Топ-100 Кто или что препятствует развитию 4-го НПЗ в Казахстане
  • 28 апреля, 17:46
  • Астана
  • Weather icon +17
  • 443,35
  • 475,54
  • 4,82

Кто или что препятствует развитию 4-го НПЗ в Казахстане

И почему в Минэнерго игнорируют поручение вице-премьера Романа Скляра?

Один из крупнейших мини-нефтеперерабатывающих в Казахстане — ТОО «Mangystau Oil Refining» — имеет все шансы и конкретные планы в ближайшие 2 года стать четвертым крупным НПЗ в Казахстане. За последние пять лет администрацией завода для этого велась большая подготовительная работа, в производство инвестировано более 70 миллионов долларов. Но в апреле 2023 года планы начали резко рушиться. И хотя в правительстве, Министерстве энергетики и в АО «НК «КазМунайГаз» понимают все выгоды для экономики и ее граждан от развития данного производства, но дело почему-то не двигается с места, передает корреспондент Total.kz. 

Между тем дефицит бензина АИ-95 и дизельного топлива с каждым годом в республике только растет, как и объемы его закупок из России. Не говоря уже о ценах… И эксперты, и рядовые граждане уже давно задают риторический вопрос: как такое возможно в стране с крупнейшими нефтяными месторождениями в мире? Над Казахстаном скоро будет смеяться весь мир? А пока успешный казахстанский завод из-за одного приказа министерства может кануть в Лету.

Если коротко, то у нефтеперерабатывающего завода ТОО «Mangystau Oil Refining», расположенного в промышленной зоне Актау и успешно развивавшегося последние 5 лет, весной этого года возникли большие проблемы с реализацией продукта переработки нефти — нафты — за рубеж по налаженным логистическим цепочкам. Причиной тому послужил введенный запрет до 31 декабря 2024 года на вывоз из Казахстана за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) отдельных видов нефтепродуктов согласно утвержденному Перечню. В него включена и нафта. Соответствующий приказ министра энергетики РК №118 подписан 24 марта 2023 года.

Как пояснили заводу в Минэнерго, данный перечень нефтепродуктов был утвержден в 2019 году между министерствами энергетики РК и РФ в рамках реализации межведомственного Протокола. Согласно этому документу, Казахстан импортирует из России бензин, дизельное топливо, авиакеросин и битум. И во избежание реэкспорта этих нефтепродуктов и аналогичных им по свойствам Казахстан вводит этот запрет согласно встречным требованиям РФ, так как «беспошлинная поставка нефтепродуктов является потерями для бюджета РФ».  

В итоге казахстанская нафта с апреля этого года, то есть вот уже 4 месяца, скапливается на актауском заводе в резервуарном парке, а также в морском нефтеналивном терминале в поселке Баутино Мангистауской области, где она хранилась для перевалки на судно и экспорта. Отметим, что терминал ранее был расконсервирован после долгого простоя в рамках долгосрочного договора с ТОО «ТенизСервис» (дочерняя компания АО «НК «КазМунайГаз»), для этого был набран штат работников. Но теперь он вновь остановился.

Доля производства нафты среди прочей продукции этого НПЗ в 2023 году составила около 20%, а дизельного топлива — около 25%.

Абдаманап Исабаев / Из личного архива.

«Все наши резервуары уже заполнены нафтой. Дошло до того, что мы арендовали даже ж/д цистерны, чтобы накапливать нафту, это очень дорого, ежедневно выставляется счет по каждому вагону, — говорит юридический представитель НПЗ ТОО «Mangystau Oil Refining» Абдыманап Исабаев. — У нас скопилось уже 20 тысяч тонн нафты. Дальше уже некуда складировать. Конечно, мы рассматриваем варианты продажи в страны ЕАЭС, но там такого большого объема нафты не нужно, им и так ее хватает. Плюс это убыточно везти, к примеру, до того же Кыргызстана». 

