Люди годами ходят на жума намаз и не вникают в суть ислама – эксперт Эксклюзив
Недостаток мечетей в Казахстане сказывается на уровне религиозной грамотности.
Как работают вербовщики салафитов, затягивая в свои сети безграмотных в религиозном отношении прихожан, корреспонденту Total.kz рассказал директор Центра «Шанырак» по вопросам религии и, по совместительству, глава учебно-методического центра РОО «Контртеррористический комитет» Мирхат Мадияров.
По данным эксперта, всего 1-2% от числа всех мусульман Казахстана соблюдают каноны ислама.
«Здесь сидят все — последователи ханафитского мазхаба и представители деструктивных религиозных течений. В Стамбуле на 15 миллионов человек приходится 8000 мечетей, и там нет такого количества разных течений. У нас в стране около трех тысяч мечетей: из них в Алматы 46, в Астане восемь мечетей. Бывает, люди годами ходят только на жума намаз и не вникают в суть основ ислама: для чего делать намаз, держать пост, совершать хадж. Не могут отличить садака от закят (пожертвование и ежегодный налог – прим. Total.kz)», — отметил низкий уровень религиозной грамотности эксперт.
Именно такие «жумабаи» являются добычей псевдоучителей.
«Когда такой встречает псевдоустаза, он следует за ним и ходит довольный, что ему помогли найти истинный путь великих предшественников. Начинается процесс обработки и насаждения «правильных» убеждений, что в Казахстане до прихода «истинных последователей» не было чистого ислама. Что наши предки с эпохи Караханидов были в заблуждении, традиции и самобытная культура — это «бидга» (нововведение – прим. Total.kz)», — привел одну из самых распространенных уловок Мадияров.
Директор центра по реабилитации также отметил, что проповедники псевдорелигиозных течений разного толка стараются выглядеть как большинство имамов и теологов.
«Вы нигде не увидите призывы к радикальным шагам. Вербовщики говорят как имамы и теологи университета «Нур-мубарак». Вопрос в другом: в основной массе их образование оставляет желать лучшего. Некоторые из их «шейхов» выучились арабскому языку, но они сами и их адепты это преподносят как гениальность. Они обращаются к молодежи, женщинам и девушкам с указаниями, какими должны быть истинные мусульмане. Вопрос в том, что представители салафизма учат ахиду, вопросы фикх и Коран на квартирах, а не в мечетях, а пришедших стараются не отпускать», — пояснил он.
Внутренними факторами, влияющими на рост количества деструктивных религиозных течений в стране, Мирхат Мадияров назвал низкий уровень знания среди молодежи, отсутствие социальных лифтов, безработицу, незнание истории, традиций и культуры народа, социальную несправедливость, недовольство, нищету и бедность. По его словам, целенаправленно жертвами деструктивных религиозных течений становятся религиозно неграмотная часть населения, в том числе молодые люди.
Он уточнил, что вербовщики не делают различий по возрасту и национальностям.
«Вербовщики оказывают поддержку, проповедуют свои взгляды среди религиозно малограмотной части населения, пользуясь низким знанием ислама. Также представители деструктивных течений пользуются оторванностью девушек от семьи. После того как девушка привязалась к общине и получила несколько талак (развод – прим. Total.kz), она не знает, куда идти и что делать. Ведь до своего замужества они со скандалом уходят из дому «во имя довольства Всевышнего». Обряд «никях» (брак – прим. Total.kz) совершается среди своих «ахи» и «ухти» (на арабском брат и сестра – прим. Total.kz), дома, без имама. После того как понимают, что это все лишь фальшь, обман, идти к родственникам не позволяет чувство стыда. Тогда они снимают квартиры, где живут по несколько человек и буквально выживают», — добавил он.
Говоря о религиозном воспитании, эксперт отметил, что в интернет-пространстве есть выступления проповедников деструктивных религиозных течений, в которых как руководство к действию ставится задача взращивания последователей с детсадовского возраста.
«Тут идет гонка, кто первый достучится до молодежи — мы или они», — добавил Мадияров.
Мадияров уточнил, что последователи салафизма также доминируют в местах не столь отдаленных.
«Если были «красная» и «черная» зоны, то теперь появились «зеленые» зоны. Когда человек попадает в зону внимания правоохранительных органов, ему нужна опора в этом «качающемся мире», и он поддается влиянию вербовщиков, которые оказывают ему поддержку, помогают жить в этих дебрях «по понятиям», — добавил он.
Как рассказал, исходя из своего опыта, директор центра, участники течения салафизма становятся изгоями для большинства населения.
«Они пополняют свои ряды малограмотными, отвергающими культуру, традиции, историю и переступающими черту закона людьми», — объяснил религиовед.
Напомним, ранее редакция Total.kz опубликовала историю девушки-славянки, пришедшей в ислам и помогающей тем, кто связался с салафитами, покинуть ряды этого деструктивного религиозного течения.