Топ-100 Депутаты в законе: почему криминализируется Кыргызстан
  • 05 мая, 22:38
  • Астана
  • Weather icon +5
  • 441,66
  • 475,14
  • 4,86

Депутаты в законе: почему криминализируется Кыргызстан

Фото: Knews.kg

Криминализация Кыргызстана – факт, отмечаемый не только местными экспертами, но и наблюдателями других республик постсоветского пространства. Криминалитет был движущей силой обеих революций, случившихся в республике. Неслучайно второй переворот перерос в погром узбекского анклава в Ферганской долине. Обе революции неизменно сопровождались мародерством в Бишкеке. 

Проанализировав информацию из открытых источников, мы выяснили – криминалитет Кыргызстана давно сросся с властью этой центрально-азиатской республики.

20 тонн наркотиков – годовая норма кыргызского трафика

О масштабах криминализации общества свидетельствуют цифры, обнародованные в 2015 году, когда МВД Кыргызстана внесло на рассмотрение Жогорку Кенеша концепцию по противодействию организованной преступности на 2015-2020 годы. В данном документе сказано, что с 2011 по 2014 год за совершение преступлений были задержаны и привлечены к уголовной ответственности 800 членов организованных преступных группировок (ОПГ), но лишь 93 из них отбыли наказание.

При этом к членам ОПГ нередко применяют меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Более того, в отношении активных членов ОПГ нередко вносятся представления о переводе их в колонии-поселения, а также об условно-досрочном освобождении или применении актов амнистии.

Что не менее важно, в Концепции открыто признается тот факт, что кыргызские ОПГ усилили свою активность на территории России, где нередко занимаются вымогательством в отношении граждан Кыргызстана.

По данным кыргызских экспертов, ОПГ проявляют особую активность в решении повседневных житейских вопросов, берут на себя полномочия органов власти и правопорядка. Фактически создается основа для «двоевластия» в Кыргызстане. Идет процесс сращивания ОПГ с силовыми структурами. Только в 2016 году шестеро сотрудников правоохранительных органов были уволены за связи с организованной преступностью.

Одновременно наблюдается существенный рост наркотрафика через Кыргызстан и превращение республики в перевалочный пункт наркотиков и оружия.

По данным государственной службы по контролю наркотиков при правительстве Кыргызстана, только с начала 2016 года на территории страны было выявлено 5 значимых каналов трафика афганских наркотиков по «северному маршруту». Общий вес изъятых из незаконного оборота наркотиков составил 48 404 грамма. В то же время, по неофициальным данным, через Кыргызстан ежегодно проходит около 20 тонн афганских наркотиков.

Недавно сотрудники МВД впервые задержали участников группировки, которая распространяла курительные смеси в Бишкеке через интернет. «Клиенты» пополняли электронные счета злоумышленников, а последние обналичивали средства с электронных кошельков в банкоматах.

В преступный наркобизнес вовлечены даже офицеры вооруженных сил Кыргызстана. Например, 17 октября 2017 г. при прохождении кыргызско-казахстанской границы на КПП «Ак Жол» был задержан с наркотиками подполковник генерального штаба ВС КР, который должен был участвовать в учениях ОДКБ «Нерушимое братство-2017».

Отметим также, что в 2006-2015 гг. за торговлю наркотиками в КР в тюрьмы было отправлено около 2,5 тысячи человек. Однако при этом под суд попали в основном мелкие распространители и перевозчики наркотиков, а поставщики и оптовые торговцы выявляются очень редко.

Челюсть, Хоп, Масса и другие

Кыргызские ОПГ давно вышли за пределы СНГ. Например, в декабре 2015 года шестеро кыргызстанцев были задержаны в Объединенных Арабских Эмиратах при попытке покинуть страну после совершенного ими вооруженного ограбления пункта обмена валют, где они похитили 190 тыс. долларов. По данным кыргызского МВД, в ОАЭ нередко бывают такие криминальные авторитеты, как Камча Кольбаев и Алмамбет Анапияев. Местная полиция даже задерживала их обоих.

Ни для кого не секрет и тот факт, что криминальные структуры активно вмешиваются в избирательные процессы в Кыргызстане. В результате выборы превращаются в ожесточенную схватку криминальных кланов. В этой связи можно вспомнить историю с парламентскими выборами 2015 года, когда МВД КР выяснило, что среди кандидатов в депутаты имеется 234 человека с уголовным прошлым, а на оперативном учете состоят 15 кандидатов в депутаты.

СМИ сообщают, что и сегодня в кыргызском парламенте заседают бывшие криминальные авторитеты. Среди них – «Челюсть» (Алтынбек Сулайманов, 45-летний лидер партии «Бир Бол»), «Хоп» (Улан Чолпонбаев, 40-летний депутат от фракции «Республика-Ата-Журт») и «Масса» (51-летний Таалайбек Масабиров, бывший таможенник, а ныне депутат от фракции «Кыргызстан»).

Непросто обстоят дела и с последними президентскими выборами, накануне которых кандидаты обвиняли друг друга в связях с криминалитетом и в получении денег от ОПГ. Так, депутат парламента Иманалиев заявил, что на действующего премьер-министра работают представители криминальных структур, специально выпущенные из тюрем (30 сентября Генпрокуратура Кыргызской республики возбудила дело в отношении депутата Исаева по подозрению в попытке захвата власти). Один из кандидатов на пост президента Улугбек Кочкоров заявил, что предвыборный штаб одного из претендентов на пост главы государства возглавляет человек, который был ранее дважды судим и имеет отношение к криминальному миру.

В этой связи кыргызский эксперт Тологон Келдибаев констатирует: «Использование криминалитета наблюдается на каждых выборах, будь это со стороны властей или оппозиции. Нынешние выборы не стали исключением». 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×