Топ-100 «Черный день» постсоветского кинематографа: погиб Сергей Бодров-младший
  • 19 марта, 16:16
  • Астана
  • Weather icon 0
  • 449,3
  • 489,69
  • 4,89

«Черный день» постсоветского кинематографа: погиб Сергей Бодров-младший

Фото: Рамблер

20 сентября в истории: хиджра пророка Мухаммеда, два папы Римских, расстрел бакинских комиссаров.

Каждый день в истории отмечен важными событиями в области политики, науки, географических открытий, словом, всего, что двигало вперед человечество. Инвентаризацию исторического багажа провел корреспондент Total.kz.

Хиджра пророка Мухаммеда

20 сентября 622 года пророк Мухаммед и его приверженцы переселились из Мекки в Медину. Произошло это после того, как аристократия Мекки наконец-то обратила внимание на проповеди пророка. Его ранние выступления аристократов не волновали, но как только Мухаммед начал говорить о предках, горящих в адском пламени из-за того, что не знали ислама, мекканские «лучшие люди» забурлили. Тема предков для арабов священна, а потому на Мухаммеда и мусульман начались гонения.

Под давлением соплеменников на молодую мусульманскую общину пророк Мухаммед предложил своим последователям укрыться в Эфиопии — первая группа беженцев отправилась туда под предводительством Усмана ибн Аффана. Они выехали в апреле-мае 614 года, вторая группа последовала за ними не позднее конца 615 года, на пятом году пророчества.

Та же священная тема предков и в целом родственников сыграла злую шутку и с аристократией Мекки, которая принялась давить на родню уехавших, принуждая к полному разрыву связи с ними. Мусульманам был объявлен бойкот: с ними запрещалось вести любые виды торговых сделок и заключать браки. Подобная мера, никогда ранее не применявшаяся, постепенно вызвала крупное недовольство среди мекканцев. Живые родственники, как и умершие предки, для арабов были священной темой, вследствие чего представители различных родов так или иначе нарушали бойкот. Через два или три года несколько наиболее влиятельных мекканцев взяли на себя гарантию неприкосновенности и покровительства и положили конец бойкоту.

Медина, куда переселились мусульмане с Мухаммедом, не была населена только арабами, значительную часть жителей города составляли еврейские (или иудаизированные арабские племена) бану кайнука, курайза, надир, фитьяун.

Арабы Ясриба (так назывался тогда город) были представлены племенами аус и хазрадж, тесно связанными родственными узами с южноарабским племенем азд и претендовавшими на родство с Гассанидами. Постоянные распри между этими племенами побудили их обратиться к пророку Мухаммеду как к третейскому судье и предводителю.

Сам Мухаммед, как только переселение мусульман в будущую Медину приобрело тотальный характер, был вынужден укрыться в доме Абу Бакра, одного из своих ближайших последователей. Ночью пророк и его последователь бежали за город и в течение трех суток скрывались от соплеменников, всполошенных внезапным исчезновением возмутителя спокойствия. Лишь после прекращения поисков, в последние дни июля 622 года, пророк присоединился к переселившейся в Ясриб общине. Это событие может считаться основанием первого исламского государства. Период до хиджры именуется джахилия (в широком смысле означает доисламский период в целом).

Мусульманская община, переселившаяся в Ясриб, насчитывала 80-100 человек; в дальнейшем этих людей стали называть мухаджирами, то есть «совершившими переселение». Именно они, наиболее преданные последователи пророка, считались в будущем самыми авторитетными и уважаемыми членами мусульманской общины. В ближайшие годы мухаджиры так или иначе породнились между собой посредством браков между своими детьми: например, Мухаммед выдал за Али свою дочь Фатиму, взяв в то же время в жены дочерей Абу Бакра (Аишу) и Умара (Хафсу). Население же Ясриба, принявшее к себе мусульманскую общину, стали называть ансарами.

Именно в этот период Мухаммед отверг старую практику распределения доходов (в частном случае — военной добычи), согласно которой 1/4 доставалась вождю. Он задал более скромную долю — 1/5, называемую хумс. Пророк постановил, что наибольшую долю оставшегося дохода должны получать мухаджиры, после них — ансары и лишь в последнюю очередь — прочие члены общины. В грядущем этот прецедент приведет к чрезвычайному обогащению малой части мусульманского общества, нарастанию неравенства и перерождению общины в государство.

Папы и антипапы

20 сентября 1378 года в католической церкви началась Великая Смута, или Схизма, то есть раскол, продолжавшийся почти 40 лет. А все началось с того, что решивший покинуть Авиньон (после одноименного пленения) и вернуться в Рим французский папа Григорий XI взял да и помер, не назначив преемника. Произошло это 27 марта 1378 года.

