Анализ современной системы дошкольных организаций в Республике Казахстан
На современном этапе развития в Республике Казахстан происходят глубокие социальноэкономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе дошкольного образования и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса.
Это своевременно нашло отражение в Стратегической программе «Казахстан-2030» , Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. , Законе РК «Об образовании» , Программе по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы. , Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения РК-1.001- 2001 и других основополагающих нормативных документах и подзаконных актах. В представленных государственных документах заложены концептуальные основы модернизации системы дошкольного образования в Республике Казахстан. Но прежде чем перейти к их рассмотрению, считаем целесообразным обратиться к анализу существующих научных подходов в понимании термина «дошкольное образование».
Открытие и работа дошкольных мини-центров привлекли внимание общественности и средств массовой информации, прежде всего потому, что они являются одной из мер поддержки малообеспеченных слоев населения и представляют собой конкретную реализацию социальной политики нашего государства.
Право ребенка на образование и полное развитие своих способностей имеет важнейшее значение для жизни детей и благополучия общества.
Общая тенденция к демократизации жизни казахстанского общества и пониманию демократических ценностей требует осуществления более глубокого процесса политического развития, направленного на укоренение демократических ценностей и культуры демократии во всех слоях общества, то есть процесса, не имеющего формального завершения. Построение демократии, нужно начинать не с того времени, когда человек обретает право участия в политической жизни страны, а с раннего возраста – с момента начала физического, интеллектуального, социального развития ребенка.
Можно сказать, что надежда нашего государства на устойчивые демократические преобразования – это дети, подготовленные к успешному обучению в школе, осознающие, что их мнения и взгляды ценятся в семье, школьной среде и в обществе.
Демократические изменения в области образования - процесс не легкий, требующий вдумчивого подхода. С одной стороны необходимо сохранить то положительное, чего удалось добиться за последние десятилетия, а с другой стороны - назрела острая необходимость внедрения новых подходов в сфере образования.
Одним из таких шагов является переход на 12-ти летнее обучение, как показатель вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство. Концепция перехода к 12 летней средней общеобразовательной школе потребовала пересмотра стандартов дошкольного и предшкольного образования.
В стране накоплен опыт разработки новых подходов к дошкольному образованию. Идея созрела несколько лет назад и получила свое воплощение в документе «Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения 2001 г.». Но уже сегодня время диктует необходимость изменений, отказ от знаниеоцентристского подхода к компетентностному, ориентированному на современные потребности общества.
Огромное преимущество Казахстана заключается в том, что дошкольное воспитание стало частью государственной системы образования уже во второй половине XX века. Система дошкольного воспитания являлась важной частью выполнения государством своих обязанностей перед семьей, так как услуги предоставлялись либо бесплатно, либо за очень низкую плату. Это делало систему широкодоступной. Детям, как правило, гарантировались хорошее питание, медицинский контроль, а также возможность раннего обучения по официальной программе. Более половины детей в возрасте от 1 года до 7 лет охватывались системой дошкольного образования. Была создана мощная «детская индустрия», работающая на ребенка. Однако, нельзя не отметить и некоторые негативные стороны. После резкой критики работы дошкольных организаций, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, центральной фигурой в детском саду стал педагог. Все это обернулось ограничением инициативы и самостоятельности ребенка. Деятельность педагога и ребенка стали жестко регламентированы. Во главу угла был поставлен процесс обучения, а не развития.
Многолетние исследования ученых и опыт педагогов-практиков свидетельствуют о том, что наибольшие трудности в школе испытывает не тот ребенок, который не умеет читать и писать, а тот, который не готов к новой социальной роли ученика и не достиг соответствующего уровня развития психических процессов, у кого не сформированы умения слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно. Действительно, система фронтальных занятий вряд ли способствовала возможности индивидуального отслеживания за ходом развития каждого ребенка, определению индивидуальной траектории его развития, и скорее была направлена на развитие знаний, умений и навыков. Анализируя материалы стандартов некоторых стран, мы убедились, что в наиболее развитых странах раннее детство (дошкольное) рассматриваются как особый образовательный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. Надо отметить, что во всех странах Европы раннее образование является предметом национальной политики а в ряде стран финансируется государством. Такой подход существует и в США. Современные стандарты США обращены не только к родителям и педагогам, но и к широкому кругу профессионалов. В качестве одной из важнейших задач в стране ставится задача поддержки использования эффективных технологий раннего обучения. В «Конвенции о правах ребенка» сказано, что образование детей должно быть направленно на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме, также отмечено, что дети должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни в обществе и воспитаны в духе идеалов, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, и особенно в духе Мира, Достоинства, Терпимости, Свободы, Равенства и Солидарности.