Если проблема с продажей нафты не решится буквально в ближайшие дни, то Актаускому НПЗ просто придется остановить производство, распустить более 200 работников, а это все местные кадры, и забыть свои масштабные планы. Также терминалу в Баутино ничего не останется, как вновь законсервироваться и уволить всех сотрудников.

Есть большой риск банкротства перспективного Актауского НПЗ, ведь для расширения своей деятельности, закупки сырья заводом была открыта кредитная линия на 15 миллиардов тенге в банках второго уровня, в том числе в основном в Halyk Bank. При этом никакие бюджетные средства не использовались.

Всего в производственном цикле завода с учетом подрядных и сервисных организаций (логистические, транспортные автомобильные и судоходные компании, нефтебазы, нефтеналивные терминалы) задействовано более 600 человек. То есть все они могут остаться без работы или без основного заказа их услуг.

Куаныш Тайгуков / Total.kz

«Мы несем колоссальные убытки, они составляют на сегодня около 8 миллионов долларов. Это оборотные средства, которые направляются на погашение кредитных линий, работу завода, закупку сырья. Для получения кредитной линии мы заложили все наше имущество, в том числе сам завод, офисы, всю инфраструктуру. На сегодня из-за сложившейся ситуации с запретом экспорта нафты за пределы ЕАЭС выплаты нашего кредита идут с перебоями, завод вот-вот остановится. Но самое главное, мы не сможем выплатить зарплаты нашим сотрудникам и налоговые обязательства своевременно, а также оплатить за сырье нефтяным месторождениям, так как все наши оборотные средства лежат в нафте в резервуарах. Кроме того, за аренду одной цистерны, в которую помещается 60 тонн нафты, мы в сутки платим около 45 долларов. А таких цистерн у нас около 100. Не говоря уже об оплате аренды терминала», — говорит заместитель директора ТОО «Mangystau Oil Refining» Куаныш Тайгуков.

Нефтеперерабатывающий завод ТОО «Mangystau Oil Refining», кроме нафты, также производит мазут, дизельное и печное топливо. Мазут и печное топливо экспортируются за рубеж на танкерах, за пределами ЕАЭС, с выплатой всех экспортных таможенных платежей. Нафта ранее, до введения запрета, экспортировалась компанией в Европу по железной дороге и на танкере. Производственная мощность завода по переработке на сегодня составляет до 300 тысяч тонн нефти в год. Качество продукции на соответствие требованиям госстандартам контролирует испытательная лаборатория.

В 2022 году НПЗ произвел дизельного топлива — 30 тысяч тонн, за первое полугодие 2023-го — более 33 тысяч тонн, которые полностью реализуются на местном рынке, закрывая дефицит в регионе.  

Налоговые выплаты и иные обязательные платежи в бюджет завода за 2022 год составили 1,7 миллиарда тенге, включая акциз — 822 миллиона тенге, а за первое полугодие 2023 года — 1,2 миллиарда тенге, в том числе акциз — 592 миллиона тенге.

Соответственно, в случае закрытия завода бюджет страны может недосчитаться миллиардов тенге налоговых выплат, отмечают представители Актауского НПЗ. Также Мангистауская область может лишиться устойчивых поставок дизельного топлива.

Чему помешал запрет на продажу тафты за пределами ЕАЭС?

«Ранее вся полученная прибыль от продажи продуктов нефтепереработки, в том числе нафты, аккумулировалась нашим заводом внутри страны и направлялась на расширение, реализацию третьего этапа развития производства», — отмечает Абдыманап Исабаев.

После должен был последовать 4-й этап расширения производства и к 2026 году запуск уже фактически 4-го крупного НПЗ в Казахстане.

Этот проект поддержали в акимате Мангистауской области, с которым заводом в 2019 году заключен соответствующий Меморандум. Также в 2021-м с Комитетом по инвестициям Министерства иностранных дел РК компанией подписан Модельный контракт на реализацию инвестиционного проекта. Кроме того, ТОО «Mangystau Oil Refining» — участник государственной программы «Карта поддержки предпринимателей по Мангистауской области на 2020-2025 годы».

