Шукеев дал откровенное интервью западным СМИ
Руководитель фонда «Самрук-Казына» поделился планами оптимизации ФНБ
Статья под названием «Глава казахстанского фонда взялся за порядок в доме», по словам службы по связям с общественностью «Самрук-Казына» вышла в газете Financial Times. Из нее широкий читатель может узнать, что Умирзак Шукеев любит шашлык из баранины, саксофонную музыку и «Плохих самаритян». Далее – полная перепечатка перевода статьи на русском языке, выложенная на сайте «Самрук-Казына».
«Умирзак Шукеев в настоящее время пытается навести порядок в самых непрозрачных корпорациях в не самой открытой стране. Работа, прямо сказать, не для робких.
Мистер Шукеев – глава «Самрук-Казына», национального фонда благосостояния - обширной империи госкомпаний-символов нефтяной мощи казахского государства.
Сидя в столице государства Астане за шашлыком из баранины, бывший региональный глава признает, что лишь с недавних пор воспринял ценности западного капитализма.
«Поначалу я не вполне понимал корпоративного управления, - признал он. - Сейчас понимаю».
Попытки господина Шукеева внедрить соответствующие порядки в «Самруке» пришлись как раз на сложное для корпоративного сектора Казахстана время. Имидж страны подпортили скандалы вокруг ENRC, одной из самых больших и наиболее известных компаний. Листингующийся в Лондоне горнодобывающий гигант поражен управленческими скандалами, расколом на уровне высших управляющих органов и разоблачительными заявлениями о мошенничестве и в настоящее время правительство совместно с тремя олигархами-основателями ENRC работают над тем, чтобы компания перестала быть публичной.
Есть опасения, что история с ENRC может быть спроецирована и на другие казахские группы.
«Самрук», названный в честь мифической птицы, доминирует практически в каждом секторе казахской экономики, от нефте-газового до железно-дорожного, телекоммуникационного, банковского, энергетического и авиаперевозок. Активы фонда насчитывают $100 млрд, что составляют более половины казахстанского ВВП.
Критики считают его сложно управляемой и неорганизованной громадиной, и что эти активы лучше было бы передать в частные руки. «Государство никогда не будет хорошим менеджером», - считает Досым Сатпаев из «Группы оценки рисков», исследовательского центра из Алматы.
49-летний Шукеев намерен доказать обратное. Согласно его видению, госкомпания не только осуществляет социальную функцию в качестве крупнейшего работодателя и поставщика услуг, но еще и является движущей силой экономического роста: являясь, таким образом, казахском аналогом малазийского холдинга Khazanah.
«Идея в использовании ресурсов компаний фонда «Самрук», чтобы дать толчок развитию совершенно новых секторов (экономики), нежели просто во владении долями в этих компаниях», - говорит он.
Для достижения этих целей г-н Шукеев и его команда пытаются внедрить западные деловые ценности в полусонных дочерних организациях «Самрука». Они запустили «Народное IPO», призванное привлечь средства инвесторов, установить рыночную стоимость активов фонда и вовлечь миллионы казахстанцев в народный капитализм. Первой компанией, выведенной на фондовый рынок был «КазТрансОйл», национальный оператор нефтепроводов, который привлек $400 млн в ходе размещения на Казахстанской фондовой бирже в прошлом году.
За ними должны последовать KEGOC, компания управляющая казахстанскими электрическими сетями; «Самрук-Энерго», национальная энергетическая компания; и «КазТрансГаз», владелец сети газопроводов.
Но некоторые скептически оценивают приватизационные планы «Самрука». Критики вопрошают, сможет ли IPO увеличить ликвидность компаний, учитывая незначительность размещаемых пакетов и самое главное – площадку, слаборазвитую фондовую биржу Казахстана. Проблемы законодательного характера стали причиной переноса размещения акций национальной авиакомпании AirAstana, 49% в которой принадлежат BAESystems. Также есть сомнения в том, что «Самрук» сможет привлечь инвесторов в KEGOC в условиях жесткого регулирования государствам тарифов на распределение энергии.