Осознавая, что дошкольное детство – это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, новый Стандарт ставит иные цели: создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях. Стандарт предусматривает воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме на основе формирования компетентности ребенка.
Компетентность - это уровень развития, необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции, позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Ребенок должен научиться сам планировать свою деятельность, ставить цель, находить способы ее достижения. У дошкольника должна быть сформирована способность к смене социально-культурных позиций, произвольность действий.
Новизна Образовательного Стандарта дошкольного детства РК состоит в том, что основу образовательной деятельности дошкольных организаций определяет не деятельность педагога, регламентируемая базисным учебным планом, а ребенок, как субъект педагогического процесса. Ведущей формой деятельности детей становятся не традиционные занятия, а игра. Социологические исследования, опросы родителей и педагогов показали, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время. Все остальное воспринимается ими, как «досадная нагрузка», которую они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20% детей. Стандарт делает педагогический процесс более демократичным с позиции организации, более научным - с позиции соответствия возрастным особенностям детей. Новый подход к построению педагогического процесса соответствует потребностям детей. Постепенное усложнение задач в игровой деятельности, позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется, и где формируются в основном только качества исполнителя. Стандарт исходит из идеи, что игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, в моделирование человеческих отношений, их проявлений в различных сферах жизни. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.
Социально-экономические преобразования в республике сегодня диктуют необходимость качественной переоценки содержания образования в целом и воспитания, в частности. Этот явление сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей. Оттого чему и как мы научим подрастающее поколение, какие нравственные, моральные, духовные категории заложим в их сознание, как подготовим к культурно-творческому предназначению, во многом зависит прогресс нашего общества. Сегодня все более высокие требования предъявляют к педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста. Закономерным является появление стандарта педагога, определяющего его функции, умения, навыки.
Стандарт дошкольного образования РК ориентирован, прежде всего, на творческого педагога, владеющего не только методикой обучения, а в большей мере методами наблюдения и оценки, проектирования своей деятельности и прогнозирования развития ребенка.
Деятельность педагога, согласно новому стандарту, направлена на создание условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника.
Стандарт призван перестроить мышление педагога, что позволяет ему активно включаться в педагогический поиск, осваивать новые способы действий, решать нестандартные педагогические ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результат. Стандарт призван стимулировать педагога к самообразованию, как необходимому условию в решении организационно-методических проблем, повышающих уровень его профессиональной компетентности.
Думаем, что новые подходы к организации педагогического процесса, к профессиональной компетентности педагога, содержанию образования позволят успешно реализовать поставленные задачи.
Развитие любого ребенка неповторимо. На процесс развития и познания мира ребенком влияет его окружение, социальный статус, материальное положение родителей и культурные нормы, а также местные или семейные традиции и обычаи. Обращение к мировой практике стандартов раннего детства показало, что в передовых странах прослеживается тенденция постановки семейного и общественного воспитания на одну ступень. В ряде стран разрабатываются специальные программы поддержки родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Так, на Филиппинах разработана программа «Служба родительской эффективности», которая направлена, на обучение родителей слушать и понимать потребности ребенка, в Турции существует «Инициатива по улучшению воспитания детей» основанная на показе видеоматериалов для родителей, на Кубе – программа «Научи своего ребенка». В Казахстане внедрена международная программа «Step by step», построенная на активном участии родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Стандарты дошкольного детства РК определили роль родителей как партнеров в организации педагогического процесса. Кроме того, стандарт выполняет совершенно новую функцию, которую не выполнял никогда. Благодаря индикаторам компетентностного развития ребенка, он позволяет родителям самостоятельно отследить уровень его компетентности на каждом возрастном этапе, дает возможность в домашних условиях обеспечить его полноценное воспитание и обучение. Основой стандарта является идея оптимального сочетания общественного и семейного воспитания ребенка. Только такой подход даст возможность свободного – игрового, эмоционально насыщенного проживания важного периода развития человека. Родители могут найти в Стандарте и некоторые рекомендации по организации предметной среды, что является немаловажным фактором.
