Топ-100 Саша-казах – легенда белорусских партизан
  • 20 апреля, 12:30
  • Астана
  • Weather icon +21
  • 446,49
  • 475,38
  • 4,79

Саша-казах – легенда белорусских партизан

19 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Ади Шарипова – министра просвещения, главы МИДа советского Казахстана

19 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Ади Шарипова – министра просвещения, главы МИДа советского Казахстана, зампреда Совмина республики. Шарипов – автор 350 научных и публицистических работ, составитель хрестоматии казахской литературы. Сейчас эти книги у нас подзабыты, а вот в далекой Беларуси книги Ади Шарипова до сих пор популярны, потому что в них – суровая правда о Великой Отечественной войне. В них нет выдуманных героев – это книги активного участника партизанской войны. Ади Шарипова в белорусских деревнях до сих пор помнят как грозного и неуловимого партизанского командира Сашу-казаха,пишет Экспресс-К.

Он прошел трудную дорогу жизни, полную тяжелых невзгод и счастливых удач. В двухлетнем возрасте он потерял отца, который умер в Мекке, сопровождая паломников, среди которых был дед Кайранбай. Дедушка тоже не вернулся из этой поездки – умер на обратной дороге и похоронен в российской Пензе. Уже возглавляя правительство Казахской ССР, Ади Шарипов побывал в Мекке и разыскал могилу отца.
В 13 лет умерла его мать. Ему пришлось стать пастухом и самому зарабатывать деньги на жизнь. Рано повзрослев, Ади понял, что главное богатство в жизни – это знания. Он уезжает из родного села Малиновки в Семипалатинск, поступает в школу, живет то у родственников, то у знакомых. Но внутренний стержень у подростка крепок – он становится лучшим учеником.
Во время страшного джута Ади возвращается в степь – помогает обессиленным, изголодавшим людям. До конца своих дней он помнил про грудного младенца, который продолжал сосать грудь уже умершей матери. Он собственными ушами слышал, как умирающий парень слабеющими руками играл на кобызе, прощаясь с жизнью. Потом Ади Шарипович говорил, что эта музыка всегда звучит в нем.В 1934 году студенту Алма-Атинского пединститута Шарипову неожиданно подвернулась работа технического секретаря, которую ему предложил председатель Союза писателей Казахстана Ильяс Жансугуров. Но в 1937 году Жансугурова арестовали, и над студентом Шариповым начались сгущаться грозовые тучи. За день до ареста его преду-
предил декан Митрофан Сильченко: «Ади, я оформлю тебе академический отпуск. Немедленно скрывайся». Шарипов тут же, не заходя даже в общежитие, сел в поезд и уехал в туркменский город Красноводск, где устроился преподавателем в училище. Благодаря своей доброте и отзывчивости он пришелся по душе местным жителям. Они помогали ему чем могли, и когда из Алма-Аты пришла весточка, что можно возвращаться, туркмены собрали ему деньги на обратную дорогу. Ади Шарипович вспоминал: «Что значит молодость! На эти деньги я купил путевку и поехал отдыхать в Сочи, затем в Москву и только потом приехал в Алма-Ату».Шарипов окончил институт и по распределению поехал работать учителем в поселок Каскелен Алматинской области. Там он влюбился в красивую девушку Загиру. Через несколько месяцев после свадьбы вышел указ правительства о мобилизации учителей в армию – Сталин хотел укрепить офицерский состав, поредевший во время репрессий. Молодая семья Шариповых едет в далекую Белоруссию – в приграничный город Белосток. Ади принимает под командование стрелковый взвод 7-й танковой дивизии. Загира, как положено жене красного командира, получает звание ворошиловского стрелка и лихо скачет на лошади. Кстати, она была первой женщиной-парашютисткой в Казахстане. Весной 1941 года в семье Шариповых появляется дочка Маржан. А вскоре грянула война.
7-я танковая дивизия находилась на острие немецкого удара. Весь день 22 июня длился жестокий бой. Несколько раз поднимал своих бойцов в