Как отметил Куаныш Тайгуков, на базе завода, так как он является крупнейшим в своей сфере, планировалось создать мини-хаб для других НПЗ страны.

Вводить в работу третий этап комплекса по переработке углеводородного сырья собирались в конце 2024 года. Для поставки соответствующего оборудования, его монтажа и пусконаладки заводом ТОО «Mangystau Oil Refining» уже был подписан договор с компанией «Liyang Yunlong Petroleum Technology Engineering Сo. Ltd» (Китай). Проектная мощность переработки третьего этапа предприятия планировалась в объеме до 830 тысяч тонн нефти в год. Это может позволить заводу увеличить ежемесячное производство дизельного топлива до 30 тысяч тонн, а также обеспечить работой уже до 500 человек.

После планировался запуск четвертого этапа развития завода, то есть увеличение глубины переработки сырья и производство вместо нафты и печного топлива — дизельного топлива до 360 000 тонн в год и АИ-92/95 экологического класса евро-5 — до 150 000 тонн в год, которые будут полностью реализовываться на внутреннем рынке Казахстана. 

Увы, эти планы могут так и не реализоваться. Как и планы завода по развитию производства в регионах. Первый такой проект компания начала недавно реализовывать в Туркестанской области.

Так, по информации ТОО «Mangystau Oil Refining», год назад по итогам электронного аукциона оно было признано победителем торгов по продаже НПЗ «STRATUS-Oil», производственная мощность переработки нефти которого составляет 250 тыс. тонн в год. В июне этого года было зарегистрировано право собственности на завод, на который планируется трудоустроить не менее 87 человек, уже принято на работу 57 сотрудников. Пока оформляется паспорт на установку по переработке 125 тысяч тонн нефти в год и обеспечения внутреннего рынка страны бензином и дизельным топливом, расширения линейки продукции.  

«Прежние собственники довели предприятие до банкротства, новый же хозяин в лице ТОО «Mangystau Oil Refining» намерен развивать завод, что принесет дополнительные рабочие места в регионе и налоговые платежи в бюджет. Однако прежний собственник завода Тасбулатов М, не согласный с итогами торгов электронного аукциона, не оставляет попыток вернуть его себе. Хотя судом ему уже было отказано в иске. 20 июля им была подана кассационная жалоба в Верховный суд. Ожидается рассмотрение. Добавлю, что до того, как наше предприятие было признано победителем, прошло несколько несостоявшихся торгов, и с каждыми торгами стоимость данного завода в результате переоценки и снижения в рамках аукциона уменьшалась», — говорит Абдыманап Исабаев.

Дефицит топлива в Казахстане растет

Между тем, по прогнозам Министерства энергетики РК, потребление бензина в Казахстане в 2023 году впервые с 2018 года превысит собственное производство и составит 5 миллионов тонн по сравнению с производством в 4,8 миллиона тонн. Это подтверждает следующая статистика:

  • автобензинов (АИ-92, 95, 98) в 2022 году в Казахстане произведено 5,024 миллиона тонн, при потреблении — 5,025 миллиона тонн (2020 год — 4,5 миллиона тонн, 2021 год — 4,8 миллиона тонн);
  • дизельного топлива — 5,284 миллиона тонн, при потреблении — 5,610 миллиона тонн (2020 год — 4,679 миллиона тонн, 2021 год — 5,382 миллиона тонн);
  • авиатоплива — 0,666 миллиона тонн, при потреблении — 0,847 миллиона тонн (2020 год — 0,476 миллиона тонн, 2021 год — 0,702 миллиона тонн).

На сегодня в структуре потребления светлых нефтепродуктов в Казахстане основную долю составляет дизельное топливо — около 50%, автомобильный бензин — около 44% и авиационное топливо — 6%.

