Как живется современным чабанам?
Из года в год в Казахстане уменьшается поголовье скота, а профессия чабана мало кого интересует. Такое положение дел беспокоит экономистов, потому что это напрямую связано с продуктовой безопасностью страны.
43-летний Бахыт Жолдасов – опытный чабан. Этому ремеслу он учился у отца, с детства видел, как его покойный родитель выхаживал ягнят, пас коров и лошадей. Теперь секретами скотоводства он делится со своим 10-летним сыном. Покойный дедушка успел увидеть в своем внуке задатки хорошего чабана.
«Время покажет, станет он чабаном или нет. Я так устал от этой работы, если честно. Хочу жить простой городской жизнью, где не надо думать днем и ночью о животных, о корме для них, благоприятной погоде, хороших пастбищах. Днем и ночью об этом думаю, все мысли заняты этим, а мой зять, живущий в городе, выполнил свою работу и свободен. Поэтому я бы хотел, как он, жить и ни о чем не думать», – говорит Бахыт.
Дети Бахыта уже взрослые. Две дочери учатся в вузе, ежемесячно он отправляет им мясо. Скоро за ними в город потянутся и остальные дети, они закончат школу. Поэтому Бахыт с женой мечтает уехать из аула и поменять свое занятие.
«А что еще делать? В городе жить легче, чем в ауле. Мне тоже хочется хорошей жизни. Нет будущего в ауле, и никому мой труд не нужен. Пасешь скотину, пасешь, а когда деньги нужны, ее не продашь по хорошей цене. Поэтому быть пастухом не так выгодно, как это было при моем отце», – огорчается Бахыт.
В советское время его отец, по словам Бахыта, работая чабаном, построил большой дом, помогал всем родственникам, ездил отдыхать по разным курортам и санаториям. А он же только может мечтать об этом.
«Раньше чабанам создавали все условия. Вовремя привозили все, что было необходимо им: одежду, питание и так далее. Обеспечивали животных кормами, строили им помещения. Земля была в государственной собственности, например, летом – в горах, весной и осенью – в предгорьях, а зимой – в песках. Везде были отремонтированные базы, корма на зиму накоплены, вовремя кормили животных, поэтому эта отрасль и развивалась. Чабаны жили как паны!», – вспоминает президент Академии сельскохозяйственных наук Казахстана Гани Калиев.
Все прелести советской чабанской жизни успела испытать на себе 60-летняя Куляйша Муздыбаева. С 1975 года она занимается скотоводством. Поэтому успела пожить панской жизнью, но и хорошо знает о реалиях сегодняшней жизни пастухов.
«Конечно, во времена Советского Союза нам, чабанам, жить было легче. Все необходимые продукты привозили, одежду покупали в автолавке, где, кстати, были дорогие и дефицитные вещи, порой у городских граждан не было такой возможности. Сами привозили нам нашу зарплату. Трудная, конечно, работа, но оплачивалась тогда она хорошо. Поэтому и работали, зарабатывали», – рассказывает Куляйша Муздыбаева.
С распадом Советского Союза 60-летняя Куляйша Муздыбаева не стала бросать свое дело. Однако за это время многое изменилось в ее жизни. Кроме ежедневно выполняемой работы по уходу за скотом, ей пришлось осваивать ремесло торговца мясом, молоком, заниматься заготовкой корма для скота.
«Как раньше, никто нам не помогает, все самим приходится делать. Раньше выгодно было заниматься скотоводством, а сейчас нет. Это трудная работа, требующая много сил и терпения», – продолжает далее Куляйша-апа.
По словам казахстанских экономистов, за последние годы сократилось количество поголовья скота, потому и чабанов стало меньше. Гани Калиев ничего хорошего в таких изменениях не видит.
«Мы ослабляем продовольственную безопасность страны. Если нет овец, зачем нам чабаны? Если нет скота, то зачем нам скотники? Тут все взаимосвязано. Если раньше у нас на пастбищах паслись 50 миллионов голов овец, сейчас их поголовье сократилось в три раза, значит, и чабанов стало меньше. Надо развивать эту отрасль. У нас огромная территория, и на ней можно производить продукцию, которая прокормит 50 миллионов, а нас 16-17 миллионов», – уверено сказал академик Гани Калиев.
Гульмира Камзиева