Топ-100 Как монголы доказали, что они любят Чингисхана больше казахов
  • 26 апреля, 18:17
  • Астана
  • Weather icon +12
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

Как монголы доказали, что они любят Чингисхана больше казахов

Фото: Википедия

26 сентября в истории: рождение Госдепа США и шесть авиационных катастроф.

Каждый день в истории отмечен важными событиями в области политики, науки, географических открытий, словом, всего, что двигало вперед человечество. Инвентаризацию исторического багажа провел корреспондент Total.kz.

Первый госсекретарь США

26 сентября 1789 года Томас Джефферсон получил назначение на должность первого в истории США государственного секретаря. Государственный секретарь в политической системе Штатов — третья по влиятельности персона после президента и вице-президента. Однако при этом в народе об этой должности гуляет анекдот.

«Было у отца два сына, один из них стал моряком дальнего плавания, а второй — госсекретарем. Больше он про своих сыновей ничего не слышал», — соль шутки в том, что должность госсекретаря в США не всегда была публичной.

Но вернемся к Джефферсону, который получил должность госсекретаря не за красивые глаза или родство с президентом. Джефферсон был одним из пятерки так называемых Отцов-основателей — комитета по созданию Декларации независимости США. Кроме Джефферсона в эту славную компанию попали Джон Адамс, Бенджамин Франклин, Роджер Шерман и Роберт Р. Ливингстон. На одной из встреч комитета эти четверо единогласно попросили Джефферсона самому написать декларацию.

До поста госсекретаря Джефферсон был послом США во Франции, из-за океана помогая американским повстанцам, сражавшимся за независимость. Став госсекретарем, Джефферсон вскоре развязал конфликт с секретарем казначейства США Александром Гамильтоном. Они не сошлись в вопросах налоговой политики, а особенно сильно повздорили, обсуждая, как страна должна погашать военные задолженности. Гамильтон считал, что выплаты по долгам должны быть равно распределены по бюджетам каждого штата, Джефферсон поддерживал принцип выплаты каждым штатом своих собственных задолженностей. Изюминка в том, что родная Джефферсону Виргиния практически не имела долгов, а потому и не хотела платить за себя и «за того парня».

Конфликт привел к тому, что Гамильтон и его партия федералистов стали отождествляться Джефферсоном с монархистами и консерваторами, стремящимися подорвать устои республики. Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон основали Демократическо-Республиканскую партию, создав по всей стране сеть своих союзников-республиканцев для борьбы с федерализмом.

Сам госдепартамент, который возглавлял Джефферсон, был создан буквально под него. Изначально он назывался Департаментом иностранных дел (Department of Foreign Affairs), а конгрессмены обсуждали возможность создания отдельного департамента внутренних дел (Department of Home Affairs). Их остановил президент Джордж Вашингтон, который, учитывая весомость фигуры Томаса Джефферсона, решил совместить два департамента (иностранных и внутренних дел) в одном — для этого в сентябре 1789 года он переименовал Департамент иностранных дел в Департамент по положению дел (Department of State). В 1849 году в связи с присоединением к США крупных территорий, уступленных Мексикой по результатам войны, был создан Департамент внутренних дел (Department of the Interior), а Департамент по положению дел вновь стал заниматься лишь иностранными делами, но обратно переименован не был.

Шесть авиакатастроф в один день

26 сентября в разные годы в мире произошла серия авиакатастроф, тем самым сделав этот день «черным» для гражданской авиации.

Открывает скорбный мартиролог 26 сентября 1960 года. В этот день в районе московского аэропорта Шереметьево разбился самолет Vickers 837 Viscount Австрийских авиалиний, при этом погиб 31 человек. Примечательно, что в истории Австрийских авиалиний это была единственная катастрофа.