В этом году Казахстаном, богатым на нефтяные месторождения, запланирован импорт из России 40 тысяч тонн АИ-95 и 830 тысяч тонн дизельного топлива.

Хотя производство собственного топлива данных видов путем переработки нафты того же Актауского НПЗ внутри самого Казахстана на трех крупных заводах государству наверняка обошлось бы дешевле. Получается, нефтяной Казахстан все эти 30 лет остается с дефицитом бензина и ДТ как сапожник без сапог.

Кстати, дефицит бензина АИ-95 казахстанцы почувствовали в июле этого года и после аварии на Шымкентском НПЗ.

Также всем известно, что ежегодная нехватка дизеля аккурат в период сева и уборки урожая, то есть весной и осенью, на полях страны давно является острой головной болью для сельхозпроизводителей страны.

Поручение Романа Скляра игнорируют?

Представители НПЗ ТОО «Mangystau Oil Refining», по словам Абдыманапа Исабаева, не раз обращались за решением вопроса в Минэнергетики, Республиканскую общественную приемную партии AMANAT и даже попали на прием и спецсовещание с участием первого заместителя премьер-министра Романа Скляра. Однако каких-либо действенных мер в разрешении возникшей проблемы пока так и не принято, говорят в компании.

Так, в конце июня этого года после неоднократных обращений завода состоялось совещание с участием вице-премьера Романа Скляра, на котором обсуждалась возможность внесения изменений в приказ и переработку нафты на отечественных НПЗ, включая Атырауский.  

По итогам совещания Скляр поручил:

  1. Министерству энергетики, АО «НК «КазМунайГаз» в недельный срок проработать вопрос переработки нафты на отечественных нефтеперерабатывающих заводах с учетом законодательных, технических и экономических аспектов.
  2. Министерству энергетики в установленном законом порядке рассмотреть вопрос заявителя по вопросу экспорта нафты. Письменный ответ предоставить ответ заявителям в срок до 23 июля 2023 года.

«Однако неоднократные встречи с руководством АО «НК «КазМунайГаз» с руководством ТОО «Mangystau Oil Refining» не принесли каких-либо результатов. В целом поручение первого заместителя премьер-министра на сегодня фактически не исполнено», — констатируют представители завода.  

Так, АО «НК «КазМунайГаз» предлагал актаускому НПЗ продать свою нафту Атыраускому НПЗ по цене, сопоставимой со средней стоимостью нефти на внутреннем рынке.

«Предложенная АНПЗ цена составляет более чем вдвое меньше себестоимости производства нафты заводом, что является экономически нецелесообразным, — говорит Абдыманап Исабаев. — Реализация нафты по предложенной АНПЗ цене фактически приведет к возникновению убытков и не решит имеющуюся проблему. Себестоимость нашей нафты достаточно высокая — около 190 тысяч тенге за тонну без НДС, так как мы закупаем нефть для переработки по экспортной цене в коридоре 130-150 тысяч за тонну. В то время как АНПЗ предложил нам цену закупки нафты в 71 тысячу тенге за тонну».

По словам заместителя директора ТОО «Mangystau Oil Refining» Куаныша Тайгукова, мини-НПЗ в Казахстане не могут рассчитывать на то, что государство обеспечит их нефтью и поэтому закупают нефть у хозяев месторождений чуть выше экспортной цены, чтобы им было интереснее продать ее им, нежели отправить за рубеж.

По словам представителей завода, после их встречи 11 августа с министром энергетики Алмасадамом Саткалиевым им было дано поручение департаменту транспортировки и переработки нефти по решению проблемы дальнейшего развития НПЗ в Актау.

  • Во-первых, министр поручил, чтобы крупные НПЗ страны рассмотрели возможность покупки нафты у ТОО «Mangystau Oil Refining» на коммерчески целесообразных для сторон условиях, то есть чтобы договорились о продаже нафты не в убыток актаускому заводу.
  • Во-вторых, Алмасадам Саткалиев поручил рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство по переработки нафты, произведенной НПЗ малой мощности, на крупнотоннажных заводах страны.

