Инфраструктурное развитие Казахстана при реализации программы «Нұрлы жол»
О реализации программы «Нұрлы жол» рассказала старший эксперт министерства национальной экономики РК Ардак Садыкова.
В целях комплексного развития экономики страны и в рамках вхождения Казахстана в 30 наиболее развитых стран мира президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев 6 апреля 2015 года утвердил программу инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы. Основные семь направлении программы «Нұрлы жол — Путь в будущее» позволят эффективно пройти через все предстоящие экономические вызовы и процессы, происходящие в мире и использовать их для совершения качественного рывка. «Нұрлы жол» — это новый этап в развитии Казахстана, считают специалисты Центра оценки эффективности деятельности государственных органов АО «Институт экономических исследований».
В современных условиях полноценная интеграция страны в международную транспортную систему невозможна без развития национальной отрасли авиаперевозок. На авиатранспорт приходится наибольший объем международных пассажирских перевозок (более 50% международного пассажирооборота).
По данным Казаэронавигации, протяженность воздушных трасс в Республике Казахстан на сегодняшний день составляет более 70 тысяч километров. Страну связывают с Азербайджаном три воздушных коридора, с Туркменистаном — 2, Узбекистаном — 27, Кыргызстаном — 6, Китаем — 4 и Россией — 27.
Одной из целей «Нұрлы жол» является развитие транспортной инфраструктуры города Астаны в преддверии ЭКСПО-2017, то есть увеличение пропускной способности столичного аэропорта.
Так, в Астане каждый год растет количество пассажирских перевозок, в период с 2011 по 2013 год аэропортом столицы Казахстана обслужено около 7 миллионов пассажиров.
Таблица №1. Количество обслуженных пассажиров аэропортом Астаны с 2011 по 2013 год, млн чел.
|
2011г. |
2012г. |
2013г. |
План к 2017г. |
Пассажирские перевозки, человек |
1,9 |
2,3 |
2,6 |
7,1 |
Источник: http://old.astanaairoport.kz
В 2015 году предстоит строительство нового терминала и реконструкцию взлетно-посадочной полосы, что позволит увеличить пропускную способность к 2017 году до 7,1 миллиона пассажиров в год.
Казахстан, благодаря своему географическому положению, является одной из основных стран Евразии, реализующий свой потенциал по принципу транспортно-логистических хабов.
Развитие транспортной инфраструктуры Казахстана будет осуществлять по лучевому принципу — Нұрлы жол. В рамках программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» предусмотрена реализация 11 автодорожных проектов: завершение строительства дороги Западная Европа — Западный Китай, а также включены также дороги Центр — Юг, Центр — Восток, Центр — Запад, Алматы — Усть-Каменогорск, Кызылорда — Жезказган — Караганда, Астана — Петропавловск — Российская Федерация, Уральск — Каменка, Юго-Западный Объездная города Астаны, Жетыбай — Жанаозен, Ушарал — Достык. Всего в планах реконструировать более 7 тыс. км дорог, что позволит создать около 200 тысяч рабочих мест.
Одним из самых масштабных проектов нашей республики является строительство трансконтинентального коридора «Западная Европа — Западный Китай» — автомагистрали, которая позволит Казахстану возродить его историческую роль в качестве связующего звена Азии и Европы, а также укрепит статус нашей страны как одного из важнейших международных транспортных и транзитных узлов на евразийском континенте. Для этого у Казахстана есть все необходимые условия: внутриполитическая и экономическая стабильность, выгодное географическое расположение.
Для Казахстана данный проект привлекателен как с точки зрения реализации транзитного потенциала страны, так и создания надежной транспортной связи южных и западных регионов республики. «Западная Европа — Западный Китай» — это самый быстрый путь для перевозки грузов из Китая в Европу. На прохождение дистанции по этому автокоридору уходит 10 дней, в то время как по железной дороге — 15 и 45 – морским транспортом. маршрут «Западная Европа — Западный Китай» будет следовать от города Ляньюньган на восточном побережье Китая до Урумчи, через Хоргос до Алматы, по югу Казахстана до Актобе и через Казань и Москву до Санкт-Петербурга. Общая протяженность пути составляет 8 445 км. Из них 2 233 км по территории Российской Федерации, 2 787 км — Республики Казахстан, 3 425 км — Китайской Народной Республики.
Следует отметить, что самым прибыльным для Казахстана транзитом может стать транспортировка грузов из Китая в Европу. В 2012 году экспорт из Китая в Европу был почти 400 миллиардов долларов. Казахстан намерен 8% от этого объема пропускать через свою территорию. При росте торговли между Китаем и Европой в 1,5 раза транзитом через Казахстан могут проходить китайские грузы суммой почти в 50 миллиардов долларов.
Так, реализация автодорожных проектов в рамках программы «Нұрлы жол» позволит существенно повысить транспортно-логистический потенциал Казахстана.
Данные автодорожные проекты позволят расширить экспортный потенциал казахстанских производителей, а реконструкция дорожного покрытия — увеличить уже имеющиеся транспортные потоки.
Для государства инфраструктурное развитие позволяет создавать новые рабочие места, привлекать в регион прямые иностранные инвестиции, предоставляет возможность предоставлять услуги, связанные с потребностями местного рынка (например, обслуживание пунктов назначения, привлекательных для жителей региона), дает возможность поднять на новый уровень развитие экономики страны, увеличить благосостояние народа.