Эксперт: Если мы проиграем террористам, Казахстан ждут средневековье и мракобесие
Заведующий секретариатом СБ Козы-Корпеш Джанбурчин советует очнуться от спячки,но сохранить спокойствие и железную выдержку
Количество приверженцев экстремистских идеологий как в мире в целом, так и в нашем регионе увеличивается. Что делать в такой непростой обстановке? Заместитель секретаря Совета безопасности РК – заведующий секретариатом СБ Козы-Корпеш Джанбурчин в беседе со специальным корреспондентом «Мегаполиса» советует очнуться от спячки, но во что бы то ни стало сохранять спокойствие и железную выдержку.
Казахстан территориально расположен в очень не простой географической зоне, – начинает разговор Козы-Корпеш Джанбурчин, – где нерешёнными остаются многие вопросы в сфере водопользования, энергетики, транспортного обеспечения и ряде других сфер. Всё это является предметом рассмотрения на заседаниях Совета безопасности, по итогам которых принимаются оперативные решения в области обеспечения национальной безопасности, особенно по вопросам внутренней, внешней и военной политики.
Козы-Корпеш Есимович, мы давно с вами знаем друг друга. Ещё по службе в армии.. Уверен, что уже догадались, какой вопрос прозвучит первым?
– Конечно, догадался. Про Челаха начнёте меня выспрашивать. Всем ведь журналистам интересно знать, что на самом деле произошло на том временном пограничном посту.
Недавняя ситуация в Иле-Алатауском нацпарке тоже очень беспокоит людей. Какова реакция Совета безопасности на все эти современные вызовы и угрозы?
– Уголовные дела, возбуждённые по этим фактам, находятся на особом контроле. Это первое, что я хочу вам сказать. Возглавляемое Генеральной прокуратурой расследование ведётся совместными следственно-оперативными группами из числа наиболее опытных сотрудников органов прокуратуры, национальной безопасности и внутренних дел. Принимаются все меры к полному, объективному и всестороннему расследованию дел, установлению действительной картины событий и виновных лиц.
Почему никто из официальных лиц об этом не рассказывает?
– Это не совсем так. Органами расследования осуществляется информирование общественности о ходе расследования и промежуточных результатах. Правда, по мере возможности. Наверное, этой информации вам, журналистам, недостаточно. Но нам всем следует дождаться завершения расследования, которое должно дать исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы и судебного процесса. Сохраняйте выдержку и терпение. Больше по этому поводу ничего добавить не могу.
Хорошо. Понимаю. Тогда прошу вас ответить хотя бы коротко, что именно делается Советом безопасности для стабилизации положения в стране? Какие принимаются меры на самом высоком уровне, какие задачи ставятся перед правоохранительными органами?
– Я считаю, что в стране создана достаточно эффективная система обеспечения безопасности на национальном уровне. Вместе с тем усиление глобализации и интеграционных процессов на фоне обострения геополитической ситуации в мире и ряде регионов, с одной стороны, кризисные процессы, происходящие в мировой экономике, с другой стороны, требуют тщательного и взвешенного анализа природы и уровня так называемых «новых угроз и вызовов» национальной безопасности. При этом привлекаются не только госорганы, но и институты гражданского общества. Учитывается полезный зарубежный опыт с проекцией на ситуацию в Казахстане.
В одном из интервью вы сказали, что в последнее время в Казахстане предотвращено 46 терактов и что часть экстремистских идей идёт в том числе и через Интернет. Ситуация распространения среди молодёжи идей экстремизма через Интернет, где они черпают вдохновение на «подвиги», волнует власти всё больше.
