Депутаты требуют пересмотреть программу «Дорожная карта бизнеса-2020»
Депутаты партии «Ак жол» требуют пересмотреть параметры программы «Дорожная карта бизнеса-2020» (ДКБ) в интересах отечественных производителей. Об этом заявил руководитель фракции Азат Перуашев в ходе вчерашнего рассмотрения бюджета в мажилисе, передает Total.kz.
Перуашев привел в пример машиностроительную отрасль, которая в рамках ДКБ признана одним из приоритетных секторов, способных сыграть стабилизирующую роль в казахстанской экономике и обусловить ее уход от нефтяной зависимости.
При этом с 2010 года установлено, что в программу субсидирования могут включаться проекты, стоимостью не более 4,5 млрд тенге. На тот момент это составляло около 30 млн долларов, но в нынешних условиях, после двух девальваций, 4,5 млрд тенге стали эквивалентны 13 млн долларов, что в 2,5 раза уменьшило размеры предприятий, способных получить доступ к субсидиям.
Но если для отраслей, имеющих малые предприятия, такое снижение допустимо, то для машиностроения оно крайне болезненно, поскольку это очень капиталоёмкая отрасль. В силу большой стоимости основных фондов в машиностроении нет малого бизнеса. При этом в стоимости машиностроительных проектов основную часть составляют не здания и сооружения, а оборудование, которое не производится в Казахстане и полностью завозится из-за рубежа. Поэтому стоимость этих проектов прямо привязана к иностранной валюте.
«Практически, сократив критерии отбора в валюте, вместо предприятий полного цикла программа теперь стимулирует «половинчатые» проекты с незавершенным технологическим процессом. Образно говоря, мы вынуждаем бизнес вместо реального производства своей техники просто привинчивать колеса к чужой. Но вряд ли такие предприятия смогут изменить структуру экономики и повлиять на ее развитие. Более того, такой подход сдерживает дальнейший рост средних предприятий машиностроения до более крупных проектов с законченным циклом», – считает Перуашев.
ИА Total.kz
Смотрите также: