Ожидает ли казахстанские СМИ падение в информационную пропасть?
В Алматы собрались ведущие специалисты казахстанской медийной отрасли. Центральной темой девятой конференции по вопросам развития отечественного рынка средств массовой информации «Медиа Курултай 2016» стало развитие медиарынка в условиях изменений информационной политики в государстве, передает Total.kz.
Стартовала конференция с обзора основных событий медийной отрасли за год – это сокращение рекламных бюджетов, уход с рынка целого ряда СМИ, изменения в профильном законодательстве, создание профильного министерства и многое другое.
Генеральный директор TNS Central Asia Татьяна Старцева дала краткую характеристику текущего состояния медиарынка с точки зрения монетизации и потребления контента. Согласно проведенному анализу, объем рекламного рынка в настоящее время составляет около 37 млрд тенге. При этом эксперты прогнозируют дальнейшее снижение примерно на 10%. В первую очередь рекламодатель будет сворачивать свою деятельность на полях печатных изданий, поскольку традиционная пресса интересует всего 2% населения Казахстана. Самым востребованным СМИ остается телевидение, на втором месте – интернет, который после роста в течение предыдущих лет вошел в фазу стагнации.
«В среднем люди тратят на телевидение 57% своего времени, аудитория традиционной прессы составляет всего 2%. Однако ситуация меняется в зависимости от возраста – чем моложе аудитория, тем больше времени она проводит в интернете, чем старше – тем больше она отдает предпочтение телевидению и прессе», – сообщила Татьяна Старцева, сделав вывод, что для работы с более молодой аудиторией необходимо использовать digital-инструменты и соответствующие площадки.
В свою очередь, генеральный директор «31 канала» Багдат Коджахметов подтвердил, что действительно в конце 2015 года зафиксировано падение рекламного рынка на 46%, снижение продолжилось и в 2016 году. «Ближайшим к нам рынком является российский, поэтому при анализе невольно напрашиваются сравнения: в России 600 крупных рекламодателей и более четырех тысяч брендов, в Казахстане же всего 350 рекламодателей и 600 брендов. Такая «узость» рынка, безусловно, существенно усложняет заработок на рекламе», – сообщил спикер. При этом Багдат Коджахметов от лица коммерческих телеканалов подчеркнул, что участники рынка возлагают определенные надежды на положительное решение вопроса разрешения рекламы слабоалкогольных напитков на телевидении. По прогнозам, это обеспечит прирост дохода на уровне около 11%.
Как известно, активным участником казахстанского медийного рынка является государство посредством размещения госзаказов в СМИ. Интересен тот факт, что объем рынка госзаказа превышает объем рекламного рынка – это 40 и 37 млрд тенге соответственно.
Однако медийное сообщество убеждено, что государство нерационально распределяет бюджетные средства в рамках госзаказа. Так, директор Правового медиацентра Диана Окремова озвучила данные, согласно которым госзаказ в СМИ лишь на 10% реализуется посредством тендеров и на 90% – путем прямого распределения бюджетных средств по государственным СМИ.
«Одной из серьезных проблем является отсутствие прозрачности при определении размеров сумм, которые тратятся государством на освещение тех или иных тем. При этом иногда на саму деятельность тратится средств меньше, чем на ее освещение», – отметила Диана Окремова.
Ситуацию прокомментировал вице-министр информации и коммуникаций РК Алан Ажибаев: «Госзаказ – это мировая практика. Он нужен для того, чтобы обеспечить равные условия для государственных и коммерческих СМИ. Ведь если запретить рекламу в государственных СМИ, в частности, на телеканалах, то зритель вполне может уйти именно туда, где рекламы нет. Готовы ли коммерческие СМИ к такому повороту?».
Вице-министр также добавил, что в этом году негосударственные СМИ также приняли участие в госзаказе на сумму более 2 млрд тенге. «Важный вопрос для министерства сейчас – формирование адекватной рыночной ситуации ценовой политики для телевидения, печатных и интернет-изданий. Уже с 2017 года участники рынка смогут увидеть результаты работы по формированию нового ценообразования», – резюмировал Алан Ажибаев.
В ответ глава правового медиацентра подчеркнула, что «для любых трат денег налогоплательщиков должны быть четкие индикаторы эффективности, которых пока, к сожалению, нет».
Дисбаланс на медийном рынке подтвердил и генеральный директор телеканала «Новое телевидение» Руслан Никонович, отметив, что «если коммерческие СМИ должны зарабатывать, то государственным достаточно просто осваивать полученные средства». Эксперт также отметил, что отечественные телеканалы не могут на равных конкурировать с иностранными по одной простой причине: рынок выстроен так, что национальные телеканалы вынуждены платить операторам связи за выход к аудитории, а операторы связи, в свою очередь, платят иностранным телеканалам за вещание на территории Казахстана.
В ходе дискуссии представители независимых СМИ рассказали о способах выживания и развития в период кризиса и при отсутствии поддержки со стороны государства. Так, в основе их борьбы за аудиторию лежит креативный подход, верность принципам высокой журналистики, разнообразие и уникальность контента.
ИА Total.kz
Смотрите также: