Почему мелеют Капчагай, Или и Балхаш
Руководитель общественного объединения «Балхашский экологический центр», член Балхаш-Алакольского бассейнового совета Надежда Пустолайкина считает, что положение озера Балхаш не является критическим, но экологическая опасность все еще существует.
– Надежда Трофимовна, очевидно, что озеро Балхаш, как и любой природный объект в эпоху технологического прогресса, сталкивается с множеством проблем. Какие из них имеют первостепенное значение?
– Конечно, уровень загрязнения озера довольно высокий, особенно в городе Балхаше. Очищения не происходит, потому что вода не разбавляется – все меньше и меньше ее поступает из реки Или. Довольно много воды забирает Китай. Но не только он, еще и Капчагай. Капчагай тоже питается из реки Или, он мелеет, соответственно, мелеет и Балхаш.
В настоящее время выделены деньги на очистку Или. К слову, раньше в Балхаше и даже в районе города водилось много ондатры. Про ондатру мы уже забыли. Этот зверек исчез после того, как в начале 70-х годов запустили Капчагайское водохранилище. Сейчас проблема обмеления обострилась.
– Некоторые эксперты считают, что Балхаш может разделить судьбу Арала. Есть ли такая угроза?
– О подобном прогнозе до сих пор идет речь. Но Балхаш-Алакольский совет работает и не собирается, что называется, опускать руки. Балхашское опытное поле – общественная организация, которую я возглавляю, постоянно присутствует на заседаниях совета, мы совместно отслеживаем ситуацию. На сегодня озеро не достигло критической отметки уровня, и мы думаем, что не должно достигнуть. Продолжается работа в правительстве, ситуация имеет положительные тенденции.
– Какие законодательные меры, на ваш взгляд, нужно принять для защиты Балхаша?
– В 2000-м и 2005 годах проходили форумы, на которых рассматривались вопросы законодательной базы. Прозвучало предложение принять закон об озере Балхаш, но дальше проекта дело не пошло. Предложения бассейнового совета носят рекомендательный характер, тем не менее правительство к ним прислушивается.
– Насколько проблематичны наши отношения с КНР в вопросе обмеления Балхаша?
– Разумеется, Китай у истоков реки Или забирает довольно много воды. Представители Балхаш-Алакольского совета совместно с членами правительства посещали КНР и отметили, что там все в бетоне и потери воды на пропитывание и испарение минимальны. На нашей, казахстанской, стороне идут большие потери. Например, в Кызылординской области выращивают рис, а на южном берегу Балхаша вообще хотели создать 44 совхоза, хорошо, что не все создали. Рис очень водоемкая культура, на нее постоянно идет большой расход воды, при этом ее КПД достаточно низкий. Конечно, рис и развитие сельского хозяйства – это замечательно, но водопотери у нас значительные.
– Чем сегодня загрязняется озеро?
– Проблему представляет хвостохранилище Балхашского медного комбината, в нем находится около 300 различных химических элементов, в том числе, конечно, и тяжелые металлы. Ими загрязнена и почва, и прибрежная зона, частично в виде оксидов они находятся и в воздухе, бывают выбросы. В городе Балхаше Казгидромет установил лабораторию, которая фиксирует загрязнение воздуха, в основном это сероводород. Такой вид загрязнения встречается по всему Казахстану. Мы поднимали этот вопрос, Карагандинский департамент экологии над ним работает. Что касается сточных вод и очистных сооружений, то были общественные слушания, выделялись средства, но они не поступили. Поэтому с очистными сооружениями для отвода сточных вод пока имеется проблема. Есть коллекторные станции, через которые проходят стоки. Несколько лет назад на выездном заседании Балхаш-Алакольского совета этот вопрос разбирался, мы отсняли, где именно поступают сточные воды, сейчас ситуация улучшается. Поэтому нельзя сказать, что сточные воды города загрязняют Балхаш.
Промышленные стоки поступают, как я уже сказала, в хвостохранилище. У комбината отстойник и оборотное водоснабжение, у них нет слива в озеро. Из хвостохранилища может идти пропитка в залив Торангалык, но там построены дамбы, проходит откачка, чтобы вместе с вредными веществами вода не уходила в озеро.
По данным Казгидромета, уровень загрязнения Балхаша в последние годы не повышается. Хотя, если бы было больше воды, загрязнение снижалось бы. Но основная беда сегодня – выбросы в воздух. Сейчас медный комбинат строит новую двухсотметровую трубу, по этому вопросу недавно прошли общественные слушания. Также построен серно-кислотный цех, хотя он пока нестабильно работает, и, бывает, нашему воздуху и окружающей среде вредит сернистый ангидрид. Но, во всяком случае, с 700 тысяч тонн в год количество выбросов уменьшилось примерно до 110 тысяч тонн, что само по себе говорит о проделанной Казахмысом (крупная компания по добыче и переработке природных ресурсов – прим. Total.kz) работе.
– Как себя чувствует флора и фауна озера?
– Кормовая база сохраняется. Балхашский филиал Казахстанского НИИ рыбного хозяйства отслеживает ситуацию. Состав рыбы меняется, идет обновление запасов, выпускаются мальки. Конечно, количество рыбы уменьшается, но сазан, судак, берш, лещ по-прежнему обитают в Балхаше. Появился змееголов, его обнаружили несколько лет назад. Вначале змееголов был экзотикой, теперь выяснили, что он вполне съедобен. В настоящий момент его влияние на местную рыбу изучается, пока, насколько мне известно, змееголов не представляет для нее опасности.
В целом же мы, экологи, считаем, что работа с озером ведется, улучшение заметно. Это оптимистичный прогноз, но, думаю, наш Балхаш судьба Арала не постигнет.
Данная публикация/программа подготовлена при поддержке Европейского союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности «TOO «Total.kz Media Group» и не отражает точку зрения Европейского союза.
ИА Total.kz