Министр Султанов объяснил увеличение налога на добычу воды в 500 раз экономией ресурсов

Министр финансов РК Бахыт Султанов считает, что повышение налога на добычу полезных ископаемых направлено на экономию природных богатств.
Согласно законопроекту по вопросам налогообложения и таможенного администрирования, внесенного в мажилис, производителей воды, напитков и других предприятий, где используется очищенная вода, фактически приравняли к недропользователям. С принятием закона налог на добычу подземных вод может возрасти почти в 500 раз и составит 1983 тенге за тонну, тогда как в соседней России аналогичный вид налога составляет 23 тенге за тонну, в Беларуси 78 тенге. При этом у министра свое видение этого процесса.
«Это сделано для того, чтобы они (производители – прим. ИА Total.kz) более рационально относились к ресурсам. Потому что один указывает одну цену, второй – другую. Чтобы не было разноголосицы, общим знаменателем будет являться количество добытой воды. Поэтому мы меняем ставку налога не к цене, а к объему добытой воды. Понятно, производители будут пытаться переложить бремя на плечи потребителей, но мы пытаемся менять подходы, приводя их под общий знаменатель», – прокомментировал Бахыт Султанов.
Тем временем, бизнесмены отмечают, что конкурентоспособность отечественной продукции упадет и рынок заполонят зарубежные производители, а многие предприятия попросту закроются. По их мнению, налоговые ставки для предпринимателей составят один миллиард в год, что на 70% увеличит налоговую нагрузку на производство и в конечном счете отразится на стоимости продукции.
Комитет госдоходов Министерства финансов приводит свои доводы.
«В настоящее время производители минеральных вод платят налог на добычу полезных ископаемых в размере два-три тиына с одного литра добытой воды. То есть фактически государство продает недропользователям воду по три тиына за литр. При этом продажная, даже оптовая цена не бывает ниже 30 тенге за литр», – сообщается в пресс-релизе Комитета государственных доходов Минфина.
По мнению данного структурного подразделения, отдельные предприниматели применяют непрогрессивные системы водоочистки питьевой воды, которые приводят к огромным невосстановимым потерям. Так, отдельные недропользователи утверждают, что в ходе очистки они сливают в канализацию пятьдесят и более процентов добытой воды. Налоговое законодательство обязывает их уплачивать налог на добычу полезных ископаемых и за эту потерянную воду. Результатом такого хищнического и безалаберного использования ценнейшего природного ресурса является резкое увеличение себестоимости реализуемой воды.
Между тем, бизнесмены утверждают, что повышение ставок скажется на многих производственных отраслях, в том числе и на производителях молочной продукции. Социально значимые продукты могут существенно подняться в цене.
Айнур Коскина