Ну, и конечно, еще вопрос, смогут ли компании «Самрука» когда-либо полностью соответствовать западным стандартам корпоративного управления, особенно в свете событий с ENRC. Казахстан имеет дурную славу, занимая 133 строчку из 174 стран в индексе коррупции TransparencyInternational, что даже хуже показателей Того и Кот-д-Ивуара. После обнаружения несколько лет назад серьезных мошеннических махинаций в «дочке» «Самрука» - «Казпочте» - компания вынуждена была объявить об убытках, что свело на нет прибыль трех лет.
Несмотря на опасения, есть признание того, что у Шукеева, страстного саксофониста, имеется достаточно власти для наведения порядка. Он близок к Нурсултану Назарбаеву, автократичному президенту, управляющему Казахстаном свыше 20 лет. Он был назначен руководителем «Самрука» в декабре 2011 года, сменив на этом посту влиятельного зятя президента Тимура Кулибаева, который был отстранен от должности вслед за кровавыми столкновениями полиции с разъяренными работниками в нефтеносном городке Жанаозен на западе страны.
Мистер Шукеев искал методы по увеличению эффективности «Самрука», избавлению от непрофильных активов, таких как отели, и издал директивы о рентабельности всех инвестиционных проектов в рамках Группы и сокращении 2000 сотрудников, что было рисковым шагом, учитывая, что спусковым крючком трагедии в Жанаозене послужили увольнения бастующих нефтяников. Его действия являются частью плана, предложенного PWC по сокращению расходов на $500 млн в течение трех лет.
Фонд также пытался найти способы усовершенствования управления путем привлечения зарубежных специалистов. Совсем недавно фонд привлек бывшего руководителя SAP Ника Мэлоуна, в качестве руководителя IT-подразделения, чьей миссией является централизация информационных платформ для снижения коррупционных проявлений путем создания электронной системы закупок. Один иностранный руководитель нефтяной компании сказал, что шокирован отсутствием в холдинге соответствующего единого программного обеспечения.
Намерения привлекать таланты извне осложняются правилами, которые запрещает платить менеджерам государственных компаний больше, чем премьер-министру страны. К тому же на время кризиса ввели трехлетний мораторий на выплату бонусов. Однако эти ограничения были ослаблены и Шукеев заявил, что хочет ввести по одному зарубежному вице-президенту в каждую «дочку» «Самрука».
Он также планирует расширить деятельность фонда за счет нефтехимических проектов и проектов в сфере недвижимости. Кроме того, «Тау Кен–Самрук» заявлен в качестве крупнейшего участника в горнодобывающем секторе Казахстана, есть планы по увеличению генерирующих мощностей «Самрук-Энерго». Новая дочка «Самрук-Казына Инвест» намеревается инвестировать в высокотехнологичные старт-апы, такие как производство солнечных батарей.
Тем временем Шукеев осуществляет передачу банковских активов «Самрука» - вошедшие в состав фонда в период кризиса в 2008 году и прошедшие процедуры реструктуризации, в новую организацию названную «Байтерек» («Тополь» в переводе с казахского).
Критики отмечают, что дочерние организации «Самрука» действуют больше как советские министерства, нежели как компании. Тревогу вызывает высокая текучесть менеджеров высшего эшелона: в «Самруке» сменились 4 руководителя за последние 4 с половиной года. Некоторые представители Запада уверяют, что руководители «Самрука» не имеют реальной власти. «Все активы и в целом все государство сосредоточено на одном человеке – Назарбаеве», - заявил один иностранный руководитель.
Другие скептически оценивают перспективы внедрения конкурентного, капиталистического подхода в госкомпаниях. «С кем они намерены конкурировать? У них монополия везде, - говорит Д.Сатпаев. - В этой связи действительно возникает вопрос, могут ли государственные структуры вносить вклад в экономику».
Г-н Шукеев отвергает эти аргументы. Он любит цитировать «Плохих самаритян…», книгу влиятельного кембриджского экономиста Чхан Ха Джуна, который критикует западных нео-либералов за навязывание идей приватизации и демократии развивающим странам. «Он отмечает, что для таких стран, как Казахстан, государственные компании играют важную роль в развитии экономики», - отметил он».