В новом стандарте предусмотрена готовность дошкольного образования к новым формам взаимодействия с семьей, к установлению прочных связей с социумом на основе интеграции в его структуру, к демократизации педагогического процесса, к установлению открытых отношений в коллективе педагогов и детей, к созданию развивающей образовательной среды.
Новый стандарт несет в себе новые ценности. Возможно, он не идеален и требует дополнительных дискуссий по некоторым аспектам. Но в нем есть определенный смысл, который призван помочь в создании образовательных ресурсов, более пригодных в условиях современного дошкольного образования.
В «Словаре русского языка» прилагательное «дошкольный» толкуется как «относящийся к возрасту, предшествующему поступлению в школу», а под образованием понимается «совокупность знаний, полученных специальным обучением» .
В Государственном общеобязательном стандарте предшкольной подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет под дошкольным образованием понимают совокупность взаимодействующих преемственных дошкольных образовательных программ (общеобразовательных и специальных) и сети их реализующих дошкольных организаций — дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, домов ребенка, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях.
Дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка .
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
В системе дошкольного образования ребенок долгое время рассматривался как носитель набора знаний, умений и навыков. И педагогам, воспитателям тяжело перестроить свое мышление. Они зачастую не понимают, что дошкольное образование — это сопровождение ребенка в познании мира, поддержка и помощь в развитии.
Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6-7-летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье.
Основное направление дошкольного образования — это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.
Дошкольное образование, как составная часть системы общего образования Республики Казахстан, играет важную роль, так как в его рамках выявляются природосообразные качества и особенности ребенка, обеспечиваются условия их развития, осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе. На современном этапе в мире готовность к школе понимается как совокупность двух составляющих: готовности учиться и готовности к школе.
Дошкольная организация — это организация образования, которая создается с целью удовлетворения запросов и потребностей семьи в уходе за детьми, их гармоничном развитии на основе общекультурных, национальных ценностей, в подготовке ребенка к начальной ступени среднего общего образования, в создании необходимых условий родителям для продолжения своей работы и учебы, активного участия в общественной жизни. Дошкольная организация осуществляет воспитание и обучение детей дошкольного возраста от одного года до шести (семи) лет, охрану и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития детей, нуждающихся в этом на основе общеобразовательных и (или) специальных программ .
Осуществляя единые функции и задачи дошкольные Организации Казахстана в зависимости от основных для них услуг, различаются по назначению — коррекционные (ясли-сад, детский сад для детей с ограниченными возможностями в физическом и психическом развитии (с тяжелыми и более легкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, часто и длительно болеющих детей, задержкой психического развития, с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями и др.). В дошкольных организациях коррекционного типа наполняемость групп устанавливается в зависимости от нарушений физического и психического развития детей и их возраста и составляет от 8 до 20 детей. Основные виды услуг в дошкольных организациях коррекционного вида — медицинские, с обязательной коррекцией физического развития, и развивающие, с обязательной коррекцией психического развития. Формы коррекционной работы с детьми: индивидуальная и малыми группами); комбинированные — ясли-сад, детский сад, совмещающий функции общеразвивающего и коррекционного характера.
В дошкольных организациях комбинированного типа функционируют группы в разном сочетании: например, группы общеразвивающие и коррекционые; группы по уходу, присмотру, оздоровлению и общеразвивающие; по количеству возрастных групп и по длительности пребывания детей в организации: детские ясли, детские сады, ясли-сады, которые могут быть дневными, круглосуточными, с гибким временем работы.
Основным видом является ясли-сад, работающий 9-10 часов и имеющий группы, соответствующие делению детей на возрастные периоды:
группа детей раннего возраста — от 1 года до 2 лет; первая младшая группа — от 2 до 3 лет;
вторая младшая группа — от 3 до 4 лет;
средняя — от 4 до 5 лет;
предшкольная группа для детей — от 5 до 6 лет;
подготовительная к школе — от 6 до 7 лет.
