Топ-100 О состоянии строительной отрасли и ходе передачи экспертизы проектов в конкурентную среду
  • 08 сентября, 05:08
  • Астана
  • Weather icon +9
  • 480,55
  • 533,75
  • 5,36

О состоянии строительной отрасли и ходе передачи экспертизы проектов в конкурентную среду

Фото: primeminister.kz

О состоянии строительной отрасли и ходе передачи экспертизы проектов в конкурентную среду сообщиет Министерство Национальной экономики РК.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, а также снижение показателей во многих отраслях экономики, в сфере жилищного строительства достигнуты положительные результаты.

За 11 месяцев текущего года направлено 651,3 млрд. тенге инвестиции, в том числе 524,2 млрд. тенге или 80,5% - это частные инвестиции. Объем инвестиции за 11 месяцев т.г. составил 113,6% к соответствующему периоду 2014 года.

При годовом плане 7,1 млн. кв. метров жилья за 

11 месяцев введено в эксплуатацию 7,7 млн. кв. метров жилья. Это на 21,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Это позволило в целом по республике улучшить жилищные условия более 66,4 тыс. семей.

Справочно:

За счет средств организаций частной формы собственности и населения введено 6,2 млн. кв. метров или 88,5%, в том числе ИЖС – 54,3% от общего объема ввода жилья.

За счет государственных средств сдано 761,1 тыс. кв. метров жилья.

Всего по республике сдано в эксплуатацию  60.369 ед. жилищ, из них – 28.163 индивидуальных домов.

Ситуация по жилью, строящемуся за счет средств из республиканского бюджета и Национального фонда следующая.

На строительство арендного жилья для очередников местных исполнительных органов в текущем году акиматам выделено 9,8 млрд. тенге целевых трансфертов. 

Справочно.

На 1 ноября  перечислено – 7,9 млрд. тенге, освоено – 97%. 

Ниже данного показателя освоение в Алматинской (77,4%), Карагандинской (58,8%) и Южно-Казахстанской (89,4%) областях,  городе Астана (95,7%).

Основными причинами неосвоения являются отставание от графика производства работ, несвоевременное представление подрядчиками актов выполненных работ, судебные разбирательства, позднее проведение конкурсных процедур, экономия и 5% удержание Заказчиком, перечисляемое после подписания Акта госприемки.

За 11 месяцев построено 86,0 тыс. кв. метров арендного жилья  или 102% к годовому плану. Улучшили жилищные условия около 1,2 тыс. семей из числа очередников местных исполнительных органов.

На строительство жилья для молодых семей в текущем году выделено 4,7 млрд. тенге.

Справочно.

Ниже данного показателя процент освоения в 3-х регионах, из них в Карагандинской области (97,1%) и городе Астане (62,7%), в связи с отставанием от графика производства работ, по Акмолинской области (89,5%) - 5% удержание Заказчиком, перечисляемое после подписания Акта госприемки.  

Строительство арендного жилья для молодых семей ведется опережающими темпами.

За отчетный период введено в эксплуатацию 57,4 тыс.  кв. метров жилья или 185% к годовому плану (31 тыс. кв.м), тем самым обеспечив более 1,0 тыс. молодых семей жильем.

На строительство жилья реализуемого через систему жилстройсбережений в 2015 году местным исполнительным органам выделено 40,8 млрд. тенге.

Справочно:

- за счет средств республиканского бюджета – 10,8 млрд. тенге;

- за счет средств Национального фонда – 30,0 млрд. тенге.

На 1 ноября т.г. перечислено 33,5 млрд. тенге, освоено –96,2%.

Ниже данного показателя освоение в 4-х регионах, из них в Акмолинской (73,3%) и Карагандинской (66,3%) областях, городе Астане (93,7%), в связи с  отставанием от графика производства работ и судебными разбирательствами, по Западно-Казахстанской области (84,9%) – экономия по госзакупкам.

В рамках данного направления за отчетный период улучшили жилищные условия около 2,0 тыс. семей очередников МИО и вкладчиков Жилстройсбербанка.

Справочно:

При годовом плане 240,6 тыс. кв. метров (3.208 квартир), за январь-октябрь построено 118,4 тыс. кв. метров площади квартир (1.986 квартир) или 49% к годовому плану.  

По данным акиматов, работы в основном ведутся в соответствии с графиками производства работ, объекты имеют  высокую степень готовности (85-98%).  Основной объем ввода предусмотрен в этом месяце.

Годовые планы будут выполнены, а в ряде регионов планируется досрочно выполнить объемы ввода с учетом переходящих объемов на 2016 год (всего на 2016 год предусмотрено – 90,1 тыс. кв. м). 

Для своевременного ввода жилья, в 2015 году на строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищной застройки выделено 42,7 млрд. тенге целевых трансфертов.