контратаку лейтенант Шарипов. О смерти уже не думал, лишь одна надежда не покидала его – Загира с дочкой должны были успеть эвакуироваться. К ночи батальону было приказано срочно отойти. Через несколько дней, прикрывая отход штаба полка, сильно поредевший взвод Шарипова попал в окружение. Сколотив группу из
16 бойцов, лейтенант повел их на восток. Несколько недель они шли по лесам, не было пищи, к концу подходили боеприпасы. Но однажды повезло: на опушку леса, где отдыхали красноармейцы, совершил вынужденную посадку немецкий транспортный самолет. Бойцы Шарипова перебили германский экипаж, добыли оружие, боеприпасы, провиант, а самое главное – рацию. Ади смог связаться с советским командованием, которое приказало остаться в тылу врага и организовать партизанский отряд. Вскоре красноармейцы Шарипова соединились с партизанским отрядом Тимофея Коротченко. Те были рады принять обстрелянных бойцов с трофейным оружием и рацией. Ади стал командиром роты, затем комиссаром партизанской бригады.
Счастливая звезда берегла Шарипова во многих рискованных и опасных операциях. Однажды его отряд выбил эсэсовских карателей из маленькой деревушки. Она была безлюдная, все жители ушли в лес. Только один дряхлый дед вышел к партизанам. «А ты, добрый человек, откуда будешь?» – неожиданно обратился он к Ади. «Я из Казахстана, дедушка, – ответил Шарипов. – А что?». Старик ответил: «Да тут у нас недавно объявилась женщина. Вроде тебя – то ли из казахов, то ли из киргизов. Моя старуха приютила ее, стала расспрашивать, как она попала в наши края за тридевять земель. Она отвечает: замуж недавно вышла, муж командиром был, возле границы службу проходил».
У Шарипова от волнения в горле пересохло. К вечеру из леса стали выходить жители деревни, среди которых была бледная, худая Загира. Вот такие чудеса бывают на войне. Так встретился Ади со своей женой и маленькой дочкой. Загира тоже стала партизанить, а маленькую Маржан стали звать «дочь отряда».
Шарипов в своих книгах ничего не выдумывал, все было взято из жизни. Когда зимой 1941 года его ранило в грудь, товарищи укрыли Ади у лесника Романа Анодина. Кучу осколков извлек из его спины молодой белорусский врач, вместо наркоза был стакан самогона. Шарипов часто терял сознание, а когда приходил в себя, то в соседней комнате видел склоненную голову дочки лесника Евдокии, которая всю ночь что-то шила. А утром прибежал лесник: «Немцы близко! Немедленно уходите!». Ади положили на носилки, а накрыть его нечем – шинель вся пропитана кровью. И тогда девушка подарила ему полушубок, который шила всю ночь. «Он согреет вас», – сказала она на прощанье. Долгое время этот полушубок был для Шарипова талисманом, все военные годы он уберегал его от смерти и согревал в лютые морозы. В 1944 году, когда партизаны соединились с Красной Армией, Ади был весь изранен и воевать дальше не мог. Ему предложили стать главой города Могилева, но он не согласился, сказав: «Мне надо на родину». Он вернулся в родной Каскелен, а вскоре его перевели работать в ЦК республики. В начале 50-х годов на него поступил донос, что он является организатором националистической группировки, куда входит и Мухтар Ауэзов. КГБ уже выписал ордер на арест, но Шарипова спас руководитель республики Пономаренко. Он сам был партизаном, хорошо знал Ади и называл его подвиги легендарными. Пономаренко был глубоко возмущен: «Как Ади может быть националистом, если он четыре года проливал кровь за белорусскую землю так, как защищал бы родной Казахстан?!». Он приказал немедленно закрыть дело и... назначил Ади Шариповича министром просвещения.Ади Шарипов умер 4 ноября 1993 года, пережив жену Загиру, которая скончалась еще в 60-х. Он прожил свою жизнь достойно – как полагается настоящему воину и человеку. Его вдова Клара Мынжасарова написала: «Он оставил нам свое чистое и доброе имя, которое во сто крат дороже всяких дворцов или банковских счетов».
В Алматы есть улица Ади Шарипова. Бывшее село Малиновка в Семипалатинской области тоже носит его имя. А в Минске есть улица, названая в честь нашего земляка Ади Шарипова, легендарного партизана Саши-казаха.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×