Топ-100 Тасмагамбетов признан лучшим премьером независимого Казахстана
  • 24 декабря, 21:15
  • Астана
  • Weather icon -4
  • 520,93
  • 609,07
  • 6,68

Тасмагамбетов признан лучшим премьером независимого Казахстана

Фото: pravdakaz.info

Вместе с ним в тройку лучших вошли Касым-Жомарт Токаев и Акежан Кажегельдин

Имангали Тасмагамбетов, Акежан Кажегельдин и Касым-Жомарт Токаев стали лидерами рейтинга казахстанских премьеров. Таковы результаты экспертного опроса, проведенного исследовательским агентством «Рейтинг.kz». При этом если Тасмагамбетов и Токаев попали в первую тройку благодаря высокой оценке их перспективности на политической арене, то Кажегельдин отличился за «вклад в развитие национальной экономики», «способность к антикризисному управлению», «организацию работы правительства» и «уровень открытости». Аутсайдерами рейтинга признаны Нурлан Балгимбаев, Даниал Ахметов и Сергей Терещенко.

Оценивали премьеров по 11 ключевым профессиональным и деловым качествам. С момента обретения независимости в кресле премьера побывало восемь персон: Сергей Терещенко, Акежан Кажегельдин, Нурлан Балгимбаев, Касым-Жомарт Токаев, Имангали Тасмагамбетов, Даниал Ахметов, Карим Масимов и, наконец, Серик Ахметов.

Ни один из руководителей правительства не смог набрать даже половины из максимального суммарного количества баллов (3,5 из 7 возможных). И это свидетельствует о достаточно критичном отношении экспертного сообщества к результатам их работы.

Тем не менее по результатам опроса сформировалась следующая тройка лидеров:

1. Имангали Тасмагамбетов (3,2 балла из 7 возможных).

2. Акежан Кажегельдин (2,83 балла).

3. Касым-Жомарт Токаев (2,82 балла).

Лидерство Имангали Тасмагамбетова обусловлено не столько результатами самого премьерства – оно было самым непродолжительным, сколько рядом других факторов:

- он по сей день остается одним из наиболее влиятельных представителей элиты в Астане;

- высокий уровень доверия населения премьеру Тасмагамбетову не учитывает последующего его фигурирования в различных скандалах;

- экспертам импонирует жесткость Тасмагамбетова в отстаивании своей позиции, а также способность брать на себя ответственность за принимаемые решения (в итоге стоившая ему премьерского поста).

На общий рейтинг Кажегельдина существенное влияние оказала низкая оценка уровня перспективности. По мнению экспертов, именно Кажегельдин заложил контуры нынешнего социально-экономического успеха Казахстана, провел целый комплекс жизненно важных экономических и социальных реформ, многие из которых были новаторскими на постсоветском пространстве. Успешность Кажегельдина как премьера и сыграла против него, поскольку сделала единственным реальным конкурентом действующему президенту.

А Касым-Жомарт Токаев, наоборот, вышел в тройку лидеров рейтинга преимущественно за счет высокой оценки текущей перспективности. Как председатель сената он является формальным преемником Нурсултана Назарбаева, что одновременно демонстрирует и высокий уровень личного доверия со стороны действующего президента.

Но премьер Токаев запомнился экспертам как весьма посредственный хозяйственник и, что немаловажно, с умеренными подозрениями в коррупции. Дипломатичность и такт Токаева, отсутствие серьезных экономических интересов сформировали ему имидж наиболее удобной и компромиссной фигуры в казахстанской элите, идеально подходящей на роль формального преемника власти в стране.

Карим Масимов, несмотря на самый длительный период нахождения на посту премьер-министра, получил достаточно скромные экспертные оценки. Во многом это обусловлено его стремлением уходить от потенциально болезненных вопросов. Масимов – предпоследний в списке премьеров с точки зрения способности брать ответственность за принимаемые решения. Особую озабоченность вызывала индифферентность Масимова как премьера в вопросах кадровой политики. Стремление угодить всем внутриэлитным группам, лишний раз не обострять отношений с политическими конкурентами и привело к текущей концентрации проблем в работе правительства, разбалансировке интересов различных ведомств.

Эту тактику поведения Карим Масимов сохраняет и на позиции руководителя президентской администрации. Она и привела к росту его политической влиятельности.

Действующий премьер-министр Серик Ахметов существенно отстает от лидеров рейтинга. Но в отличие от них он еще имеет возможность повлиять на качество работы кабинета министров. Эксперты оценили организацию работы правительства Ахметовым как самую худшую за последние 20 лет.

Ахметов склонен к минимизации конфликтов, его кадровая политика не затрагивает наиболее проблемных министров. В  то же время он смог существенно расширить свое влияние в экономическом блоке. Этому способствовало продвижения своих фигур на важные технические позиции.

Одной из особенностей работы Серика Ахметова назван относительно низкий уровень открытости, а также неспособность брать на себя ответственность за провалы в работе кабмина. Эту нагрузку продолжает нести на себе президент. На его критику, кстати, Ахметов слабо реагирует. Так, например, ноябрьская отсрочка повышения акцизов на алкоголь до 2015 года была интерпретирована президентом как откровенный коррупционный эпизод. Однако соответствующей реакции правительства не последовало.  

Вал непопулярных социальных решений, непродуманных инициатив в других сферах деятельности кабинета министров постепенно превращают Ахметова в идеальную «фигуру на заклание».

Аутсайдерами рейтинга признаны Нурлан Балгимбаев, Даниал Ахметов и Сергей Терещенко. При этом данные фигуры уже вышли из формата активной казахстанской политики: Даниал Ахметов после продолжительной опалы получил достаточно значимую позицию в Евразийской экономической комиссии, а Нурлан Балгимбаев и Сергей Терещенко давно ушли в бизнес-среду.

Важно подчеркнуть, что эксперты в оценке Терещенко и Балгимбаева принимали во внимание непростые экономические условия, в которых им приходилось работать. А Даниал Ахметов, наоборот, рассматривался сквозь призму взрывного роста мировых цен на нефть и одновременного увеличения объемов ее добычи в Казахстане.

Общие выводы

Интересно обратить внимание на важную закономерность – прямую зависимость между высокими оценками положения премьер-министров в казахстанской элите и фигурированием в различных скандалах. Чем больший политический вес имеет та или иная фигура, тем более самостоятельнее становятся ее шаги. А это становится объектом критики со стороны конкурирующих элитных групп.

Эксперты выделили основные проблемы, которые образовались в последнее десятилетие, когда кабмином руководили Даниал Ахметов, Карим Масимов и Серик Ахметов:

- недоосвоение выделяемых бюджетных средств министерствами и акиматами;

- не решен вопрос оценки обоснованности государственных затрат при реализации как отдельных проектов, так и многочисленных отраслевых программ развития. Нет анализа результатов работы предыдущих составов правительства;

- не решена проблема анализа качества реализации государственных программ и стратегий развития;

- проблемная кадровая политика;

- стремление избегать критики привело к тому, что открытость работы правительства снизилась.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×