В результате Казахстан получил бы дополнительные объемы топлива, а не закупал за границей, как сейчас. Тем более что спрос на дизель и бензин с каждым годом в республике только растет. Пока же по закону это невозможно, ответили заводу в Минэнерго, есть ограничения.

Завод ТОО «Mangystau Oil Refining» также просил министерство рассмотреть возможность исключения нафты из Перечня нефтепродуктов, запрещенных или ограниченных к экспорту из Казахстана за пределы таможенной территории ЕАЭС. 

Но, как сообщил компании руководитель Департамента транспортировки и переработки нефти Минэнерго Самат Мергенов, внесение изменений в приказ и выделение квоты специально для данного НПЗ невозможно. В силу обязательств, принятых страной перед Россией из-за импорта топлива.

Изначально же, по словам Абдыманапа Исабаева, введение этого приказа производителям в Минэнерго объясняли как меру против контрабанды дизельного топлива за рубеж, который якобы провозят под видом товаров прикрытия, в том числе нафты. И это беспокоило, в частности, и Агентство по финансовому мониторингу.

«Якобы госорганы не могут поймать всех контрабандистов. А где тогда КГД, органы безопасности? У нас не контролируется граница? Хорошо, а где цифры по контрабанде? Сколько незаконно вывезено за рубеж дизельного топлива? Эти цифры нам так и не предоставили, — говорит юрист НПЗ Абдыманап Исабаев. — Затем нам объяснили введение такого запрета обязательствами перед РФ. Ок, но ведь это не помогает. Дизельного топлива в стране ведь больше производиться не стало. Получается, это неэффективная мера, она не работает! Значит, нужны другие решения. Иначе в следующем году у нас будет снова большой дисбаланс по дизелю».

Какая ситуация сейчас

16 августа состоялось онлайн-совещание между представителями ТОО «Mangystau Oil Refining», департаментом транспортировки и переработки нефти, АО «НК КазМунайГаз» и АНПЗ.

«Однако пока каких-либо конкретных результатов в решении проблемы не достигнуто», — отмечает Абдыманап Исабаев.

По его словам, представители завода также обращались в администрацию президента РК, их письма направлялись в Минэнерго и там благополучно… почивали в бозе.

Но ждать у завода уже больше нет времени, говорят в НПЗ. Он более не может работать в убыток, а все возможные склады давно затоварены. Фактически до возможного банкротства завода счет идет на дни.

«Несмотря ни на что, у нас остается надежда на сохранение завода. Мы хотим, чтобы нас услышал президент Казахстана, который является гарантом Конституции, — говорит заместитель директора ТОО «Mangystau Oil Refining» Куаныш Тайгуков. — У нас очень трудолюбивый коллектив. Ранее здесь все было в руинах, это наследие Советского Союза, при котором на этом месте планировалось построить вагоноремонтное депо, но этот проект не реализовали и позже хотели организовать промывочный комплекс железнодорожных цистерн, но и это не получилось. Когда мы приобрели эту землю, то здесь работало всего 15-20 человек, была одна моечная машинка, которая то работала, то нет. То есть мы все восстанавливали с минусового баланса. Сейчас мы платим более 1,7 миллиарда налогов и акцизов и все эти 5 лет продолжали масштабироваться, в том числе есть планы развития в других регионах. Развитие нашего НПЗ — это эффективное решение многих острых вопросов топливной системы страны и жителей Казахстана. Мы очень надеемся, что государство обратит на нас внимание и окажет нам поддержку. Тем более денег мы не просим. Государство, на мой взгляд, должно поддержать отечественного производителя, тем более в ситуации, когда страна закупает топливо из России по высокой цене. Наш завод стоит в Мангистауской области и уже выпускает подакцизный товар в виде дизтоплива. Получается, Казахстану удобнее импортировать и ограничивать права своих же производителей?».

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×