– Да, с 2005 года в Казахстане предотвращено более 40 терактов. К сожалению, угроза совершения новых терактов существует. И об этом не стоит забывать. При этом некоторые экстремистские идеи последователи радикальных религиозных течений черпают в том числе из Интернета. Ясно, что Интернет вносит в развитие человечества огромный позитивный вклад, и об этом никто не спорит. Но сегодня возможности Всемирной паутины также используются и в деструктивных целях. Здесь бурную деятельность ведут идеологи и сторонники экстремизма и терроризма. В первую очередь целью экстремистов становятся умы и души молодых. Причин, по которым молодёжь приобщается к радикальной идеологии, не мало. Несомненно, важное значение имеют эмоциональные особенности молодёжи. В этом возрасте преобладают стимулы к самоутверждению, славе, лидерству, желание приобщиться к важному делу, потребность в принадлежности к группе. Они становятся подверженными доступной и внешне рациональной доктрине радикальных идеологов, которая основывается на вырванных из контекста религиозных трактовках. При этом они очень умело используют обостренное у молодёжи чувство социальной справедливости. В желании почувствовать себя верующими молодые люди, не обладая достаточными знаниями для распознания деструктивной сути этих идеологий, попадают в силки экстремистов.
В 90-е годы мы несколько упустили религиозную ситуацию, восприняв возрождение религиозности как утверждение в обществе моральных и нравственных ценностей. С одной стороны, это действительно так, ведь все мировые религии, в том числе и ислам, несут людям идеи любви, добра и милосердия. Но, как показывает и мировой, и наш собственный опыт, здесь важно не пропустить ту «золотую середину», которая обеспечивала бы контроль за ситуацией и недопущение влияния на общество радикальных идеологий. В целом наше общество не всегда, как оказалось, было готово правильно «переварить» тот поток религиозной информации, хлынувшей к нам после падения «железного занавеса». Сейчас мы видим, что под целенаправленным доморощенных идеологов молодёжь сначала втягивается в религию, а затем начинает тяготеть к экстремистским идеям. Государственными органами в целях противодействия этому злу проводится немалая работа. Учитывая, что угрозы терроризма и экстремизма являются для нашего молодого государства сравнительно новыми, надо признать, что в деятельности госорганов были недочёты и упущения. Даже в странах, уже имеющих опыт в борьбе с террористами, невозможно обеспечить стопроцентную защиту от эвлиянием тих угроз.
Вся эта работа должна начинаться со школьной скамьи. Эффективная система образования и воспитания является очень важным направлением этой большой работы. Ведь образованный, разносторонний и цельный человек, уважающий традиции своего народа, не будет обманываться и тянуться к ложным идеалам экстремизма. В прошлом году был принят новый закон, направленный на упорядочение ситуации в сфере религиозных отношений. Сейчас перед уполномоченными органами стоит главная задача – обеспечить неукоснительное соблюдение и реализацию его норм. Есть некоторые подвижки по противодействию терроризму и экстремизму в киберпространстве. Госорганами блокирован доступ к более 500 сайтам, содержащим материалы экстремистского характера.
Данная работа продолжается. Вместе с тем противодействие этому злу – это задача не только государственных органов. Общество, гражданские институты и сами граждане не должны оставаться в стороне. Так, например, во всём мире простые граждане сами сообщают в госорганы о какой-либо незаконной активности, будь то мошенничество, детская порнография, пропаганда терроризма, экстремизма и пр. Таким образом, нам всем надо сообща подняться на борьбу с этим злом – угрозой терроризма и религиозного экстремизма.
Терроризм, подпитываемый экстремизмом, – это наш враг, враг нашей страны и нашего народа. Важно всем нам понять, что мы имеем дело с очень хитрым, вероломным и сильным врагом, который человеческую жизнь ни во что не ставит. Если мы проиграем эту войну за души, за сердца наших людей, особенно молодёжи, наша страна будет отброшена в своем развитии в средневековье, в дикое мракобесие. Нам надо всем миром беречь и защищать наши казахстанские цивилизационные ценности. В этой связи мне бы хотелось обратиться к известным общественным деятелям, представителям творческой интеллигенции, духовным авторитетам, нашим аксакалам, всем тем, к чьему мнению и слову прислушивается народ и кому не безразлична его судьба. Сейчас очень важно обращаться к людям, особенно к молодёжи, встречаться с ними и разъяснять всю пагубность радикальных экстремистских идеологий. Повторюсь, что только силовыми мерами проблему распространения радикального экстремизма не решить. На нашей земле мудрое слово всегда было сильнее меча. Надо доводить до людей, что все эти мнимые идеалы ни к чему хорошему не приведут ни их, ни общество, ни страну, ни народ. Сегодня уже нельзя закрывать глаза, отмалчиваться, отмахиваться и говорить, что это личное дело каждого. Нужно понять, что от того, как мы все вместе ответим этим вызовам, будет зависеть будущее нашей страны и наших детей.
