Олимпийские игры-2022 предложили разделить между Алматы и Астаной
Не успели норвежцы отказаться от идеи бороться за право проведения Олимпийских игр, как в Казахстане стали звучать поздравления
Не успели норвежцы отказаться от идеи бороться за право проведения Олимпийских игр, как в Казахстане стали звучать поздравления. Однако Пекин остается серьезным конкурентом Алматы, и праздновать еще рано, - считает директор Ледового дворца «Алау» Наиль Нуров.
Корреспондент Vesti.kz задал руководителю проекта Эстафеты огня Азиатских игр и Алматинского этапа Эстафеты огня Олимпийских игр Пекин-2008 один из самых популярных сегодня вопросов: Вы за Олимпиаду в Алматы или против?
- На такой вопрос неинтересно отвечать. Потому что вы знаете на него ответ. Еще в прошлой заявочной компании эксперты Международного олимпийского комитета проводили опрос алматинцев, и на этот же вопрос более 90% горожан ответили «Да». Я был и остаюсь в числе большинства. Я предлагаю вам попробовать задавать своим собеседникам этот же вопрос по-другому. Предложите им сделать выбор между поддержкой проекта по проведению в Алматы Олимпиады, согласившись на расходование на это 20 миллиардов бюджетных долларов, и поддержкой альтернативного проекта, например, строительства в каждом районном центре страны универсальных спортивных комплексов. Современных комплексов с бассейнами, игровыми залами, залами борьбы, бокса, гимнастики и прочим. В противовес Олимпийскому проекту альтернативный проект может быть любым. Например, предложите на эти же 20 миллиардов реализовать проект по развитию нашего сельского хозяйства и к 2022 году накормить казахстанцев и соседей нашими собственными продуктами. Эти проекты условные, возможно, они существуют, возможно - нет, здесь главное - дать человеку возможность выбрать. Лично я на такую постановку вопроса однозначно ответить не могу.
- И все же, почему «да»?
- Я с детства мечтал, чтобы в Алматы, в моем родном городе, прошла Олимпиада. Я занимался анализом этого вопроса и прогнозировал, что Казахстан имеет шансы провести Олимпиаду в 2030 году. Сейчас в силу обстоятельств мы имеем реальный шанс провести Олимпиаду в 2022 году. Не назову это чудом. У нас и на территории СНГ скромно умалчивают о явном кризисе в международном Олимпийском движении. Я бы назвал это кризисом роста. То, что «натворили» россияне в Сочи, - серьезная проблема. Россия вложила в Игры более 50 миллиардов долларов, подняв до нереальных высот организационную планку. Я видел это своими глазами. Да, россияне получили колоссальный горнолыжный кластер, построенный с нуля. Они считают, что этот проект будет приносить долгосрочные дивиденды. Но ситуация явно перегрета. Игры 2014 года - самые затратные в истории. Существует неписаное правило: все последующие Игры должны быть лучше предыдущих. Наверное, именно поэтому отказались Осло, Мюнхен, Вена, Львов и другие претенденты. Никто не хочет войти в историю в качестве организаторов Игр, которые прошли хуже Сочинских. Все эти «отказники» и те, кто не стал заявляться на 2022 год, четко дали понять МОК: современный мир больше не хочет и не может тратить огромные деньги на организацию Игр. МОК должен прекратить подогревать эту гонку тщеславия.
Выступая за Олимпийские игры, я говорю о том, что их надо проводить с очень серьезными оговорками. Точнее, договоренностями, которые должны быть достигнуты с Международным олимпийским комитетом. МОК должен признать, что кризис существует, и объявить на весь мир: «Олимпийские игры должны стать праздником спорта, а не ярмаркой тщеславия. Нужна перезагрузка». Игры не должны разрушать экономику стран-организаторов, не должны загонять их в долги. Мы должны свою заявку сформулировать примерно так: «Олимпийские Игры в Алматы - самые недорогие, рачительные, умные Игры». Именно с этими оговорками я говорю да».
- Как провести дешевые Игры?
- Рецептов много. Напомню, что последние рентабельные Игры прошли в далеком 1996 году в Атланте. Многие спортсооружения были временные, участников размещали в помещениях, которые потом стали школами, больницами и даже тюрьмами. Все было организовано очень рационально. Мне кажется, нам надо ориентироваться на Атланту и ни в коем случае не оглядываться на Сочи. И потом, сегодня в условиях минимального числа конкурентов появилась возможность призвать МОК к скромности. Пришло время пересмотреть требования МОК к организации Игр. Надо понижать планку. Необходимо добиваться снижения уровня расходов на размещение гостей, транспортного обслуживания, питания, безопасности, Обыватель даже не представляет, какие расходы несет страна-организатор на обслуживание МОКовцев и членов их семей во время Олимпиады. Пришло время МОКу платить за удовольствия. Сегодня я полностью согласен с позицией акимата Алматы: « …город имеет почти все необходимое для проведения Олимпиады». На этом и надо стоять.