В настоящее время большинство дошкольных организаций сельской местности республики существуют с меньшим количеством групп и смешанным по возрасту составом детей: одногрупповые, двухгрупповые, трехгрупповые. В городах функционируют детские сады с количеством групп от 4 до 14, в некоторых детских садах имеются параллельные возрастные группы.
По поводу предшкольного образования было много дискуссий, и со стороны могло показаться, что дошкольного образования в Казахстане не будет. Но оно отстояло свои позиции, не исключая возможности предшкольной подготовки детей, по тем или иным причинам не посещавших детский сад.
Готовность учиться есть врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать навыками и умениями . Готовность учиться у всех людей разная, и она усиливается многими факторами: хорошее здоровье и доступ к медицинским учреждениям, хорошее питание, экономические возможности родителей и наличие у них работы, поддерживающая семья, наличие услуг и политики поддержки. Готовность к школе — это совокупность определенных знаний и навыков, которыми должен владеть ребенок с целью оптимизации школьного опыта: физические и моторные, социальные и эмоциональные навыки, склонность к учебе, речь и познавательные навыки.
В большей степени психологическая подготовка ребенка к школьному обучению и актуализация уровня развития его личностных качеств происходят на этапе реализации дошкольного образования детей 5-6 лет.
Готовность к школе — это не только состояние ребенка, но и условия школы, семьи, среды. Чтобы лучше понять и определить эти условия, необходимы стандарты старшего дошкольного детства.
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан- 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели .
Для решения задач нашего исследования следует рассмотреть концептуальные положения «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» . Ее разработка продиктована необходимостью модернизации образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.
Программой предусматривается формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны, переход на 12летнюю модель обучения.
С 2005 г. были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. Программа «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы. Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы. Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы .
Важным этапом модернизации отечественной системы дошкольного образования является принятие Программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 20102014 годы.
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни в целом.
Одной из целей данной программы является обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе.
Для реализации поставленной цели необходимо увеличить сеть дошкольных организаций, обновить содержание, обеспечить кадрами.
По состоянию на 1 июля 2010 г. в Казахстане охват дошкольным воспитанием и обучением по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. вырос на 16,8 % и составляет лишь 40 %, тогда как в развитых странах достигает 90-100 %.
Сегодня в республике 4972 дошкольных организаций, из них 2003 детских сада. Охват детей дошкольным воспитанием и обучением составляет 373160 человек, или 38,7 % от числа детей дошкольного возраста. В городе имеется 908 ДО, что на 29 ед. больше, чем в 2004 г., на селе — 375 ДО, что на 58 ед. больше, чем в 2004 г. Сеть дошкольных организаций по сравнению с 2004 г. увеличилась на 88 единиц, контингент — на 16,6 тыс. детей. Охват детей дошкольного возраста детскими садами в среднем по стране вырос на 2,5 % и составляет 23,2 %.
Законом РК «Об образовании» введена обязательная предшкольная подготовка пяти-шести- летних детей [3]. На 1 октября 2005 г. в детских садах и школах функционировало 13,2 тыс. пред- школьных классов и групп, с посещением 235,1 тыс. детей, или 72 %, что на 6 % выше уровня предыдущего года, из них: в городской местности — 75 % детей, в сельской — 68 %, тогда как в 2004 г. 56,7 % сельских детей было охвачено предшкольной подготовкой.
Почти в три раза увеличено финансирование дошкольного воспитания. Анализ показывает, что расходы местных бюджетов на дошкольное образование в стране возросли с $30,7 млн. в 2003 г. до $74,2 млн. в 2005 г. Средние расходы по содержанию одного ребенка в дошкольной организации тоже выросли — с $181,2 в 2003 г. до $430 в 2005-м.
Уже в первом полугодии 2006 г. в республике было открыто 114 дошкольных организаций на 15 тысяч мест. Местными бюджетами выделено 730 млн. тенге на капитальный ремонт 106 дошкольных организаций на 17,8 тысяч мест.
К 2015 г. в рамках Программы «Балапан» будет развита сеть государственных и частных детских садов, обеспечивающая 70 % охвата дошкольным воспитанием и обучением. Количество мест в дошкольных организациях будет увеличиваться в рамках Программы «Балапан» .