Самолет выполнял международный рейс 901 по маршруту Вена – Варшава – Москва. Из-за плохих погодных условий на маршруте рейс 901 отставал от расписания на 35 минут. Во время захода на посадку авиалайнер в 11 километрах от начала полосы, вблизи поселка Крюково, оказался в 20 метрах над землей, зацепив при этом верхушки деревьев. Пилоты потянули штурвалы на себя, пытаясь исправить ситуацию, но потерявший скорость самолет врезался в лес и, промчавшись через деревья на протяжении 400 метров, разрушился. Выжили всего шесть человек, в том числе стюардесса.

Ранним утром 26 сентября 1976 года пилот Западно-Сибирского управления гражданской авиации Владимир Серков произвел самовольный взлет на самолете Ан-2 без пассажиров с одной из рулежных дорожек аэропорта «Новосибирск-Северный». Некоторое время покружив над городом на предельно малой высоте, в 8 часов 20 минут утра пилот направил свой самолет в пятиэтажный жилой дом, находящийся по адресу Степная ул., 43/1.

Самолет врезался в фасад дома между третьим и четвертым этажами в районе лестничной клетки, пробив в стене дыру около двух метров в диаметре. Сам «камикадзе» при столкновении погиб. Хотя большая часть конструкции самолета после столкновения осталась вне здания и упала на землю, в доме возник пожар — внутрь него выплеснулся и загорелся авиационный бензин.

От ожогов, неудачных прыжков из окон и с балконов погибли четыре человека, причем трое из них — дети не старше шести лет. Пострадали 11 жильцов (4 человека получили тяжелые повреждения, 5 — средней тяжести и 2 — легкие).

Как показало расследование происшествия, в подвергшемся атаке «камикадзе» доме проживали родители жены пилота, к которым она вернулась вместе с ребенком после того, как решила расстаться с мужем. По-видимому, летчик решил свести счеты с жизнью и заодно отомстить своей супруге. Однако никого из членов ее семьи в момент тарана в доме не оказалось.

26 сентября 1991 года в Финском заливе близ Санкт-Петербурга потерпел катастрофу Ан-24 компании «Полет», в результате чего погибли 10 человек.

Самолет должен был выполнить грузовой рейс из Санкт-Петербурга в Воронеж по доставке телевизоров и комплектующих. На борту, помимо трех членов экипажа — командира, второго пилота и бортмеханика, были еще семь пассажиров. Вылетев из петербургского аэропорта Пулково, Ан-24 начал набор высоты, когда спустя всего 5 минут упал в воды Финского залива. Все 10 человек на борту погибли.

Согласно результатам расследования, двигатели работали вплоть до столкновения с водой. Также в кабине находились дымозащитные маски, которые экипаж успел подготовить. Однако причина катастрофы так и не была установлена.

26 сентября 1992 года в окрестностях Лагоса потерпел катастрофу C-130H Военно-Воздушных сил Нигерии, при этом погибли не менее 158 человек.

Самолету предстояло перевезти группу военных из Лагоса в Кадуну и Джос. Ранее в городке Икея прошел ежегодный турнир по сквошу, участники которого и болельщики возвращались обратно. Вылет должен был состояться 25 сентября, но был задержан на день из-за проблем с одним из двигателей. Утром 26 сентября вылет задержали по той же причине.

Взлет состоялся ближе к шести вечера в сгущающихся сумерках. Большинство сидений в самолете даже не имели ремней безопасности. Когда этот летающий сарай наконец-то оторвался от полосы, пилот доложил диспетчеру об отказе двигателя. Диспетчер дал разрешение возвращаться в аэропорт. При развороте отказал еще один двигатель, поэтому экипаж принял решение совершить аварийную посадку на канал Эджигбо и развернул самолет нужным курсом. В этот момент отказал третий двигатель. Тяжелая машина резко опустила нос и врезалась в болото на берегу канала, от удара оторвало правую плоскость крыла и хвостовую часть.

