Топ-100 Платность как решение проблемы дорог в Казахстане
  • 26 апреля, 14:57
  • Астана
  • Weather icon +10
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

Платность как решение проблемы дорог в Казахстане

Эксперты пришли к выводу, что введение платности на республиканских дорогах — это тренд, к которому надо привыкнуть.

Информация о введении с 23 ноября текущего года в Казахстане еще семи платных участков республиканских дорог возродила общественные дискуссии на эту тему. Эксперты обсудили необходимость и даже неизбежность введения платности в эфире программы «Большая неделя» на телеканале «Хабар», передает корреспондент Total.kz.

В СМИ уже появлялась подробная информация о том, какие участки дорог вскоре станут платными и какие будут действовать тарифы. В ходе дискуссии на «Хабаре» Марат Сулейменов, заместитель председателя правления национальной компании «КазАвтоЖол», в очередной раз подтвердил: тарифы были утверждены в 2013 году и повышать их не собираются.

Журналист и член Общественного совета НК «КазАвтоЖол» Кирилл Павлов объяснил, кто не хочет платности.

«Это дальнобойщики, в основном физические лица, либо очень мелкие компании. Схемы их конкурентоспособности с крупными компаниями немного «серые», на уровне легкого флирта с законом. Например, эти ребята не стесняются конкурировать, используя перевес. Заказчику выгодно немного переплатить за перевес, тем более ответственность несет водитель. За перевес они берут в среднем 300-350 тысяч тенге за фуру. Из этих денег 100-150 тысяч тенге остается на мобильных постах. Остальное — у водителя», — рассказал Кирилл Павлов.

По его словам, с введением новых платных дорог эти схемы сведутся к минимуму.

«Будет где-то автоматизация, где-то камеры, где-то системы автоматического взвешивания, и это вызывает, конечно, сильное недовольство. Плюс на это накладывается еще и увеличение цен на ГСМ. В целом, этот сектор теряет конкурентоспособность, они вынуждены повышать стоимость своих услуг, повышать тарифы и терять, конечно же, клиентов», — подчеркнул журналист.

Марат Сулейменов уточнил, что пока на платных дорогах действует только режим видеонаблюдения, однако установка динамических весов — в планах «КазАвтоЖола». Всего, по его данным, в Казахстане уже 24 единицы таких весов, которые представляют собой датчики, встроенные в дорожное полотно. Они позволяют определять вес проезжающих машин, их классность, габариты.

Василий Климаков, учредитель ОО «Общество содействия автомобилистам», член ОС НК «КазАвтоЖол» поднял вопрос о справедливых тарифах. По его словам, общественники из ОСА выяснили, что по одному лишь направлению Темиртау – Нур-Султан «КазАвтоЖол» имеет выручку в 4 миллиарда тенге в год, а тратит на содержание 1,8 миллиарда в год. Он заявил, что, как автолюбитель, хочет платить справедливую цену, но нигде нет расчетов тарифов, установленных «КазАвтоЖолом». В ответ на это Жамбыл Бактияр, заместитель председателя комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, парировал, что любые расчеты его ведомство готово предоставить.

Этот спор прервал Эдуард Эдоков, глава Независимого автомобильного союза. По его словам, от платных дорог никуда не деться.

«Это есть во всем мире, это началось уже давно, это будет продолжаться. И более того — тренд как раз-таки на увеличение платных дорог. Это не просто моя позиция, это данность, к которой мы должны привыкнуть», — подчеркнул он.

Также Эдоков высказался по вопросу, много или мало в Казахстане выделяют денег на строительство дорог.

«Ни в одной стране мира не бывает такого, чтобы хватало денег на дороги. Возьмите Казахстан, возьмите Америку, Германию, Японию, кого угодно — денег на дороги всегда выделяется меньше, чем нужно. Поэтому мы тут не сможем изобрести велосипед, и платным дорогам быть. Но вот какой момент я хотел бы отметить. На мой взгляд, те дороги, за которые берутся деньги, должны быть на порядок лучше по качеству, чем те дороги, за которые денег не берут. В нашем случае получается, что одна из основных претензий и перевозчиков, и не перевозчиков в том, что деньги берутся, а качество дороги так себе, на троечку. Вот это основная проблема. Если качество будет хорошее, то, думаю, платить мы будем», — подытожил Эдуард Эдоков свое выступление.

Мурат Амрин, управляющий директор – директор департамента логистики и перевозок НПП «Атамекен», объясняя, почему вопрос строительства дорог и введения платности важен, привел цифры: по его словам, за сутки в Казахстан въезжает порядка 4 тысяч автотранспортных средств, и на этом нужно на этом зарабатывать.

«Но для этого нужно создавать условия: придорожный сервис, предоставлять льготы и субсидии для перевозчиков», — считает Мурат Амрин.

Упоминавшийся уже Жамбыл Бактияр констатировал, что преимущественно все участники дискуссии согласны с необходимостью введения платности, и сообщил, что в течение пяти лет «КазАвтоЖол» должен сделать еще 11 тысяч километров республиканских дорог платными. Но для этого их надо вначале построить или реконструировать, доведя до первой категории.  

Зампредседателя комитета автодорог напомнил, что масштабное строительство трасс в Казахстане началось в 2010 году. За десять лет построили 13 тысяч километров. До 2025 года «КазАвтоЖолу» надо построить еще 12 тысяч километров. При этом в дорожном строительстве в Казахстане занято 200 тысяч человек — это всего один процент населения республики.

За десять лет в строительство дорог Казахстан вложил 30 миллиардов долларов, и, вероятно, в оставшиеся несколько лет потребуется вложить столько же. Без введения платности таких денег взять, по сути, негде.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×