А у кардиналов возникло некислое ощущение дежавю. Еще недавно томившиеся в Авиньоне по воле французского монарха Филиппа IV Красивого, которому очень нужно было видеть папой своего соотечественника, теперь они оказались заблокированы в Латеранском дворце. Вокруг собралась толпа римлян, требовавшая, чтобы новый папа был уроженцем Вечного города или, на худой конец, итальянцем. Кардиналам ничего не оставалось, как пойти на компромисс — они избрали папой неаполитанца Урбана VI. Папа был хоть и из итальянского города, но им по крайней мере управляли французы — шовинистически решили, немного посовещавшись, преосвященства.

Не прошло и года, как кардиналы, ошалев от политики нового папы, отказались подчиняться Урбану VI, объявив его душевнобольным. Прибывшим на вызов санитарам они объяснили, что выбрали Урбана под давлением толпы, и вообще, он сам себя провозгласил папой.

Курия избрала «альтернативного» папу — Климента VII, который тут же переехал в уже знакомый всем и осточертевший Авиньон.

Урбан VI, невзирая на происходящий демарш, остался папой. Так у католиков появилось сразу два наместника Бога на земле. И оба проявляли неуместную для священников такого ранга прыть, активно укрепляя свои позиции. Оба ставили своих кардиналов, создавали свои курии, свои фискальные системы. Вскоре последовали взаимные анафемы.

Католическое сообщество испытало мощный разрыв шаблонов, а Европа раскололась на противоборствующие стороны. Урбана поддержали Папская область, Северная Италия, Дания, Норвегия, Польша, Венгрия, Фландрия и Англия. За Климента рвали глотки в Неаполе, Сицилии, Франции, Шотландии, Кастилии и Леоне, Арагоне, Наварре, Савойе, Уэльсе и на Кипре.

В результате борьбы возникли римская линия, которую последовательно представляли Урбан VI, Бонифаций IX, Иннокентий VII и Григорий XII, и авиньонская линия, за которую тянули папскую лямку Климент VII, а затем Бенедикт XIII. Конфликт усугублялся политическими и дипломатическими разногласиями в Европе.

В 1409 году обе стороны согласились съехаться на собор в Пизе, который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы (победа консилиаристов). Однако оба папы — римской линии Григорий XII и авиньонской линии Бенедикт XIII — отказались туда прибыть. Собор заочно низложил их обоих, а затем избрал нового папу — Александра V, который разместил свою резиденцию в Пизе. В результате в западной Церкви стало трое пап. Шаблоны продолжали рваться.

В 1414–1418 годах состоялся XVI Вселенский собор в Констанце, формально созванный германским императором Сигизмундом. Папа пизанской линии Иоанн XXIII, избранный преемником умершего Александра V, дал согласие на проведение собора. Видимо, этот папа решил, что он самый хитрый из претендентов, но собор оказался хитрее: низложены были все три папы, и 11 ноября 1417 года избран четвертый — Мартин V. На этом, собственно, раскол и прекратился.

После смерти Мартина V была всего одна попытка рецидива раскола — избрание Базельским собором антипапы Феликса V, он же герцог Савойский Амедей VIII. Но Феликса признавали папой только в его наследственных владениях — Савойе и Женеве. В 1449 году он помирился с Римом и отрекся от сана.

Расстрел бакинских комиссаров

20 сентября 1918 года произошло в общем-то рядовое для Гражданской войны событие, которое усилиями советской пропаганды превратилось в своего рода античную трагедию. В этот день, а точнее поздно ночью, в чистом поле на 207-й версте между телеграфными столбами №118 и №119 были расстреляны 26 человек — знаменитые бакинские комиссары.

26 бакинских комиссаров — руководители Бакинского Совнаркома. Они казнены под Красноводском по приказу правительства Туркестана за сдачу Баку турецко-азербайджано-дагестанским войскам. Комиссаров арестовала в Баку Диктатура Центрокаспия (1 августа 1918 года) по обвинению в жестоком подавлении антибольшевистских выступлений в марте 1918 года, в ходе которого были убиты около 10 тысяч человек.

Примечательно, что бакинские комиссары могли выжить и даже попытались бежать, но моряки, не питавшие никаких положительных чувств к большевикам, не повезли их в Астрахань, как того добивался Анастас Микоян, руководитель бакинского подполья, а сдали властям Красноводска. Красноводск подчинялся ашхабадскому Закаспийскому временному правительству, состоявшему из эсеров во главе с машинистом паровоза Федором Фунтиковым.

