочные расходы — проезд, проживание, питание. Журналист предположил, что и в ДУМК работают в соответствии с действующим законодательством.
«Когда представители муфтията приезжают в Туркестан, они просят поставить печати в командировочных листах «прибыл-выбыл». В этом году главный имам Толепов и его управляющий делами Алимхан, по всей видимости, чувствуя, что мои тайные доверители собирают информацию об их сомнительных выходках, прекратили сбор денег на свой Kaspi Gold для аттестации. Деньги с районов собирали наличными либо переводами на Kaspi Gold «Улмекен Т.». Я проверил, кто это. Оказалось, что Улмекен — это супруга управляющего делами Алимхана. В этом году на аттестацию, которая началась 14 сентября и длилась 4-5 дней, было собрано по 130 тысяч с каждого района. Есть районы, отправившие и 170 тысяч. Несмотря на то что набожная комиссия из Астаны собрала деньги, не все имамы смогли пройти аттестацию. В прошлом году мы написали, что экзамен «провалили» около 100 имамов. Если проанализировать эту ситуацию, то, для того чтобы «благополучно» пройти аттестацию, видимо, некоторые имамы договариваются с комиссией, «оказывая дополнительную помощь». Есть еще те, кто не смог «оказать помощь» дважды, кто оказался в немилости верховного муфтия и его представителя — регионального имама, похоже, они не проходят аттестацию. А «люди» верховного муфтия Наруызбая Отпенова никогда не проваливают любую аттестацию», — предположил Ораз Алимбеков.
Журналист привел в пример заместителя нынешнего главного имама Ержана Толепова — оралман из Афганстана наиб-имама по имени Сулеймен Моллатилеу.
«Это имам, не говоря уже об умении писать на казахском, едва может внятно прочитать вывески на зданиях с огромными буквами: «Туркестан», «Асхана»... Его уволил бывший главный имам области Еркебулан Каракулов, а Ержан Толепов снова назначил его в наибы. Начал искать, интересоваться: «Кто такой Сулеймен, который без единой запинки сдает четыре-пять предметов?» Оказалось, из одного рода с верховным муфтием, его доверенное лицо. Наурызбай Отпенов, находясь на службе в Туркестане, жил именно в доме Сулеймена. Даже сейчас, когда верховный муфтий приезжает в Туркестан, не уезжает, не зайдя в дом Сулеймена. Кроме того, у них, вероятно, есть еще общие дела... Поэтому кто, если не Сүлеймен Моллатилеу, пройдет без единой ошибки аттестацию?!», — подытожил Ораз Алимбеков.
Напомним, ранее журналист уже писал о сборах денег (от 150 до 300 тысяч тенге) среди имамов для организации проживания верховного муфтия Казахстана Наурызбая Отпенова во время его визитов в регионы страны. В доказательство своих слов он приложил к посту в социальной сети Facebook копии чеков о совершенных переводах денег с банковских карт.
Однако это не единственные подобные сборы, по словам Ораза Алимбекова. Он отметил, что ежемесячно 30% от всех пожертвований, которые поступают в мечеть, теперь перечисляются в ДУМК. Эти изменения были внесены в устав религиозного объединения после того, как Наурызбай Отпенов стал верховным муфтием.
Главный имам Туркестанской области Ержан Толепов в свою очередь заявил, что информация не соответствует действительности, пояснив, что некоторые имамы якобы по ошибке перевели деньги на его личный счет в банке при оформлении подписки на печатные издания (газеты и журналы) по выгодным ценам через мечети.
Между тем главный имам мечети «Ақыт қажы» в Караганде Мамбар Жанарбек, комментируя ситуацию редакции YouТube-канала Airan Media, подтвердил, что деньги с имамов собирают и он один из тех, кто подвергся гонениям и притеснениям, так как высказывал публично свое недовольство.
«Поскольку являемся филиалом Духовного управления мусульман Казахстана, они видят онлайн все поступления в нашей мечети и поэтому даже не спрашивают — автоматически списывают с нашего счета эти самые 30%. Это неподъемная сумма для маленьких мечетей в аулах, селах и районах. Они элементарно не могут погасить свои расходы на электричество, воду, отопление, поэтому вынуждены обращаться к бизнесменам. И вот так: кто-то сдается под натиском, а кто-то становится неугодным. А городские и областные мечети вынуждены отдавать 30%. А когда приезжают на проведение аттестации духовные наставники, специалисты-теологи, сам верховный муфтий или представители ДУМК, то приходится обращаться к предпринимателям, ходить с протянутой рукой. В общем вынуждены искать пути и находить эти деньги. Все дело именно в неправильном уставе, необходимо его менять», — подытожил имам.
Мамбар Жанарбек также отметил, что на днях ДУМК должен провести курултай (съезд) мусульман Казахстана, однако никто из имамов не знает о дате его проведения, так как подготовка ведется скрытно.
«Когда останется один день, соберут всех имамов экстренно, проведут курултай и выберут верховного муфтия», — уверен он.
По мнению священнослужителя, чтобы предотвратить подобные негативные явления, необходимо провести курултай открыто (онлайн) и прозрачно. При этом должны присутствовать независимые эксперты, специалисты-теологи, аксакалы и т. д., а кандидатов на пост верховного муфтия должно быть несколько. К слову, на пост верховного муфтия Наурызбай Отпенов был избран 7 февраля 2020 года на IX внеочередном Курултае мусульман Казахстана.
Кстати, сам верховный муфтий или Духовное управление мусульман Казахстана не дали официальных комментариев по поводу всей этой ситуации.
По данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, республиканское исламское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана» заплатило за последние пять лет более 238 миллионов тенге в виде налогов:
- за 2019 год — 39 750 421,6 тенге;
- за 2020 год — 51 614 144,6 тенге;
- за 2021 год — 53 724 237,7 тенге;
- за 2022 год — 81 406 937,4 тенге;
- за 2023 год — 118 762 710,9 тенге;
- и за I полугодие 2024 года — 116 487 877,4 тенге.