Топ-100 Какие актуальные проблемы существуют в системе образования РК — аналитика
  • 26 апреля, 16:14
  • Астана
  • Weather icon +12
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

Какие актуальные проблемы существуют в системе образования РК — аналитика

В РК существует большой разрыв между сельскими и городскими школами в плане их материально-технической базы.

Каждый год Астана выделяет миллиарды тенге из государственного бюджета на флагманские образовательные проекты, названные в честь бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ) должны были стать экспериментальной площадкой, осуществляющей разработку, мониторинг, исследования, анализ, апробацию, внедрение и реализацию современных моделей образовательных программ на всех уровнях обучения от начальной до старшей школы, сообщает Total.kz со ссылкой на Ranking.kz.

Подобная сеть академически свободных школ призвана взрастить для РК сильный корпус технократов. В то же время остальным школам страны необходимы достаточная оснащенность и достойное финансирование для достижения таких же высоких результатов. Однако во многом общеобразовательные школы всё ещё работают по советской системе и имеют более низкий уровень успеваемости.

Средства на работу НИШ частично поступают из республиканского бюджета: в 2022 году было выделено 12,4 миллиарда тенге. В то же время расходы на государственные школы составили 1,2 триллиона тенге. Сюда входят статьи расходов на обеспечение доступности качественного школьного образования, модернизацию среднего образования и повышение квалификации учителей.

Хотя общая сумма средств, полагающихся обычным школам, и кажется более весомой, однако при пересчете на одну школу ситуация меняется. В Казахстане, по данным Бюро национальной статистики на 2021/2022 учебный год, 7550 школ, а НИШ — всего 21.

Таким образом, бюджет на одну государственную школу в 2022 году составляет 159 миллионов тенге. Это в 3,7 раза меньше, чем бюджет одной НИШ (592,1 миллиона тенге). К слову, депутат Мурат Бактиярулы в июне этого года заявил о более существенной разнице в финансировании — в 6 раз.

Тем временем Казахстан испытывает острую нехватку мест в школах. В августе министр просвещения Асхат Аймагамбетов заявил, что в настоящее время в стране не хватает более 260 тысяч ученических мест, и к 2025 году эта цифра может вырасти до 1 миллиона, сообщает Inbusiness. Из-за дефицита мест, по разным данным, действует более сотни школ, в которых дети учатся в три смены.

Уровень материально-технического оснащения школ — другой важный фактор, влияющий на эффективность и результативность деятельности учеников. Международные исследования, в том числе PISA, подчеркивают взаимосвязь между образовательными достижениями учащихся и материальным оснащением школ.

И здесь сельские школы как особый тип учебных заведений требуют к себе особого внимания со стороны государства. Сегодня в Казахстане существует большой разрыв между сельскими и городскими школами в плане их материально-технической базы.

Разница в финансировании, а также социальные и миграционные факторы приводят к сокращению количества сельских школ: если в 2015 году их насчитывалось 5546, то к концу 2021 года осталось всего 5262.

Кроме того, в 2020/2021 учебном году 34 средние школы находились в аварийном состоянии, и почти все они работали в сельской местности.

Согласно данным из последнего Национального сборника «Статистика системы образования Республики Казахстан», опубликованного в 2022 году, спортивные залы полностью отсутствуют в 25,4% школ, а спортивные комплексы в 10,2% школ расположены в приспособленных зданиях. 13,6% школ не имеют библиотек, 15% школ — столовых.

На качество образовательного процесса влияет и наличие новых модифицированных классных комнат. В комплект классных комнат входят специализированная мебель, мультимедийные программы, интерактивное оборудование. Поставка таких классов и интерактивных досок в школы РК началась еще в 2005 году. Однако к концу 2020 года почти треть школ (29,3%) не имеют кабинетов новой модификации.

В сельских школах также наблюдаются относительно низкие квалификационные характеристики педагогического состава. Так, доля учителей с высшей категорией в сельской местности составила всего 18,5% от общей численности, а в городской — 31,2%. Четверть педсостава городских (23,7%) и сельских (24,1%) школ составляют преподаватели, которые вообще не имеют категорий.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×