Келимбетов: Казахстану необходим год для адаптации к свободно плавающей валюте
Такое заявление сделал в Астане Кайрат Келимбетов. Кроме того, главный банкир страны рассказал о новой политике НБ на Казахстанской фондовой бирже.
«В этом месяце будет конвертация Национального фонда. Эта конвертация, по нашему мнению, составит более 3 млрд долларов. Она улучшит положение финансового сектора страны», - рассказал он журналистам в кулуарах пленарного заседания мажилиса.
По словам главы Нацбанка, ежегодно порядка 8-9 млрд долларов в тенговом эквиваленте отправляется в бюджет и около трех-четырех млрд долларов - на реализацию программы «Нурлы жол».
«Определенную сумму, по решению Совета по управлению Национальным фондом, мы конвертируем для нацкомпаний. Сегодня из-за того, что мы в новом режиме, мы не конвертируем золотовалютные резервы, а напрямую продаем средства из Национального фонда для участников финансового рынка. Мы объявили в октябре, что по плану у нас есть определенная конвертация, связанная с операциями нацкомпаний, таких как Казмунайгаз. Мы хотим сказать этим, одно предложение долларов избыточное. Когда предыдущие две недели банки говорили, что долларов не хватает. Ну, это потому что их никто не хочет продавать. На самом деле операции за август-сентябрь маленькие, в день не превышали 100-200 млн долларов. До перехода к инфляционному таргетированию эти операции составляли 500-600 млн в день. Основной поставщик долларов в экономику был Национальный банк, который не только резервы Нацбанка, но и резервы Национального фонда конвертировал. Мы эту функцию восстановили, и это естественная конвертация долларов. Наша экономика получает доллары после продажи нефти и других минеральных ресурсов и зерна. Долларов у нас предостаточно, и недостатка доллара нет - эту ситуацию вы сегодня видите», - отметил он.
На вопрос, что дальше будет происходить с соотношением курса доллара к тенге, глава Нацбанка ответил следующим образом.
«Мы перешли к плавающему обменному курсу. Это не как раньше: девальвация была. Поставили 150 или 120 и теперь будем пять лет держать и пускать слухи, сколько будет стоить доллар. Вы внимательно следите за нашими соседями, где российский рубль был 44, потом стал 80, потом ушел в 60. Это более диверсифицированная экономика. Нам такую большую волатильность сложнее переносить. Поэтому Нацбанк через участие в интервенциях или в случае необходимости во вливании средств Нацфонда, которое по графику идет. Он в целом по графику балансирует. Сегодня мы считаем, что тот курс, который есть, сегодня на утро был в районе 277. Это, наверное, и есть тот равновесный курс, который казахстанской экономике сегодня нужен», - считает Келимбетов.
Председатель Национального банка попытался спрогнозировать дальнейшее соотношение тенге к доллару.
«Вообще, после перехода на инфляционное таргетирование. Как правило, от шести до 12 месяцев любая экономика приспосабливается к новому курсу, к новому режиму денежно-кредитной политики. Как пойдет тенге дальше - это вопрос, который зависит от следующих факторов: первое, цены на нефть. Если она будет в районе 50, то тенге будет оставаться в этом районе, в каком он находится сейчас. Если цены будут падать, если соседние экономики будут в рецессии, мы уже перешли на плавающий курс, который абсорбирует эти шоки и позволяет нам на это реагировать. Если цены на нефть будут расти, а они будут расти в трех-пятилетней перспективе, то не за горами, что тенге будет укрепляться. Все будут продавать и радоваться той прибыли, которую они получили», - предполагает он.
Айнур Коскина