В аэропорту поначалу не поняли, что это там громыхнуло вдали. Когда стало известно, что катастрофа произошла на болоте, поиски в связи с наступлением темноты были отложены до утра следующего дня. Ну а утром ни одного выжившего не осталось — многие погибли в возникшей после удара давке либо утонули. Точное число погибших не было известно, так как самолет сильно зарылся в грунт, а многие тела разорвало при ударе на несколько частей. В первый день поисков были найдены только 27 тел. Достоверно удалось определить, что на борту было не менее 150 граждан Нигерии, пять граждан Ганы и по одному из Зимбабве, Танзании и Уганды (военный офицер), то есть погибли как минимум 158 человек.

Отказ двигателей был вызван загрязнением топлива. Произошло ли загрязнение топлива из-за ошибок при заправке, некачественного обслуживания и ремонта самолета либо это была диверсия, точно не известно.

26 сентября 1994 года в Красноярском крае России, в районе Ванавары (Эвенкийский АО) разбился Як-40, в результате авиакатастрофы погибли 28 человек.

Самолет выполнял пассажирский рейс из Красноярска в Туру, на борту находились четыре члена экипажа и 24 пассажира (21 взрослый и три ребенка). Пока проходил полет, погодные условия в Туринском аэропорту Горный стали гораздо хуже, но экипаж не был своевременно об этом предупрежден. Борт трижды пытался совершить посадку в Туре и все три раза был вынужден прерывать заход.

Экипаж принял решение лететь на запасной аэродром — Ванавара, расстояние до которого составляло 453 километра. Но на расстоянии 41 километр от Ванавары, когда Як-40 следовал на эшелоне 3000 метров, топливо закончилось, в результате чего в двигателях произошел срыв пламени и они остановились.

Для вынужденной посадки был выбран берег реки Чамба шириной около 20 метров. Командир самолета передал на землю такое сообщение: «Ищите нас на речке».

С убранными шасси авиалайнер начал заходить на посадку, но на скорости 235 км/ч врезался в верхушки деревьев, при этом отделилась правая плоскость. Входя в быстро увеличивающийся правый крен, Як-40 воткнулся в землю у реки и полностью разрушился. Перевернутый фюзеляж остановился частично в воде и частично на берегу. Все 28 человек на борту погибли.

Наконец, 26 сентября 1997 года произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории Индонезии. Авиалайнер Airbus A300B4-220 авиакомпании Garuda Indonesia выполнял внутренний рейс GA152 по маршруту Джакарта – Медан в условиях плохой видимости из-за лесных пожаров на Суматре. Неразбериха в переговорах с диспетчерами привела к тому, что лайнер при заходе на посадку врезался в гору в 32 километрах от аэропорта Медана и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 234 человека — 222 пассажира и 12 членов экипажа.

Статуя Чингисхана

Очевидно, для того чтобы покончить со спорами о национальной принадлежности Чингисхана, на которого, помимо казахов, предъявляют права и китайцы, в Монголии отгрохали самую большую в мире конную статую этому завоевателю. Открыли статую 26 сентября 2008 года.  

Конная статуя расположена в 54 километрах к юго-востоку от центра Улан-Батора в местности Цонжин-Болдог. Эта территория административно входит в состав улан-баторского городского административного района Налайх. По преданию, именно здесь, недалеко от границы с аймаком Туве, рядом от берега реки Туул, Чингис нашел золотую плетку.

Автор проекта статуи — скульптор Эрдэнэбилэг при участии архитектора Энхжаргала. Высота статуи — 40 метров без учета десятиметрового постамента. Изваяние покрыто нержавеющей сталью весом 250 тонн и окружено 36 колоннами, символизирующими ханов Монгольской империи от Чингиса до Лигдэн-хана. В двухэтажном постаменте размещаются художественная галерея, музей эпохи хунну, бильярдная, рестораны, сувенирная лавка и конференц-зал. На голове лошади располагается смотровая площадка.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×