Почему современные мужчины воруют невест?
Последнее время в казахстанском обществе все чаще обсуждают обряд кражи невесты. Современные джигиты не дают забыть о давно отжившей традиции. Корреспондент агентства попытался разобраться в мотивах людей, которые без согласия девушек делают их женами.
В конце прошлой недели казахстанцы были шокированы дерзким похищением невесты в Алматы. 17-летнюю студентку Айсель Байрамову украли «средь бела дня» у центрального входа в один из колледжей.
Похитителей пытались остановить однокурсники, но безрезультатно. Родственники девушки через средства массовой информации пригрозили похитителям и попросили вернуть Айсель. Просьба была услышана, и Айсель вернулась домой, но девушка отказалась от каких-либо претензий к подозреваемому и подавать заявление в органы правопорядка не стала.
С обрядом похищения невесты хорошо знакомы некоторые народы Востока. Эта традиция есть и у казахов. По словам этнографов, раньше невесту воровали по обоюдному согласию.
«У казахов есть обычай «қыз алып қашу», но его совершают при добровольном согласии девушки. Когда девушку выдавали за старика, который выплатил ее родственникам большой калым, а она полюбила другого человека, например бедного, молодого человека, и они хотят создать семью. В таких случаях по обоюдному согласию они совершали обряд похищения невесты. Однако в нынешнее время воруют девушек, которые даже и не знают будущего жениха. Это неправильно, это зверство», – считает этнограф Ахмет Тохтабай.
Прошло более 40 лет, как украли Гульжайнар-апай. Она не знала и не видела своего мужа до кражи. По своей наивности она села в машину коллеги, который с друзьями привез ее в незнакомый дом, где на голову девушки накинули платок.
«Плакала, долго плакала, но никакой пользы от этого не было, и мне пришлось остаться. Потому что мама моя говорила, что если и украдут меня, то я должна буду там остаться. В противном случае я опозорю родительский дом. Поэтому и осталась. Конечно, я люблю своих детей и внуков, но вся моя жизнь прошла с нелюбимым человеком», – говорит 63-летняя Гульжайнар-апа.
Ровно три года назад в городе Алматы похитили и 23-летнюю Алиму. Алима знала своего будущего мужа, но быть его супругой не собиралась. Девушку насильно посадили в машину и увезли в далекий аул. Несогласная невеста через некоторое время сбежала от похитителя.
«Меня моя мама поддержала. Потому что когда-то ее тоже похитили, и она, несмотря на осуждение со стороны родственников и друзей, ушла от своего мужа. Мне лично самой было плохо от того, что меня, как животное, запихнули в машину и, как вещь, везли около 500 км, когда я сопротивлялась, меня толкали и били по ногам. Это был кошмар! Все родственники говорили, что нельзя уходить, нужно смириться, так как я переступила порог. Если уйду, стану «разведенкой». Однако я никого не послушала и ушла домой», – говорит Алима.
Осуждение пережила не только она, но и члены семьи. Девушка говорит, что в ауле маму не любят за прямолинейный характер. Но после отказа жить с нелюбимым от них отвернулись даже близкие родственники.
«Сноха моей мамы говорила: все мы через это прошли. Всех нас воровали, но мы не ушли, и ничего. У каждого из нас своя семья и дети. Не надо было уходить, надо было терпеть. Я ей ничего не говорила, а просто слушала, но все равно я не жалею, что ушла. Почему я должна мучиться и жить с человеком, которого не люблю, и он мне неинтересен», – говорит Алима.
Алима не стала обращаться в правоохранительные органы и привлекать укравшего ее парня к ответственности. Хотя ее похитителя могли бы привлечь за кражу человека к уголовной ответственности. Впрочем, несмотря на предусматриваемые суровые меры наказания современные джигиты не прекращают воровать девушек.
«Я вижу несколько причин. Первое – это неумение молодых людей ухаживать за девушками и выстраивать отношения. У нас молодые мужчины не обладают такими навыками, потому что они не видят примеров подобного поведения. Папа не ухаживает за мамой, не дарит ей цветы, а мама, в свою очередь, не восхищается папой. Если дети не видят красивых отношений между мужчиной и женщиной, как они себя будут вести? И, выходя в мир, они думают, что мужчина – это сила. Ведь папа управлял семьей силой. Очень часто в наших семьях слово отца – закон. Не потому что мы уважаем его, не потому что его мнение важно, а потому что он сильный – он может наказать. В итоге мальчик понимает, что все в этом мире можно решить силой. По этой причине и воруют невест», – говорит политолог Толганай Умбеталиева.
По ее мнению, в этом феномене виновато само общество, так как в современном социуме законы не играют роли, более значимы общественные нормы, принятые формально и неофициально.
«И пока общество будет к этому явлению относиться равнодушно, ничего не изменится», – уверена Толганай Умбеталиева. По ее мнению, в краже невесты виноваты и сами девушки: они, как и парни, не умеют строить отношения.
«Это психология. Не каждую же девушку воруют. Воруют тех, у кого есть определенный психологический настрой. Поэтому девушкам тоже надо учиться выстраивать отношения с мужчинами. Если она довела ситуацию до того, что ее украли, вина ее в этом тоже есть. И причем равноценная: 30% несет ответственность мужчина, 30% – женщина и остальные 40% – общество. Наши неписанные правила поощряют такие действия», – считает Толганай Умбеталиева.
В современном казахском обществе невест в основном воруют в южных регионах страны, где соблюдаются традиции народа. Хотя этнографы уверяют, без обоюдного согласия воровать невесту нельзя.
Гульмира Камзиева