Основным документом системы дошкольного образования является Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК , в котором реализованы нормы Конвенции о правах ребенка , Закона Республики Казахстан «Об образовании» .
Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Право детей на дошкольное воспитание и обучение обеспечивается сетью дошкольных организаций, дошкольных групп в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предшкольных классах, дошкольных группах во внешкольных организациях. Основными целями дошкольного воспитания и обучения являются:
охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;
гармоничное развитие личности ребенка, удовлетворение его интересов и развитие способностей на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям;
формирование социально-духовных качеств личности, позволяющих ребенку жить и плодотворно действовать в общественно-социальной, природной среде;
осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности; формирование потребности в получении знаний;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
Осуществление этих целей требует единого подхода к определению обязательного минимума содержания дошкольных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки воспитанников организаций дошкольного воспитания и требований к уровню развития детей дошкольного возраста, что обеспечивается государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения.
В Республике Казахстан устанавливается следующая возрастная периодизация, отражающая особенности физического и психического развития ребенка.
Внедрение Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения предусматривает достижение следующих целей: регламентация требований к содержанию, уровню и качеству учебно-воспитательной работы, максимальному объему учебной нагрузки воспитанников, системе контроля за эффективностью работы организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях; создание условий для получения каждым ребенком обязательного минимума содержания дошкольного воспитания и обучения, обеспечивающего эквивалентность и единый стартовый уровень подготовки детей к школьному обучению на всей территории республики; совершенствование методики аттестации организаций дошкольного воспитания, предшкольных классов, дошкольных групп во внешкольных организациях; повышение профессиональной компетентности специалистов дошкольного воспитания и обучения, основанной в первую очередь на личностно-ориентированном взаимодействии их с детьми, организации развивающей среды; ориентация содержания дошкольного воспитания и обучения на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей в различных видах деятельности.
Представленный выше аналитический обзор нормативных документов, регулирующих реформирование системы дошкольного образования в Республике Казахстан, позволяет сделать вывод, что они в целом предусматривают решение следующих стратегических задач:
повышение доступности, качества, открытости сферы образования; внедрение принципов корпоративного управления;
обеспечение on-line доступа учащихся ко всем мировым образовательным информационным ресурсам;
создание системы инклюзивного обучения, обеспечивающей соответствующий уровень дошкольного воспитания и обучения, школьного и профессионального образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями в развитии;
внедрение вариативных форм дошкольного воспитания и обучения, формирование высокой готовности детей к обучению в школе, обеспечение их ранней позитивной социализации;
обеспечение нормативно-правовой базой, регулирующей обновление содержания образования, непрерывность и динамичность образовательных услуг;
решение социальных вопросов.
Но давайте рассмотрим вариант в котором ваша очередь в детский сад не подошла.
На сегодняшний день проблема дефицита мест в детских садах очевидна. Для разрешения сложившейся ситуации государством предпринимаются различные меры. Вы можете обратиться к услугам мини-центров, либо пока вы и ваш ребенок ожидаете очереди в детсад, вы можете отдать его в частный сад, при этом государство будет оплачивать часть расходов. Последнее стало возможным благодаря государственной программе «Балапан».
Постановка в очередь в детский сад:
Для начала напомним, как оформляется очередь в государственный детский сад и когда уже можно подавать документы. При оформлении свидетельства о рождении вашего малыша вы уже можете поставить своего ребенка в очередь в государственный детский сад, которая примерно к трем-четырем годам должна подойти.
Отмечаться об участии в очереди не нужно! При подходе очереди сотрудники управления образования сообщают родителям об освобождении места в детсаду. Если родители по каким-то причинам отказываются отдавать своего ребенка в детский сад, очередь переходит к следующему ребенку, стоящему за ним.
Отслеживать очередь можно по Интернету на портале egov.kz при помощи сервиса «Просмотр номера очереди в детский сад» .
Для детей, рожденных с 2011 – 2013 гг., поиск осуществляется как по ИИН, так и по дате рождения и фамилии имени.
