Топ-100 «Технопарк – это посредник между государством, бизнесом и учеными»
  • 02 октября, 00:31
  • Астана
  • Weather icon +8
  • 480,11
  • 532,25
  • 5,14

«Технопарк – это посредник между государством, бизнесом и учеными»

Основная задача технопарка – стимулирование инновационной деятельности в регионе

Мы уже избалованы прогрессом и не замечаем, как ежедневно появляются все новые и новые изобретения, начиная от средств по уходу за волосами, лекарств, заканчивая автомобильной индустрией. Мы даже порой разочарованы, если в сфере наших интересов не произошло ничего нового. И очень часто не понимаем, что за каждой новинкой стоит кропотливая работа ученых. Это только в энциклопедиях для маленьких детей процесс изобретения закона всемирного тяготения иллюстрирован падением яблока на голову Ньютону. Там опустили такие этапы, как сбор информации, ее анализ, проведение опытов. А уж сейчас, когда наука шагнула далеко вперед, таких этапов стало больше.

Но есть такие организации, которые не дают ученым упасть духом на фоне отсутствия общественного интереса к науке в принципе. Например, Региональный технопарк Астаны. По порядку: региональный технопарк – дочерняя структура АО Национального агентства по технологическому развитию. Основная задача технопарка – стимулирование инновационной деятельности в регионе.

Мурат Акшалов, генеральный директор ТОО «Региональный технопарк Астана»: «Если говорить простыми словами – мы должны найти инноваторов и увлеченных наукой людей и помочь им превратить их разработку в бизнес. Предприниматель-инноватор может подать заявку в технопарк. Далее мы проводим определенные процедуры, такие как отбор, проведение комиссии. Причем мы помогаем ему правильно подать заявку: нет задачи отсеять инноваторов еще на первом этапе, напротив, мы всегда им рады. А далее они получают от государства безвозмездную помощь в виде услуг – бухгалтерских, юридических, по защите интеллектуальной собственности, организации встреч с инвесторами. То есть все для того, чтобы превратить инновационную идею в бизнес».

Долгое время Казахстан считали сырьевой базой. Но сейчас произошло переориентирование как государства, так и частного сектора на иные сектора экономики. Бизнес развивается быстрыми темпами. Уже не столь интересно просто заниматься торговлей. Все больше появляется высокотехнологичных видов бизнеса, ключевой становится идея. Движущей силой в этом направлении всегда были две категории людей: идеологи и управленцы. Идеологи – это те, кто может генерировать идею. Управленцы – те, кто сможет наладить все бизнес-процессы. Технопарк как раз помогает таким людям найти друг друга.

Мурат Акшалов: «Я считаю, что наши услуги сейчас наиболее востребованы. Ощущается рост инновационной активности, потребность в этой активности. Становятся востребованными площадки, где инноваторы могли бы общаться с представителями бизнеса, обсуждать варианты взаимодействия. Государство активно внедряет индустриализацию, бизнес создает новые рабочие места. Причем надо все делать быстро, время не ждет. Государство понимает, что частному капиталу сложно войти в рискованные венчурные проекты, пока у них не будут снижены риски. И вот как раз такие проекты, в которых мы работаем – инкубирование, инновационные гранты – это снижает риски для бизнеса. И если бизнес чувствует, что риски снижены, он охотнее инвестирует».

По мнению многих казахстанских ученых, в этой сфере сейчас замкнутый круг. С одной стороны – новоиспеченным ученым стало важнее защитить диссертацию, нежели воплотить свою теоретическую задумку в реальность. С другой – нет явно выраженной потребности в этих самых задумках. В итоге молодым ученым не хватает знаний, потому что «нахвататься вершков» ради диссертации – это не фундаментальное изучение материала, мотивации нет, и инноваций тоже нет. Возможно, и само слово «изобретение» скоро выйдет из обихода.

Мурат Акшалов: «Как раз нет. Инноваторы всегда были и будут. Конечно, образ изобретателя - это такой романтический образ. Но ясно одно: это человек, зараженный своей идеей. Он не может жить без нее  и готов доказать миру ее полезность. Во многих случаях общество не воспринимает их как стандартных стереотипных людей. Они часто изолированы, они одиночки. И наша задача – создать в технопарке такие условия, чтобы они к нам обращались и не проходили все бюрократические проволочки. Чтобы они на деле ощущали свою востребованность. Мы работаем с университетами Астаны и Акмолинской области. И изобретения в нашем случае - это то, что было разработано в лабораториях, классические, можно сказать, разработки в области химии, физики и других науках. Это новшества, которые они изобрели в классических условиях. У них может быть, уже есть патент, но наличие патента не является коммерциализацией. Автором инновации может быть и частный изобретатель. Это люди, которые работают практически на кухне или в гараже, в кустарных, скажем так, условиях. Это люди, которые тоже не могут жить без усовершенствований. И третья категория изобретений, с которыми к нам обращаются, - это внедренческие новшества. Т.е. разработчики увидели что-то за рубежом и решили адаптировать это к казахстанским условиям. Я считаю это также изобретением, потому что, во-первых, это показатель широкого кругозора. И порой не стоит изобретать велосипед, лучше взять готовое и адаптировать к местным реалиям».

Слово «технопарк» - новое для обывателя. А уж для ученого вообще сама потребность куда-то обращаться, составлять презентации, как это необходимо в бизнесе, вести переговоры… Уж лучше потихоньку ваять свою теоретическую работу.

Мурат Акшалов: «Действительно, наша задача заключается в том, чтобы превратить язык науки в язык бизнеса. Нельзя загружать ученого непонятными ему стандартами, правилами. Ему надо оставаться ученым-изобретателем и из него невозможно сделать управляющего, банкира. Что ему надо сделать? Просто обратиться к нам. А дальше уже нам надо понять, на каком этапе находится его изобретение. Это просто идея или есть уже опытный образец. Возможно, надо провести какие-то технические дополнения, исследования. Конечно, самому ученому надо помочь нам немного, разъяснить свое видение – насколько, по его мнению, будет востребована его разработка, в каком секторе надо ее применять. Далее уже мы совместно стараемся понять, устроит ли потенциального клиента такой вид разработки -  может, нужна опытная партия. Что важно понимать? Что статистически одна из сотни или даже тысячи разработок превращается в бизнес. Риски в этой сфере огромны, так как разработок очень много. Поэтому самому ученому надо со своей стороны приложить усилия. Результат будет только в коллективном трудовом процессе».

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×