Топ-100 Коррупционные риски на всех этапах градостроительства выявлены в Алматы
  • 03 мая, 21:32
  • Астана
  • Weather icon +8
  • 444,14
  • 477,05
  • 4,85

Коррупционные риски на всех этапах градостроительства выявлены в Алматы

Фото: Vox populi

Слабый госконтроль, низкий уровень цифровизации и трактование законов чиновниками в пользу нарушителей выявило антикоррупционное ведомство в Алматы.

Коррупционные риски на всех этапах градостроительства в Алматы выявлены в результате внешнего анализа, проведенного Агентством РК по противодействию коррупции, сообщает Total.kz

Результаты анализа в сфере строительства предгорной зоны города рассмотрены на выездном заседании общественного совета Агентства по противодействию коррупции. По всем коррупционным фактам агентством зарегистрировано и расследуются 8 уголовных дел.

Ведомство обозначило восемь основных пунктов, содержащих коррупционные риски.

Первый — отсутствие системного планирования градостроительства.

Анализ показал, что Генеральный план Алматы не обновлялся с 2011 года. В связи этим функциональные зоны свыше 63 тысяч гектаров земли менялись без участия экологов, органов СЭС и ЧС. Это привело к бесконтрольной застройке в природоохранных зонах и вблизи рек.

Кроме того, в микрорайоне «Горный гигант» активно строятся жилые комплексы неподалеку от сибиреязвенного захоронения.

Второй — изменение целевого назначения земли.

Должностные лица акимата меняли целевое назначение земель на свое усмотрение. К примеру, вместо дачных участков возводились жилые комплексы.

«Вместе с тем подобная коллизия давала возможность неуплаты разницы кадастровой стоимости. Например, в 2021 году одному из жителей города изменили целевое назначение участка площадью 2 гектара с «личного подсобного хозяйства» на «индивидуальное жилищное строительство». Однако разница кадастровой стоимости в размере 126 миллионов тенге им не уплачена», — говорится в анализе антикоррупционного агентства.

Причиной такой практики является региональный План реализации градостроительных регламентов застройки, который противоречит нормам Земельного кодекса.

Третье — получение земли в частную собственность через участие в инвестиционных проектах.

«Должностные лица акимата без проведения торгов предоставили в аренду предпринимателям участки под инвестпроекты. Путем фиктивного введения в эксплуатацию земли были выкуплены в частную собственность. Упущенная прибыль государства предварительно составила порядка 400 миллионов тенге», — утверждают эксперты.

Четвертое — процессы строительства пронизаны коррупционными факторами.

Отсутствие законодательной регламентации позволяло сотрудникам акимата толковать нормы правовой базы в пользу недобросовестных застройщиков.

«Таким образом, одна из жительниц города получила разрешение на строительство трех садовых домов на четырех прилегающих друг к другу участках. По завершении строительства объекты были введены в эксплуатацию как садовые дома, но в последующем реализованы как жилой комплекс Baganashil», — рассказали в ведомстве.

Всего выявлено 11 фактов, когда на землях, предназначенных для ИЖС или под садовые дома, фактически строили многоквартирные комплексы и коммерческие объекты.

«Еще одним распространенным нарушением является строительство с отклонением от эскизного проекта и ПСД. Несмотря на ограничения при строительстве объектов выше проспекта Аль-Фараби высотой 12 метров и не более 3 этажей, был частично сдан в эксплуатацию клубный дом «Домино» высотой 15 метров. Выявлено 18 таких объектов», — рассказали в антикоррупционном ведомстве.

В рамках анализа также установлено превышение плотности застройки по 10 многоквартирным комплексам на площади 84 гектара.

Пятое — слабый государственный контроль за строительством.

Градостроительный контроль исключен из приемки частных объектов с целью упрощения ведения бизнеса и минимизации коррупции. Однако коррупционные риски сохранились, но при этом снижена ответственность уполномоченного органа.

«Должностные лица ГАСК в отношении двух застройщиков наложили лишь административное взыскание за строительство без разрешения. Уполномоченный орган не контролирует исполнение своих актов и не всегда инициирует судебные иски», — отметили в ведомстве.

Отсутствие правового механизма реагирования на нарушения привели к узакониванию нелегальной застройки.

Шестое — поверхностная цифровизации государственных услуг в сфере строительства.

Электронным форматом охвачен только процесс приема документов. Из-за непрозрачных процедур возник рынок «помогаек».

В ходе анализа Антикором были предоставлены рекомендации по возврату 229 гектаров земли из жилой зоны в рекреационную. Этот пункт был учтен в новом Генеральном плане Алматы до 2040-го, утвержденный в мае этого года правительством.

Помимо этого предложено установить особый порядок по переводу земель из рекреационной зоны в жилую. Должно быть обязательное согласование проектов детальной планировки со стороны профильного министерства.

«В целом по результатам анализа Антикоррупционной службой подготовлен комплексный план по устранению выявленных коррупционных рисков. Документ из 58 пунктов передан в уполномоченные органы для дальнейшей реализации», — подытожили эксперты.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×