Бесправные токалки и их дети
На что могут рассчитывать не признанные ни государством, ни обществом тоқал и их дети? Этот вопрос задается многими, но мало кто об этом говорит. По словам известного казахстанского юриста Жангельды Сулейманова, вторая жена с детьми не защищена законом, но имеет право на наследство и на алименты. Однако не все женщины знают о своих правах.
Второй год 30-летняя Карлыгаш кочует с одной квартиры на другую. Ей одной с двумя маленькими детьми нелегко постоянно менять арендуемые квартиры. Два года назад Карлыгаш потеряла мужа, она была второй, незаконной, женой. Мужчина внезапно умер, и молодая мать с детьми осталась на улице, так как ее выгнала из дома законная первая жена: «Кто мог знать, что так случится?! Жили мы очень красиво, он мне ни в чем не отказывал. Я тоже любила мужа, несмотря на большую разницу в возрасте. Он был ровесником моего отца, поэтому вначале родители сильно возмущались, а потом, когда я всех стала обеспечивать, они смирились. После женитьбы мы жили в его доме, а когда муж умер, пришла законная жена. Дом оформлен на нее, и она выгнала меня с детьми на улицу среди зимы», – говорит Карлыгаш.
Свой брак с мужчиной намного старше молодая женщина регистрировала в мечети. Сегодня, когда у Карлыгаш возникли проблемы, мечеть ничем не может ей помочь. Это признают в Духовном управлении мусульман Казахстана: «Мы же не мусульманская страна, как, например, Саудовская Аравия или Иран, где придерживаются канонов шариата. Мы светское государство, поэтому у нас права имеют только те, кто имеет официальную регистрацию в ЗАГСе, а мусульманский брак не имеет силы и не может защитить права женщин и детей», – говорит представитель ДУМК Онгар кажи Омирбек.
Современные тоқал и их соперницы, так называемые бәйбіше (старшая жена – ИА Total.kz), часто обращаются к психологам. Первым не нравится, что у наследников от старшей, законной супруги больше прав, нежели у их детей. Специалисты помогают женщинам смириться с полигамным браком.
«Детям тоқал достается меньше внимания, денег и возможностей, а детям, рожденным в законном браке, естественно, больше. Это сильно беспокоит вторых жен. Получается, что больше времени мужчины проводят с тоқал, но что касается детей, то законных детей материально обеспечивают лучше. Кроме этого, бывают случаи, когда законные жены избивают токалок, рвут им волосы или прокалывают шины на их машинах. Некоторые официальные жены могут делать всякие гадости токалкам, угрожать, одним словом, нелегко им», – говорит психолог, гештальт-терапевт Сана Жумабекова.
По словам юристов, тоқал и их дети не защищены казахстанским законодательством, но они могут потребовать алименты. Также дети, рожденные вне брака, как и законные дети, имеют право на наследство отца.
«У нас есть три вида брака. Есть брак официальный – он регистрируется в ЗАГСах. Но, согласно казахстанским законам, запрещено состоять в двух браках одновременно. Как люди обходят данное препятствие? У нас есть понятие «религиозный брак», но почему-то в ДУМК решили не проводить неке (мусульманский обряд бракосочетания – ИА Total.kz) без ЗАГСа, хотя раньше спокойно проводили. Еще у нас есть третий вид брака – это гражданский брак, так называемый брак с тоқал. Сегодня эти браки незащищены, хотя, что скрывать, их великое множество. Некоторые даже не скрывают отношений. И официальные супруги знают о наличии второй жены и спокойно к этому относятся. Эти женщины не защищены законом вообще никак, конечно. Она не имеет права на жилище, у нее только права на свои личные вещи, на драгоценности, например. Но дети могут рассчитывать на алименты и имеют право наследования, то есть они являются наследниками первой очереди», – говорит юрист Жангельды Сулейманов.
По его словам, тоқал при разводе может потребовать алименты, если в свидетельстве о рождении указан ее гражданский муж. Если данной записи нет, то отцовство легко установить с помощью анализа ДНК. Кстати, стоит подобный анализ сравнительно недорого – от 50 до 70 тысяч тенге.
Гульмира Камзиева