Топ-100 Евразийское кино: роскошь вскладчину
  • 21 декабря, 22:06
  • Астана
  • Weather icon -11
  • 523,86
  • 544,34
  • 5,11

Евразийское кино: роскошь вскладчину

Фото: Misanec.ru

Важнейшее из искусств обходится дорого. Объединение усилий, финансов и расширение зрительской аудитории за счет интеграции кинопрокатчиков – одна из самых эффективных мер поддержки национального кинематографа, считают участники экспертного клуба «Мир Евразии».

«За 25 лет, после распада СССР, мало кто из двенадцати стран (не беру в расчет три прибалтийские республики, которые выпали из культурного пространства) создал такой кинопродукт, который бы брал за душу и объединял. Такой, например, продукт, который создавался советским кинематографом, – сказал в рамках дискуссии, посвященной объединяющей роли кино, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», политолог Андрей Чеботарев. – Мы, к сожалению, потеряли кино наших братских, теперь уже дружеских республик. Где красивое грузинское кино? Где армянское, молдавское кино?».
Подобным вопросом относительно отечественного кино, помня добрую славу «Казахфильма», могут задаваться эксперты в других республиках постсоветского пространства. Кинематографисты, регулярно сталкивающиеся на международных фестивалях, знают, что фильмы в Казахстане снимаются, некоторые из них получили международное признание, а рядовому, среднестатистическому зрителю из ближнего зарубежья это, зачастую, неизвестно. Имеются, конечно, исключения.
«Есть казахстанские фильмы, которые у нас, может быть, не очень популярны, но нашли признание за пределами республики, – отметил политолог Эдуард Полетаев. – Например, казахстанский общественный и политический деятель еще в 2000 году снялся в фильме «Десант» (кинокомпания «Казахфильм», режиссер Лейла Аранышева. – прим. авт.). По всем российским каналам в День Воздушно-десантных войск, 2 августа, да и не только в этот день, показывают данный фильм. Он собрал и собирает по сей день достаточно хорошую аудиторию, большую, чем в Казахстане».
Надо учитывать, что кинематограф независимого Казахстана только в последние годы стал в больших масштабах заявлять о себе.
«В 2005 году в Казахстане снимался и выходил в прокат всего один отечественный фильм. В 2007 таких фильмов неожиданно стало семь, в 2008 году – восемь. В 2010 году их появилось довольно много. К примеру, этот год ознаменовался выходом фильма «Сказ о розовом зайце», который создал плеяду молодежи, ставшую сегодня уже заслуженными актерами. Следующая веха – позапрошлый год, когда в казахстанских кинотеатрах целую неделю шли казахстанские фильмы. Такого не было никогда, – рассказал кинопродюсер Сакен Бельгибаев, также возглавляющий Фонд содействия профессиональным СМИ. – Вместе с этим росло и количество зрителей. У нас был большой упадок в развитии кинотеатров: в 2005–2006 годах, когда кинотеатры закрывались, выживали только залы с новыми на тот момент технологиями. Однако в 2010 году выяснилось, что главная аудитория отечественных фильмов – люди в регионах. А на все регионы в 2011 году было всего 11 однозальных кинотеатров. Весь бизнес шел по развитию и привлечению в крупные города. В данный момент, по условным оценкам, в Казахстане около 300 кинозалов».
Но даже изначально коммерческое кино далеко не всегда оправдывает затраты. Как заметил PR-директор «Казахфильма» Дмитрий Шишкин, на всем постсоветском пространстве снимать фильмы – это роскошь:
«Если мы хотим снимать фильмы, которые еще и заставляют о чем-то думать, нужно идти, видимо, по французскому пути, дотировать производство фильмов. Ведь в прокате киноленты некоторых отечественных режиссеров не собирают больших денег. Это фестивальное кино, для ценителей. Этому нужно помогать. Тот же Голливуд, если выпускает сто фильмов, то 10 из них приносят прибыль, а 90 – нет. То есть они сознательно запускают деньги сразу в несколько проектов, и часто никто не знает, какой из них выстрелит на самом деле».
Показывать фильмы можно и с меньшими затратами – эксперты с сожалением говорили о том, что в Казахстане утеряна связь между кинематографом и телевидением. В пример приводили соседей: так, в России существуют кабельные каналы, на которых показывают кино только местного производства. А вот другой способ привлечения средств используется в нашей стране вполне успешно на протяжении многих лет. Речь идет об интеграции в кинематографии.
«Для кинематографа интеграция имеет два значения: копродукция – сотрудничество кинематографистов разных стран во время производства фильма, и кинопрокат – интеграция, когда картина выходит в прокат. И либо наше кино куда-то интегрируется, либо остается в пределах Казахстана», – говорит президент Ассоциации кинокритиков Казахстана, доктор искусствоведения Гульнара Абикеева.
По ее словам, интеграционный курс периодически меняется, в зависимости от целей, которые ставят перед кинематографистами руководители отрасли. Пик копродукции, по ее словам, пришелся на 2002–2008 годы, когда «Казахфильм» пытался интегрироваться в мировое пространство. Результатом этих попыток стали казахстанско-французский фильм «Кочевник», немецко-французско-российско-казахстанский «Тюльпан» и «Подарок Сталину» – картина производства Казахстана, России, Польши и Израиля. С 2009 года акцент делается на казахстанско-российскую копродукцию.
«Был снят фильм «Ирония судьбы» с Асель Сагатовой и Алексеем Чадовым. Наши депутаты покритиковали, а в России у фильма были неплохие кассовые сборы. Две картины снял Егор Кончаловский – «Возвращение в А» и «Астана – любовь моя». Был достаточно короткий промежуток в 4 года, когда был сделан акцент на сотрудничество с коммерческим российским кинематографом», – рассказала Гульнара Абикеева.
По ее прогнозам, количество совместных проектов с Россией, в основном на тему общей истории, в том числе касающейся Великой Отечественной войны, будет расти. Данная тематика, как считает глава Ассоциации кинокритиков, поддерживается властями двух стран. Впрочем, господдержка – это не главное условие, есть запрос общества. Так, фильм «28 панфиловцев», который как раз сейчас демонстрируется в кинотеатрах, начинался с общественной инициативы. Более того, около 35 тысяч человек пожертвовали деньги на съемки этого фильма. Эти средства, как рассказал Дмитрий Шишкин, составили пятую часть бюджета фильма, ровно столько же вложили и министерства культуры Казахстана и России, остальная сумма – это частные инвестиции.
Интеграцию кинематографистов и прокатчиков на евразийском пространстве эксперты считают очень перспективным направлением. При этом даже кино, нацеленное исключительно на внутреннего зрителя, может быть востребовано на рынках соседних стран. Ментально близки казахскому народу, например, кинозрители Кыргызстана и ряда российских регионов, таких как Якутия.
«У «Казахфильма» стоят планы расширять работу именно в сфере копродукции», – сообщил PR-директор киностудии.
Дмитрий Шишкин пояснил, что речь идет об интеграции как в сфере кинопроизводства, так и в вопросах проката. По его словам, готовятся совместные проекты с Россией и Беларусью – «Шелковый путь» и «Лето 41-го». Уже закончены совместные с США съемки фильма об известном теноре Амре Кашаубаеве. В планах – совместный проект с Китаем – о жизни и деятельности китайского композитора Си Синхая, а также серия документальных фильмов «Тюркские народы», при участии более десяти стран.
Виктор Санькович
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×