Справочно:

- за счет республиканского бюджета – 25,2 млрд. тенге;

- за счет Национального фонда – 17,5 млрд. тенге.

На 1 ноября т.г. перечислено 35,9 млрд. тенге, освоено –   91%.

Ниже данного показателя освоение в 7 регионах:  Акмолинской (52,7%), Актюбинской (84,6%), Жамбылской (71%), Карагандинской (19,6%), Костанайской (84,6%) и Северо-Казахстанской (86,8%) областях, городе Астана (71,1%). 

Строительство арендного жилья АО «КИК»

По итогам 11 месяцев 2015 года заключено договоров на строительство и приобретение 11 689 квартир площадью 667,3 тыс. кв. метров арендного жилья, из них: со сдачей 

в 2015 году – 426,7 тыс. м2 (7228 квартир), а также заделом на 2016 год – 240,6 тыс. м2 (4461 квартир).

Сегодня уже построено и приобретено 322,0 тыс. кв. метров (5577 квартир), в том числе: в городах Алматы (1291 квартир), г.Шымкент (1572 квартир), г.Семей (192 квартиры); Астана (394 квартир), Актобе (277 квартир), Костанай (91 квартира), Кокшетау (337 квартир), Павлодар (215 квартир), Караганда (152 квартиры), Тараз (450 квартиры), Талдыкорган (30 квартир), Актау (226 квартир), Кызылорда (350 квартир).

В текущем году в результате реализации проектов по укреплению жилищной инфраструктуры созданы и поддержаны порядка 21,0 тысяч рабочих мест и задействованы продукции отечественных предприятий стройиндустрии на 80 %, более 7000 семей улучшат свои жилищные условия.

Кроме государственного жилищного строительства, нами ведется мониторинг строительства жилья с участием дольщиков.

На начало текущего года было 14 незавершенных объектов (1664 дольщиков).

На данный момент завершено 2 объекта (490 дольщиков).

На контроле остаются 12 проблемных объектов жилья с участием 1174 дольщиков, строительство которых планируется завершить в 2016 году.

Справочно:

По состоянию на 1 декабря 2015 года осталось завершить 12 объектов (1174 дольщиков), из них:

- 11 объектов (889 дольщиков) предусматривается завершить в 2016 году;

- 1 объект: ЖК «Территория комфорта 1» (285 дольщиков) – в 2017 году.

На 9 объектах (816 дольщиков) ведутся строительные работы, в том числе на 5-ти объектах (459 дольщиков) в Мангистауской области, на 2-х объектах (193 дольщика) в г.Алматы, по 1-ому объекту в Алматинской (116 дольщиков) и Жамбылской (48 дольщиков) областях.

На 3-х объектах (358 дольщиков) в городах Актау, Астана и Алматы строительство приостановлено:

- на ЖК «Ак Желкен» (7 дольщиков) ожидается постановление акима г.Актау о переоформлении земельного участка под объектом на ТОО «Benefit plus», на которое будет возложена функция застройщика объекта. Проводятся переговоры с АО «Казкомерцбанк» по возобновлению финансирования строительства объекта;

- по объекту ЖК «Территория комфорта 1» (285 дольщиков), по информации акимата г.Астаны, приняты меры по обеспечению жильем дольщиков за счет нового инвестора - ТОО «ИСК ASI» в ЖК «Жагалау 4» в обмен на свои доли в ЖК «Территория комфорта 1» (170 дольщиков). Дольщики, отказавшиеся перейти в ЖК «Жагалау 4», в настоящее время самостоятельно решают вопрос завершения строительства ЖК «Территория комфорта 1». Земельный участок предоставлен ТОО «КазИнвестКонстракшнГрупп» совместно с ЖСК «ТК1-Астана» для  проведения проектирования и изыскательских работ;

- ЖК «Оскар» (66 дольщиков). Для решения вопроса завершения строительства в декабре 2014 года между акиматом г.Алматы, ТОО «ҚұрылысКоммерц» (застройщик), ТОО «АзияНефтеХим» (инвестор),
ЖСК «Оскар» (дольщики) было подписано соглашение «О взаимном сотрудничестве», согласно которому ТОО «АзияНефтеХим» планировалось финансирование строительства комплекса с дальнейшей передачей дольщикам квартир.

Однако в августе 2015 года в адрес руководства г.Алматы поступило письмо от ТОО «АзияНефтеХим» об отказе в финансировании завершения строительства жилого комплекса, в связи с финансовыми затруднениями.

После чего, дольщикам было рекомендовано обратить взыскание на незавершенное строительство ЖК «Оскар» с земельным участком для дальнейшего привлечения инвестора. В настоящее время ЖСК «Оскар» ведет работу по заключению с ТОО «ҚұрылысКоммерц» договора о добровольной передаче незавершенного строительства с земельным участком. Кроме того, акимом г.Алматы направлено письмо на имя акима Алматинской области о передаче 100 квартир в ЖК «Премьера» (ранее находившегося на территории области и завершенного за счет господдержки) взамен незавершенного строительства ЖК «Оскар».