Конечно, еще предстоит построить бобслейную трассу, Олимпийскую деревню, медиа-центр. Почему-то умалчивается о необходимости строительства нового, вместительного стадиона, для проведения церемоний открытия и закрытия Игр. И это еще не все. Сегодня самый привлекательный элемент нашей заявки - компактная инфраструктура. Мы давим на то, что наша Олимпиада пройдет в радиусе 35 километров.
Действительно уникальное предложение, но не актуальное. Повторяю, наши Игры должны пройти под знаком жесткой экономии. Одним из инструментов этой стратегии может стать идея разделения наших Игр между Алматы и Астаной. Понятно, что идея не нова, мы это уже проходили в рамках Азиатских игр. И этот опыт можно смело назвать удачным. Посудите сами, не придется уродовать ВСК «Медео», а его надо перекрывать крышей под Олимпиаду. Или строить новый конькобежный стадион. Мы можем провести в Астане всю конькобежную программу, фигурное катание, керлинг, мужской и женский хоккейные турниры. Одна из церемоний, открытие или закрытие Игр тоже может пройти на «Астана Арене».
- Что тогда будет вызывать больше негатива у аудитории: факт проведения дорогостоящих Игр или еще одно разделение проекта между северной и южной столицами?
- Все возмущающиеся по поводу разделения Азиады находились в Алматы. А Алматы - это далеко не весь Казахстан. Столько же было людей, которые были рады, что часть Игр пройдет в Астане. И таких, мне кажется, было больше. Уверен, сейчас многие скажут, что так делать нельзя, так никто не делал, это ломает устои, традиции и тому подобное. Но мир меняется, посмотрите, УЕФА не побоялось разделить будущий чемпионат Европы на 16 суверенных государств! А мы побоимся провести Игры в двух городах?
- Впереди Универсиада. Есть мнение, что если этот проект будет реализован успешно, сторонников Олимпиады станет больше. Какие проекты в рамках Универсиады могут решительно повлиять на общественное мнение?
- Я не допускаю, что Универсиада может провалиться. Никогда Казахстан не проваливал проектов подобного масштаба. Не сомневаюсь, что Универсиада пройдет на высоком уровне. Я не говорю о спортивных результатах. Они могут быть разными, конечно. Здесь снова нужно вернуться к вопросу экономики Олимпиады. Я был на предыдущей Универсиаде в Трентино. Вся делегация в один голос отметила низкий уровень организации Универсиады. Причем главный критерий оценки заключался в отсутствии пафоса, яркости, масштаба события, уровня представительности почетных гостей. В общем, отсутствовало все то, к чему мы привыкли в последние годы, особенно в Астане. И мы это рассматриваем как качество организации. А на самом деле, возможно, это и есть модель Игр будущего. Не выстраиваются олимпийские деревни, премиальные отели, не закупаются дорогущие лимузины, автобусы, не завешивается вся страна рекламой и многое, многое другое. Самое главное происходит на спортивных площадках. При этом соревнования в Трентино не были сорваны. Спортивная программа была исполнена. Сегодня мы всем все доказали. Где находится Казахстан, не знают только откровенные невежды. И если мы говорим «да» Олимпиаде в Алматы, то только с установкой на то, что нам нужен грандиозный спортивный праздник, но не ярмарка тщеславия.
- Вас не смущает, что об Олимпиаде в Алматы говорят как о свершившемся факте?
- Многие уже поздравляют друг друга с победой. Они уверены в победе Алматы потому, что Пекин уже принимал Олимпийские игры шесть лет назад, и МОК - за разнообразие. Хочу напомнить оптимистам: США за временной отрезок в 20 лет провели четыре Олимпиады. Так что континентальный принцип чередования - не главный критерий, и сбрасывать Пекин со счетов - рано.
В заключение хочу сказать, что лично я не сомневаюсь, что мы успеем все построить и организовать. Не впервой. Проблема в другом. Олимпийские игры считаются полноценными и привлекательными для зрителей, если страна-организатор Игр выставляет во всех видах спортивной программы своих достойных представителей. Кого мы выпустим на старты? За кого пойдут болеть казахстанцы? За семь лет до Олимпиады у нас есть Полторанин, Тен и Галышева. Есть еще мужская хоккейная команда, которая крепко закрепилась в статусе «Худшая среди лучших». Некоторых олимпийских видов спорта у нас вообще нет, даже в примитивной форме. Вот это самая серьезная проблема, заставляющая еще раз задавать себе вопрос: а готовы ли мы к приему Олимпийских игр.
Однако не все настроены так оптимистично. «Радиоточка» недавно писала о том, что в Казахстане собирают подписи против проведения в стране зимней олимпиады-2022. Соответствующую петицию в интернете уже подписали более 500 человек. Инициатором подобной меры стал гражданский активист Андрей Бузыкин, который петицию называет лишь первым шагом в большой кампании против олимпиады.
Смотрите также: