Топ-100 Какие реформы проводятся в высшем образовании и науке в РК?
  • 21 декабря, 21:23
  • Астана
  • Weather icon -10
  • 523,86
  • 544,34
  • 5,11

Какие реформы проводятся в высшем образовании и науке в РК?

Фото: Total.kz

Государственная программа развития образования и науки РК на 2016 – 2019 годы содержит пять основных целей, достижение которых должно поднять образование и науку в стране на новый уровень. Всего на реализацию программы планируется потратить 1,39 трлн тенге. 

Напомним, основные цели госпрограммы следующие: обеспечение равного доступа к качественному дошкольному воспитанию и обучению; обеспечение равного доступа к качественному среднему образованию, формирование интеллектуально, физически, духовно развитого и успешного гражданина; социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования; обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием и интеграция образования, науки и инноваций; обеспечение реального вклада науки для устойчивого развития экономики.

Цели программы отражены в Плане нации. Так, по III направлению «Индустриализация и экономический рост» Плана нации на исполнении Министерства образования и науки находится 5 шагов (64, 76, 77, 78, 79 шаги).

Реализация всех шагов имеет долгосрочный характер. Исполнение проходит в рамках Дорожной карты, где определены количественные и качественные показатели.

Реформы в части развития науки и высшкего образования наиболее полно отражены в 64, 77 и 78 шаге. Остановимся на них подробно.

Шаг 64 «Разработка Закона «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» содержит механизмы финансирования работ по внедрению инноваций в производство. Предполагается переориентация структуры научных грантов и программ на нужды государственной программы индустриально-инновационного развития». Этот шаг находится на исполнении.

Уже принят Закон РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» от
31 октября 2015 года, который направлен на повышение результативности отечественной научной сферы, уровня внедрения инноваций и развитие высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях развития экономики, а также на сокращение сроков проведения конкурсов с 1 года до 95 дней, экспертизы – с 45 до 30 дней.

Запущен механизм интеграции образования, науки и производства инновационного развития. Доля, привлеченных финансовых средств со стороны бизнеса составляет 9,5%.

Реализуются 75 грантовых проектов на сумму 13,7 млрд. тг., при этом создано 525 рабочих мест.

Проведены 3 конкурса на грантовое финансирование проектов коммерциализации.

Реализуется проект Всемирного Банка «Стимулирование продуктивных инноваций» на 110 млн долл. США, направленный на проведение исследований, коммерциализации технологий и увеличение инновационного потенциала страны.

Созданы и функционируют при ВУЗах 24 офисов коммерциализации, проводится набор технологических брокеров, содействующие достижению целей проектов коммерциализации.

К моменту завершения проектов к концу 2018 года планируется создание 79 новых видов продуктов и услуг и ежегодный объем выпускаемой и реализуемой продукции составит 4,47 млрд тенге.

По итогам реализации шага к 2020 году ожидается увеличение доли софинансирования со стороны бизнеса до 15% и доли высокотехнологичной продукции в ВВП на 2,5%. К 2030 году - увеличение соотношения доли НИОКР к общему объему финансирования науки до 45%.

Шаг 77 «Подготовка квалифицированных кадров в десяти ведущих колледжах и десяти вузах для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны» также находится на исполнении.

В системе ТиПО определены 10 базовых колледжей (Западно-Казахстанский индустриальный, Костанайский политехнический, Актюбинский политехнический, Темиртауский политехнический, Мангистауский политехнический, Жамбылский политехнический, Кызылординский аграрно-технический колледж им. И.Абдукаримова, Алматинский колледж энергетики, Высшая техническая школа (г.Кокшетау), Аграрный колледж (г. Шымкент),

В 90 колледжах внедрены 53 новых образовательных программ. 9 тыс. ИПР прошли курсы повышения квалификаций по новым технологиям обучения. 4 колледжа прошли международную аккредитацию (Алматинский колледж энергетики, Темиртауский, Жамбылский, Костанайский  политехнические колледжи).

Реализуются стартап проекты по повышению функциональных IT компетенций студентов, «Инженеры будущего» и 3D проектированию и моделированию.

Заключены 5 517 трех-четырехсторонних договоров и соглашений о сотрудничестве с 2 269 предприятиями, из них 170 с 10 базовыми колледжами.

С учетом потребности проектов ГПИИР увеличен госзаказ на подготовку кадров с ТиПО на 21 тыс. мест, в том числе в 10 ,базовых колледжах на 475 мест. Обучены 248 внештатных тренеров базовых колледжей.

Проведен 3-й Национальный чемпионат WorldSkills Kazakhstan с участием 221 конкурсанта, в т.ч. 32 – из
10 базовых колледжей.

С сентября 2017 года в 100 колледжах страны планируется внедрение образовательных программ по
34 специальностям

В системе высшего образования определены 11 базовых вузов (ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, КазНУ им. аль-Фараби, КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, КазНАУ, ЮКГУ им. М. Ауезова, ВКГТУ им. Д. Серикбаева, ПГУ им. С. Торайгырова, КГУ им. А.Байтурсынова, КарГТУ, КАТУ им. С.Сейфуллина, АИНГ).

Базовыми вузами совместно с экспертами зарубежных вузов-партнеров и 114 предприятиями ГПИИР разработано
47 инновационных образовательных программ.

На основе инновационных образовательных программ подготовлено 1 817 магистров, из них на предприятиях ГПИИР трудоустроено 1 650 (91%) (АО «Арселор Миттал Темиртау», АО «Қазақстан Ғарыш Сапары», АО «Самрук-Энерго», ТОО «Казфосфат», ТОО «Объединенная химическая компания», ТОО «Павлодарский нефтехимический завод», ТОО «КазАзот», ТОО «Байсерке Агро» и др.). Продолжают обучение 2 800, планируется прием 3 500 магистрантов.

С 2017 года мы планируем начать реализацию программ на английском языке.

Магистранты обучаются и выполняют выпускные работы на базе 47 новых междисциплинарных лабораторий, оснащенные современным оборудованием.

383 сотрудников базовых вузов прошли курсы переподготовки и повышения квалификации, в том числе
200 на базе Назарбаев Университета.

Начата работа по аккредитации лабораторий для проведения междисциплинарных научных исследований и коммерциализации их результатов.

Полная реализация шага ожидается к 2020 году.

Шаг 78 «Поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета. Трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой» также успешно реализуется.

В мажилис парламента РК внесен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений».

В 2016 году в Государственном общеобязательном стандарте высшего и послевузовского образования расширена академическая самостоятельность вузов в бакалавриате до 65%, магистратуре – 70%, докторантуре – 90 %.

В 2017 году в рейтинге QS WUR отмечено 8 казахстанских вузов («Топ-300» - КазНУ им. аль-Фараби 236 место, «Топ-400» -  ЕНУ им. Л.Н. Гумилева 336 место, «Топ 411-420» КазНИТУ им. К.Сатпаева, «Топ 491-500» - КазНПУ       им. Абая, «Топ 501-550» - ЮКГУ  им. М. Ауэзова, «Топ 651-700» - КарГУ им. Букетова, «Топ 651-700» - КБТУ, «Топ 801-1000» - КазУМОиМЯ им. Абылай хана).

4 вуза преобразованы в некоммерческие акционерные общества. Ведется работа по реорганизации
28 государственных вузов в НАО со 100 % государственным участием. В 28 государственных вузах созданы Наблюдательные советы. Продолжается работа по трансляции опыта Назарбаев Университета в 37 вузах.

Внедрен механизм конкурсного отбора и назначения ректоров вузов. Назначены ректоры 9 госвузов и проводится конкурс по выбору ректоров 5 вузов.

Ведется работа с частными вузами о возможности их трансформации в некоммерческие организации. Ассоциация вузов РК дважды провела встречи с руководителями частных вузов по данному вопросу. Ожидается поэтапный переход       28 госвузов в НАО со 100% госучастием.

Планируется обучение членов и секретарей корпоративных органов управления вузов с учетом новых принципов назначения топ-менеджмента.

Полная реализация шага ожидается к 2020 году.

Необхиодимо отметить, что в вузах предполагается поэтапный переход на английский язык обучения, что также поможет интегрировать казахстанскую науку и высшее образование в мировое сообщество.

В ГОСО высшего и послевузовского образования предусмотрены нормы для реализации трехъязычного образования (50% учебных дисциплин будет преподаваться на языке обучения (казахский или русский), 20% – на втором языке (русский или казахский соответственно), 30% - на английском языке).

С 2016 года в вузах предусмотрено преподавание 30% базовых и профилирующих дисциплин на английском языке.

Разработаны и утверждены 10 образовательных программ на английском языке по специальностям ГПИИР и ЕМЦ. С 1 сентября 2017 года планируется их внедрение в вузах.

Совместно с 49 –ти зарубежными вузами реализуется 273 двудипломных образовательных программ (бакалавриат – 87, магистратура –176, докторантура –10).  В 42 вузах функционируют специальные отделения на английском языке. Созданы 2 393 спецгруппы, в которых обучается 18 тыс. человек.

В 2016 году 1500 ППС вузов прошли языковые курсы. До конца 2017 года обучатся еще 1500 ППС.

Подготовлены 450 слушателей со знанием английского языка для продолжения обучения по специальностям ЕМЦ.

В 2017 году планируется прием 450 слушателей на подготовительное отделение с обучением на английском языке.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×