Совет безопасности осуществляет контроль за всеми силовыми структурами. Каковы результаты проверок? О чём сегодня уже можно говорить?
– Да, контрольные полномочия в сфере обеспечения национальной безопасности глава государства осуществляет через Совет безопасности. В целом Совет безопасности – это площадка, на которой Президентом страны заслушиваются руководители уполномоченных госорганов и рассматриваются результаты их деятельности по обеспечению национальной безопасности. СБ проводит анализ, мониторинг, инспектирование деятельности правоохранительных органов, Вооружённых сил, других войск и воинских формирований, координацию и реформирование деятельности государственных органов, участвующих в обеспечении национальной безопасности. Осуществляется контроль за реализацией актов Президента и выполнением решений СБ, проверка работы госорганов по обеспечению безопасности страны, по результатам которой вносятся предложения Главе государства о мерах по устранению выявленных недостатков. Информирование населения через СМИ осуществляется в установленном порядке.
Планы Совета безопасности на перспективу? Чему уделяется внимание прежде всего? Какие мероприятия ожидаются в ближайшее время?
– Прежде чем рассуждать о перспективных планах, будет уместным ознакомиться с механизмом работы Совета безопасности. Как вы знаете, Совет безопасности – это консультативно-совещательный орган, возглавляемый самим президентом страны. Полномочия данного органа определены Указом «О Совете безопасности Республики Казахстан». Основным его предназначением является коллегиальное рассмотрение наиболее актуальных и злободневных проблем в сфере обеспечения национальной безопасности и выработка комплекса необходимых мер по их решению. Принимаемые Советом безопасности решения являются обязательными к исполнению государственными органами. Рабочим органом Совета безопасности является его аппарат. Сотрудниками аппарата Совбеза изучаются все аспекты и направления обеспечения национальной безопасности страны. Поэтому повседневная деятельность аппарата выстроена таким образом, чтобы на основе непрерывного мониторинга развития ситуации в стране и мире осуществлялся комплексный анализ состояния обороноспособности государства, внешней и внутренней безопасности.
При этом главное – своевременное выявление и оценка существующих и потенциальных угроз и проблем, подготовка соответствующих рекомендаций Главе государства. То есть наша роль заключается в концентрации внимания к узловым проблемам, требующим коллегиального обсуждения в рамках заседаний Совета безопасности, а также в регулярном информировании Президента страны о состоянии безопасности, выявленных негативных тенденциях и возможных превентивных мерах. Поскольку понятие «национальная безопасность» охватывает различные направления, включая вопросы внешней, военной, общественной, политической, экономической, экологической, информационной безопасности, то следует говорить о достаточно широком спектре вопросов, рассматриваемых аппаратом Совета безопасности. Поэтому к аналитическим исследованиям активно привлекаются другие государственные органы. При Совете безопасности действует Экспертный совет, ряд межведомственных и рабочих комиссий. Под эгидой инспекции Совета безопасности нами осуществляются регулярные проверки состояния боеспособности подразделений, частей и соединений Вооружённых сил, других войск и формирований. В свете имевших место в последнее время инцидентов на границе особое внимание уделяется деятельности Пограничной службы. Так, инициирован вопрос о разработке новой редакции Закона «О Государственной границе Республики Казахстан». Ещё одним важным направлением нашей работы является разработка концептуальных подходов к формированию политики в сфере обеспечения безопасности Казахстана. Они находят своё отражение в соответствующих стратегических и программных документах страны. Если говорить о конкретных ожидаемых мероприятиях, деятельность Совета безопасности строится в соответствии с планом работы по вопросам, отнесённым к сфере нашей компетенции. К примеру, в настоящее время нами осуществляется аналитическая проработка документов к очередному заседанию Совета безопасности, другим важным государственным и международным мероприятиям.