Михаил Ломтадзе: В процессе выхода на IPO мы много рассказывали о Казахстане
Инвесторы в первую очередь должны были убедиться в привлекательности инвестирования в нашу страну.
Вот уже несколько недель международная деловая пресса пишет об успешном публичном размещении акций (IPO) Kaspi.kz — технологической компании из Казахстана. И это неудивительно, ведь IPO Kaspi.kz стало вторым из самых крупных на Лондонской фондовой бирже и четвертым в Европе в 2020 году. В связи с этим мы поговорили с Михаилом Ломтадзе, председателем правления и сооснователем теперь уже странового технологичного бренда Kaspi.kz.
– Многие сейчас говорят об успешном IPO Kaspi.kz. На ваш взгляд, как это повлияет на инвестиционную привлекательность страны?
– Однозначно положительно. В нашей работе мы руководствуемся принципом «что хорошо для Казахстана, хорошо для Kaspi.kz», и процесс подготовки и размещения нашей компании на Лондонской Фондовой Бирже не стал исключением. Инвесторы в первую очередь должны были сначала убедиться в привлекательности инвестиций в Казахстан и только потом рассматривать инвестиции в Kaspi.kz, компанию, созданную в Казахстане.
В результате успешного IPO Kaspi.kz интерес инвесторов к Казахстану, бесспорно, возрос, и это только начало. Фактически через нас и с нашей помощью создана уникальная возможность и дальше повышать инвестиционную привлекательность Казахстана. Для нашей команды — это огромная ответственность перед клиентами, партнерами и страной. Быть публичной компанией — значит постоянно и регулярно общаться с инвесторами по всему миру, рассказывать о результатах компании и о Казахстане.
– Насколько было сложно заинтересовать и привлечь инвесторов?
Конечно, нам пришлось потрудиться. Но мы не сомневались в успехе. Ведь Kaspi.kz — уникальная компания и уникальная бизнес-модель. И у нас потрясающая команда.
Инвесторов можно было условно разделить на две группы: одни до этого никогда не инвестировали в Казахстан, другие имели не совсем успешный опыт инвестирования. Следовательно, одних мы убеждали, других переубеждали. На некоторых видеозвонках одновременно участвовало до 150 человек со всего мира. Настолько высоким был интерес к нашему IPO.
В результате в IPO Kaspi.kz приняло участие огромное количество ведущих глобальных инвесторов, в том числе из США, Европы и Азии. Среди них одни из самых крупных и престижных глобальных инвесторов, которые управляют активами в сотни миллиардов, а некоторые в триллионы долларов. Когда такие инвесторы принимают положительное решение об инвестициях, их не интересует инвестиция только в одну компанию. Участие в нашем IPO становится поводом для разработки стратегии для дальнейших инвестиций в Казахстан и другие казахстанские компании.
– Два года назад вы объявили о намерении провести IPO и представить Казахстан на мировой карте инноваций. Вы считаете, у вас это получилось?
– Да. Многие были удивлены, что такая инновационная компания создана в Казахстане. Ведь Kaspi.kz — это прежде всего уникальная бизнес-модель, в основе которой находится суперприложение. Наше суперприложение помогает любимым клиентам решать повседневные задачи вокруг платежей, покупок и финансов. Мы одними из первых в мире начали строить такую бизнес-модель.
В Kaspi.kz наша команда начинала с финансовых услуг, и мы постепенно добавляли онлайн-платежи и электронную коммерцию. Сегодня в других странах есть похожие примеры, но никто не начинал с финансовых услуг. Например, WeChat в Китае начал с мессенджера, потом занялся платежами и финансовыми услугами. Самая большая в Польше компания электронной коммерции Allegro, которая недавно провела успешное IPO, объявила стратегию развития финансовых услуг. Китайская Alibaba также начинала с электронной коммерции, а сейчас предоставляет платежи и финансовые услуги.
Когда два года назад мы только начинали рассказывать о нашей бизнес-модели и стратегии, мы говорили, что будущее за мобильными суперприложениями. И наше видение будущего было верным. Kaspi.kz на несколько лет опережает многие компании по всему миру. А Казахстан является одним из мировых лидеров по росту безналичных платежей и электронной коммерции.
– Вы почти два года общались с международными инвесторами. Как менялось мнение инвесторов?
– За два года после объявления о подготовке к IPO мы общались со многими инвесторами по нескольку раз. Они поднимали свои записи с нашей первой встречи и отмечали, какие наши планы мы уже реализовали за это время.
Например, на первой встрече с инвесторами у нашего суперприложения был один миллион активных пользователей, на второй уже три миллиона, на третьей — пять миллионов, на четвертой — более семи миллионов. За счет достижения целей мы смогли фактически подтвердить свою бизнес-модель и стратегию, а также подчеркнуть свою стабильность и высокий уровень доверия наших любимых клиентов.
Среди наших инвесторов есть американские фонды, которые специализируются на вложениях в такие технологические компании, как Google, Facebook, Alibaba. Для них стало настоящим открытием, что такая высокотехнологичная компания создана в Казахстане.
– В Казахстане относительно невысокая численность населения. Это — естественное ограничение для развития бизнеса. За счет чего будет происходить дальнейшее развитие и рост Kaspi.kz?
– Цифровые и онлайн-сервисы в Казахстане динамично развиваются, и у нас один из самых высоких в мире темпов роста электронной коммерции и безналичных платежей. Мы видим большой потенциал дальнейшего роста цифровых сервисов вокруг потребителей и компаний из самых разных сфер экономики. Мы также глубоко верим, что онлайн-сервисы повышают и улучшают качество жизни людей.
У нас есть амбиции регионального расширения бизнеса за пределами Казахстана. Мы планируем масштабировать наши технологии и нашу бизнес-модель на другие рынки, в том числе на рынок Центральной Азии и Кавказа с общим населением более 87 миллионов человек.
– В чем заключаются наши страновые преимущества для развития инновационных компаний?
– Самое главное — есть конкретный успешный пример. Компания Kaspi.kz — это компания, которая создана в Казахстане. Если есть успешная технологичная компания, значит, в стране созданы благоприятные условия для развития инновационных и технологических компаний, таких как Kaspi.kz.
В разных странах есть свои технологические страновые бренды и чемпионы. В России — Yandex, Mail.ru, в Китае — WeChat, Alibaba, AntGroup, в США — Amazon, Google, Facebook и другие. И в Казахстане теперь есть свой технологический страновой бренд — это Kaspi.kz.
Для нашей команды IPO — это только начало. Став публичной компанией, мы взяли на себя большую ответственность и будем дальше делать всё, чтобы превзойти ожидания наших любимых клиентов и партнеров и продолжать увеличивать инвестиционную привлекательность Казахстана. Это даст возможность другим казахстанским компаниям также выйти на международные рынки капитала и внести свой вклад в формирование инвестиционной привлекательности страны.