Во избежание в будущем проблемных ситуаций для дольщиков, а также для защиты средств дольщиков, будет создан Фонд гарантирования в долевом строительстве. В настоящее время законопроект о долевом строительстве находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента.

Справочно.

Законопроектом предусматриваются следующие способы организации долевого жилищного строительства:

- гарантирование долевых вкладов;

- проектное финансирование банком второго уровня;

- возведение каркаса жилого здания за счет собственных средств застройщика.

Для создания системы гарантирования долевых вкладов предлагается создать Фонд гарантирования на базе АО «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов.

Фонд будет предоставлять гарантии дольщикам по завершению строительства жилого здания в случае неисполнения уполномоченной компанией обязательств по строительству жилого здания.

К застройщику предъявляются требования:

- опыт возведения жилых зданий не менее 3 лет;

- безубыточная деятельность за последние 2 года;

- заемные средства не превышают собственный капитал более чем в 7 раз.

В уставной капитал уполномоченной компании, создаваемой застройщиком, должны войти свободный от обременения земельный участок, проектно-сметная документация, деньги или незавершенное строительство в размере 10 процентов, если земельный участок собственный и 15 процентов, если земельный участок на праве землепользования.

Для фонда гарантийными случаями будут являться:

- нарушение сроков ввода здания;

- нецелевое использование денег;

- несостоятельность застройщика.

Для организации долевого строительства посредством проектного финансирования банком второго уровня предполагается открытие застройщиком кредитной линии, достаточной для завершения строительства. К застройщику предъявляются определенные требования, как и в случае с гарантированием долевых вкладов.

По третьему способу привлечение денег дольщиков после возведения каркаса жилого здания за счет собственных средств застройщика.

В этом случае, снижение риска завершения строительства обеспечивается высокими требованиями для застройщика, а также значительным собственным участием, наличием у застройщика опыта возведения жилых зданий в течении последних 5 лет, земельного участка и ПСД с положительным заключением экспертизы.

В рамках реализации 48-шага поручения Главы государства «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», с 1 июля 2015 года осуществлены все необходимые мероприятия для перехода на ресурсный метод ценообразования в строительстве.

Разработаны более 350 нормативных документов по ценообразованию и сметам, с 2011 года отработана и работает система мониторинга текущих цен. Во всех регионах работают специалисты по мониторингу, которые занимаются сбором информации о ценах производителей и официальных дилеров строительных ресурсов и услуг.

В текущем году по результатам мониторинга выпущены сборники текущих цен на материалы, изделия и оборудование для всех 16 регионов Казахстана, которые ежеквартально обновляются.

Для включения новых технологий в проектах налажена система разработки технологических карт на новые технологии строительного производства, которые станут основой для актуализации сметных норм.

Большое внимание при переходе на новый метод расчета смет, уделено вопросам готовности проектных организаций производить расчеты ресурсным методом. Начиная с февраля текущего года, согласно утвержденному плану по переходу на ресурсный метод осуществляются мероприятия по обучению и апробации ресурсного метода. Обучение осуществляют действующие организации-владельцы сметных расчетных программ и специализированные учебные центры.

Ресурсный метод позволит определить достоверную стоимость строительства на любой текущий момент времени с реальными ценами строительных ресурсов (труд, эксплуатация машин и механизмов, строительные материалы, заработная плата), а также позволит Заказчикам планировать строительство исходя из возможностей соответствующего бюджета

В рамках исполнения поручения Главы государства «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», осуществляется работа по исполнению 49-шага «Внедрение системы Еврокодов взамен устаревших строительных норм и правил (СНиП), применяемых с советского периода».

Еврокоды устанавливают общие правила проектирования, расчеты и определение параметров, как самих конструкций, так и отдельных конструктивных элементов, которые пригодны для обычного применения. Они касаются как традиционных методов строительства, а также аспектов инновационного применения, но при этом не содержат правил для не стандартных конструкций или специальных решений для которых необходимо привлекать экспертов.

Согласно принятой Концепции реформирования нормативной базы строительной сферы (постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1509) полный переход на новую нормативную базу и отмену устаревших строительных норм и правил планируется осуществить к 2020 году.

Реализация реформы предусматривается в три этапа.

Справочно:

В 2014 году завершен первый подготовительный этап. Разработано
58 единиц строительных норм Республики Казахстан (СН РК EN 1990-1999), идентичных Еврокодам, с национальными приложениями, учитывающими природно-климатические и геологические условия нашей страны. Также, осуществлен пересмотр 455 основополагающих нормативных технических документов по проектированию и строительству.