Смерть бакинских комиссаров так красочно была описана в советской пропаганде, потому что позволяла привязать к этим событиям Великобританию и тем самым доказать наличие иностранной интервенции (знаменитое «кольцо врагов», окружившее молодую Советскую республику). Но британские войска не только не имели отношение к расстрелу, но, похоже, даже и не знали о нем, решая на территории Азербайджана свои частные задачи.

Расстрел бакинских комиссаров — это первый, задолго до Карабаха, раскол между Азербайджаном и Арменией. Дело в том, что бакинский Совнарком был преимущественно армянским по национальному составу и поддерживался армянской же партией «Дашнакутцюн», чьи боевые отряды устроили кровопролитие в Баку, устанавливая власть большевиков. Об этом свидетельствует и судьба памятника, посвященного комиссарам. Их останки в 1920 году были перевезены в Баку и торжественно захоронены на площади, получившей соответствующее название. В 1958 году на Площади 26 бакинских комиссаров был установлен памятник, а в 1968 году сооружен пантеон. А 12 января 2009 года руководство Азербайджана демонтировало это сооружение, а останки тел снова были перезахоронены. Причем оказалось, что их там осталось всего 23 — трое бесследно испарились, включая председателя бакинского Совнаркома Степана Шаумяна.

Погиб Сергей Бодров-младший

20 сентября 2002 года постсоветский кинематограф понес неожиданную и весьма болезненную утрату — в этот день не стало Сергея Бодрова-младшего, всероссийского последнего героя, известного прежде всего по роли Данилы Багрова из фильмов «Брат» и «Брат 2».

Ранним утром этого «черного дня» съемочная группа нового фильма «Связной» режиссера Сергея Бодрова-младшего отправилась из Владикавказа в горы. Съемки шли весь день. Когда стемнело, группа, включая семерых участников конного театра «Нарты», двинулась обратно в город.

В 20:08 внезапно начался сход ледника Колка, ледовый обвал за несколько минут накрыл все Кармадонское ущелье 60-метровым слоем льда и камней. Спастись никто не успел.

По официальной версии, со скалы на горе Джимара сорвался один из висячих ледников. Масса льда упала на ледник Колка, тот сорвался с ложа и двинулся вниз по ущелью со скоростью до 180 км/ч, захватывая за собой моренный материал.

Крупномасштабные спасательные работы длились несколько месяцев, группа добровольцев и родственников пропавших без вести оставалась на леднике до февраля 2004 года. После трагедии пропавшими без вести числятся более ста человек, не были обнаружены и останки Бодрова, что вселяло в армию его поклонников робкую надежду на то, что Сергей сумел выжить. Эта надежда теплится и поныне.

Бодров-младший был одним из тех редких представителей мира богемы, кино, о чьей личной жизни не судачили в каждом таблоиде.

В 1997 году Сергей, работавший ведущим программы «Взгляд», познакомился со своей будущей женой Светланой (автором телевизионных программ «Акулы пера» и «Канон» на ТВ-6). Все началось на Кубе, куда Светлана, Сергей и многие другие тележурналисты отправились для освещения фестиваля молодежи и студентов. Поженились они в 1998 году и дальнейшую жизнь никогда не делали предметом общественного внимания. Вскоре в семье Бодровых появилась дочь Оля, а буквально за месяц до трагедии у них родился сын Александр.

«Я всегда, с детства, знал, как будет выглядеть моя жена. Видимо, много думал об этом. И когда ее встретил, то, конечно, сразу узнал и женился. Но только о личной жизни я говорить не люблю. Скажу лишь, что семья, близкие люди — это степень свободы. А свобода — самое важное, что есть у человека», — говорил в одном из интервью Сергей Бодров.

В детстве он мечтал работать водителем мусоровоза, чтобы ездить на «большой оранжевой машине». Но судьба подкинула ему неожиданную профессию, когда в 1991 году он, будучи студентом, изучал искусство в Италии — там Сергей устроился работать спасателем на пляже местного курортного городка. Он приезжал сюда трижды и считал себя самым счастливым на курсе.

Сергей учился в московской школе №1265 с углубленным изучением французского языка. Учителя говорят, что он был в меру подвижным и шебутным, но никогда не был злым или пакостником.

Школа возложила на Сергея обязанность знаменосца. Каждую среду класс Бодрова после уроков ездил на фабрику «Ударница», чтобы упаковывать сладкие продукты. В течение четырех часов школьники расфасовывали сладости в коробки, которые потом сами перевязывали. Заработанные деньги отдавали школе, и они шли на организацию экскурсий.

В декабре 2012 года в школе была установлена мемориальная доска в память о Сергее Бодрове.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×