Топ-100 Следственный судья на защите интересов граждан в ходе досудебного производства
  • 03 мая, 16:28
  • Астана
  • Weather icon +13
  • 443,37
  • 474,49
  • 4,83

Следственный судья на защите интересов граждан в ходе досудебного производства

С 1 января 2015 года в судах Казахстана появилась новая должность – следственный судья. Новая редакция Уголовно-процессуального Кодекса определила полномочия следственного судьи. Это судья суда первой инстанции, который осуществляет судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве.

Этот институт был введен в уголовное судопроизводство для приведения системы уголовного судопроизводства в соответствие с международными стандартами, в целях обеспечения защиты прав и свобод граждан.

В первую очередь это было связано с санкционированием процессуальных действий, касающихся ограничения прав и свобод граждан в ходе уголовного досудебного расследования. Следственный судья санкционирует и продляет сроки содержания под стражей, домашнего ареста, отстранения от должности, перевод в специальное медицинское учреждение, принудительное освидетельствование, объявление в международный розыск, а также «освобождение под залог».

Раньше все эти процессуальные действия санкционировались органами прокуратуры. Теперь же в полномочиях «надзорного органа» сохранилось лишь санкционирование применения залога.

По замыслу введение института следственного судьи – это один из шагов гуманизации стадии досудебного производства. И по данным Верховного Суда, содержание под стражей перестало быть наиболее часто избираемой мерой пресечения при проведении досудебного расследования.

Еще в 2008 году, при передаче полномочий по санкционированию содержания под стражей от прокуратуры судам,  председатель Верховного Суда Кайрат Мами отмечал, что органами прокуратуры ежегодно выдавались санкции на содержание под стражей в отношении около 21 тысячи человек. Однако в результате только треть из них получала наказание, связанное с лишением свободы.   Передачу этих функций судам председатель Верховного Суда оценивал «как важнейшее свидетельство приверженности государства общепризнанным стандартам в области защиты прав человека».

По информации Верховного Суда, только за 4 первых месяца 2015 года следственными судьями Казахстана рассмотрено 6 191 ходатайств и представлений. Из этого числа 3 842 ходатайства - о санкционировании содержания под стражей. Следует отметить, что за аналогичный период 2014 года в суды поступило 12 149 подобных ходатайств. Таким образом, применение этой меры пресечения снизилось почти в 4 раза.

Следственные судьи отказали в санкционировании ареста и применили залог по 47 ходатайствам. Кроме того, было рассмотрено 56 ходатайств о санкционировании домашнего ареста, 33 - о санкционировании временного отстранения от должности, 565 ходатайств о санкционировании наложения ареста на имущество,       1 018 ходатайств о продлении сроков содержаний под стражей, 11 - о принудительном помещении не содержащегося под стражей лица в медицинскую организацию.

Между тем, следственным судьям поступило 787 жалоб на действия (бездействия) и решение прокуроров и органов уголовного преследования. Из них рассмотрено 464 жалобы. Только треть из поступивших жалоб удовлетворена полностью или частично.

21 процессуальное решение  было отменено следственными судьями, а действия 36 должностных лиц и 6 прокуроров признаны незаконными, и суд обязал их устранить допущенные нарушения закона.

Все чаще судами  применятся мера пресечения в виде залога. Согласно положениям нового Уголовно-процессуального Кодекса  у большинства подозреваемых в Казахстане появилась возможность быть выпущенными под залог.

Следственный судья при вынесении постановления о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей обязан определить размер залога, достаточного для обеспечения выполнения подозреваемым, обвиняемым обязанностей, предусмотренных частью третьей статьи 140 УПК.  Исключение составляют лишь дела об особо тяжких преступлениях.

Размер залога определяется с учетом тяжести подозрения, личности подозреваемого, обвиняемого, характера преступного деяния, имущественного положения залогодателя. При подозрении в совершении преступления небольшой тяжести залог не может быть меньше 50-ти кратного размера месячного расчетного показателя (99100 тенге; МРП – 1982 тенге), при подозрении в совершении неосторожного преступления средней тяжести - 150-кратного, при подозрении в совершении умышленного преступления средней тяжести - 250-кратного, а при подозрении в совершении тяжкого преступления – 500-кратного размера МРП.  

Если на иждивении подозреваемого есть  несовершеннолетние дети, престарелые родители, родственники-инвалиды и т.п. размер залога может быть применен ниже нижнего размера, а также может быть принято иное имущество, эквивалентное этой сумме.

Что касается самой процедуры внесения залога, то он должен быть внесен не позднее пяти суток со дня избрания меры пресечения в виде залога, а подтверждающий документ должен быть представлен в суд.

Только после этого подозреваемый может быть освобожден из-под стражи.

Однако выплата залога еще не освобождает от ответственности, и в случае неисполнения без уважительных причин подозреваемым обязательств, прокурор может направить следственному судье ходатайство об обращении залога в доход государства. И если «надзорный орган» сможет обосновать свою позицию в суде, то суд может принять  соответствующее решение.  А залогодатель, в случае несогласия, также имеет право обжаловать это решение в вышестоящий суд.

 

Институт следственного судьи должен обеспечивает контроль над соблюдением прав и свобод граждан. И именно на следственного судью возложены обязанности по  эффективной защите законных интересов граждан в ходе досудебного производства.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×