Новая нормативная база введена в действие с 1 июля 2015 года (приказ от 29 декабря 2014 года № 156-нқ) на параллельной основе, с сохранением действия действующих нормативных технических документов в переходный период.

С 2015 по 2020 годы (второй этап) будет осуществлен поэтапный переход от существующей нормативной базы на новую систему технического регулирования, с подготовкой кадров и апробации на практике новых строительных норм.

В текущем году начата работа по адаптации и апробации вновь принятых строительных нормативов на практике.

К 2020 году (третий этап) будет осуществлен полный переход на Еврокоды, что в свою очередь позволит:

- интегрироваться в европейскую и мировые системы технического регулирования строительной отрасли;

- устранить технические барьеры для привлечения иностранных инвестиций в строительную отрасль;

- применять инновационные технологии и материалы;

- повысить уровень и конкурентоспособность казахстанских специалистов на рынке строительных услуг, а также создать возможности для выхода казахстанских компаний на зарубежные рынки услуг в сфере проектирования и строительства;

- обеспечить выпуск строительной продукции по европейским стандартам и повысить экспортоориентированность отечественных предприятий стройиндустрии.

Законом РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности, реформирована система приемки объектов в эксплуатацию.В частности, исключена комиссионная приемка и 

с 1 января 2016 года, объекты будут приниматься в эксплуатацию заказчиками строительства совместно с подрядчиками, техническим и авторским надзорами без участия государственных органов декларативным методом.

Также разработаны и утверждены формы заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ проекту, декларации о соответствии, акта приемки объекта в эксплуатацию.

Кроме того, с 1 января 2015 года усилена мера ответственности участников строительства, в рамках Уголовного и Административного кодекса. Т.е. за качество введенного объекта будут отвечать заказчик, подрядчик, авторский и технический надзор.

Данные изменения дадут возможность сократить сроки приемки объектов в эксплуатацию, создаст благоприятные условия для субъектов предпринимательства, а также повысит ответственность участников строительного процесса.

На сегодняшний день доля государственной экспертизы проектов строительства объектов составляет 80%, соответственно частные эксперты проводят работу с 20% - ми проектов.

Однако, в целях кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в стране, во исполнение 47-шага 5 институциональных реформ Главы государства, предусмотрено доведение доли негосударственных экспертных работ до 90% уже к 2020 году.

В этом направлении разработан и утвержден План мероприятий по передаче в конкурентную среду экспертной деятельности.

Создана рабочая группа по вопросам определения объемов работ в сфере экспертных услуг, подлежащих передаче в конкурентную среду, куда включены представители Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», Ассоциации застройщиков Казахстана и Национальной ассоциации строительной отрасли Казахстана.

Таким образом, с 1 января 2016 года по 1 января 2017 года в конкурентную среду передаются до 50% проектов, в том числе:

- ТЭО (ПСД) на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт существующих технически и технологически несложных зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения;

- ТЭО (ПСД) на благоустройство и озеленение на территории населенных пунктов.

С 1 января 2017 года по 1 января 2018 года – до 70%, в том числе:

ТЭО (ПСД) на строительство новых, реконструкцию  и капитальный ремонт существующих линий электроснабжения до 10 кВ, внутриквартальных сетей водопровода и канализации.

С 1 января 2018 года по 1 января 2019 года - до 80%, в том числе:

ТЭО (ПСД) на строительство новых, реконструкцию и капитальный ремонт существующих линий электроснабжения до 35 кВ., автомобильных дорог общего пользования IV и V категории, железнодорожных подъездных и внутристанционных соединительных путей.

С 1 января 2020 года передаются оставшиеся 10% и тем самым доля проведения экспертизы проектов в негосударственном секторе экономики доводится до 90%.

В государственной монополии остаются:

- проекты строительства межгосударственного (международного) значения;

- уникальные объекты с разработкой спецтехусловий;

- технически и технологически сложных зданий и сооружений.

Безусловно, строительная отрасль является одной из важнейших отраслей экономики любой страны. Капитальное строительство создает большое количество рабочих мест и потребляет продукцию многих отраслей. Экономическая важность развития строительства заключается именно в мультипликативном эффекте средств, вложенных в строительство.

С развитием строительной отрасли будут развиваться: производство строительных материалов и соответствующего оборудования, машиностроительная отрасль, металлургия и металлообработка, нефтехимия, производство стекла, деревообрабатывающая промышленность, энергетика и пр.

Очевидно, что строительство, как никакая другая отрасль экономики, способствует развитию предприятий малого и среднего бизнеса, который специализируется на отделочных и ремонтных материалах и работах, на производстве и установке мебели и т.д.

Принимая во внимание особую экономическую и социальную важность стрительной отрасли, мы на постоянной основе проводим работу для оптимизации и совершенствования законодательства и бизнес-процессов в этой сфере.

 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×