Поставить в очередь в детский сад можно онлайн через портал электронного правительства www.egov.kz или через мобильное приложение egov.kz, доступное для iOS и Android.. Для молодых мам и пап онлайн-способ постановки в очередь особенно удобен, поскольку это можно сделать, не выходя из дома.
Право получения первоочередного места имеют:
дети инвалидов I и II групп;
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-сироты;
дети из многодетных семей;
дети лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны и к инвалидам войны.
Льготной категории лиц при получении услуги через портал необходимо иметь электронную цифровую подпись.
Комплектование детских садов, как правило, проходит летом. В мае заканчивается учебный год, в старших группах проходят выпускные утренники, детей отправляют в школу, и оставшиеся места достаются очередникам.
Распределение очереди начинается с 2-х летнего возраста ребенка. Комплектование детей, рожденных в 2014 году, будет проводиться в июне 2016 года.
Каждый детский сад подает в районный отдел образования сведения о наличии свободных мест. В районном отделе образования существует комиссия, которая укомплектовывает до сентября все детские сады своего района.
Если вы обратитесь в районный отдел после 1 сентября, вас поставят в очередь для получения места уже в будущем году.
В случае переезда внутри города (смена района) очередь сохраняется, так как комплектование осуществляется по городу. Однако при перезде в другой город очередь не сохраняется и родителям необходимо будет поставить ребенка в очередь уже в новом городе.
Узнать о постановке в очередь в детский сад через ЦОН
Узнать о постановке в очередь в детский сад через акимат
Государственная программа «Балапан»: разделите оплату с государством или детские сады с государственным заказом
Одним из эффективных путей решения проблем дефицита дошкольных организаций является размещение государственного образовательного заказа в частных детских садах.
Если ребенок стоит в очереди в государственный детский сад, то предварительно до подхода очереди есть возможность устроить своего малыша в частный детский сад с государственным заказом (с сохранением места очереди в государственный сад). В рамках госзаказа оплату за воспитание и образование в частном детсаду можно разделить с государством. Из средств республиканского бюджета государство оплачивает стоимость услуг на дошкольное воспитание и обучение за фактическое пребывание детей, а родители проплачивают расходы на питание, а также, по желанию, за дополнительные услуги со стороны детского сада.
Комплектование детей по государственному образовательному заказу осуществляют управления образования городов (районов) в соответствии со списком очередности с соблюдением объективности и прозрачности.
Родителям необходимо самим уточнить наличие места в частном детском саду с государственным заказом. Список частных детских садов, принимающих участие в государственном заказе, формирует акимат, в частности, комиссия по размещению государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях.
Направления в частный детский сад по госзаказу выдают управления образования. Руководитель частного детского сада заключает с родителем договор, в котором оговорены права и обязанности сторон, а также размер взимаемой оплаты за детский сад.
Детский сад может оказывать дополнительные платные услуги. Дополнительные услуги предоставляются по желанию родителя и на основании его письменного заявления, где родитель перечисляет выбранные услуги. На предоставление дополнительных платных услуг составляется отдельный договор, в котором оговариваются виды услуг, их стоимость и время проведения.
Отказ родителя от пользования дополнительными платными услугами не является поводом для отказа в приеме ребенка в детский сад или для отчисления ребенка из детского сада.
В соответствии с постановлением Правительства РК от 28 мая 2010 года № 488 размер государственного образовательного заказа в расчете на одного ребенка и размер максимальной родительской платы для детей, получающих услуги по государственному образовательному заказу, устанавливаются ежегодно решением акима региона.
При этом система оплаты имеет дифференцированный подход и решается местными исполнительными органами в зависимости от региона.
К примеру, в столице нашей республики Астане при устройстве ребенка в частный детский сад по госзаказу оплата со стороны родителей установлена в размере, не превышающем 23 000 тенге. Дотация из бюджета – 15 900 тенге. Дотация перечисляется на расчетный счет детского сада.
Необходимы документы для предоставления в частный детский сад:
направление, выданное управлением образования города (района), в сельской местности - акиматом;
паспорт здоровья ребенка;
cправку санитарно-эпидемиологической службы об эпидокружении.
Место в детском саду с государственным заказом сохраняется при отсутствии ребенка в течение месяца по уважительным причинам (болезнь, лечение и оздоровление ребенка в медицинских, санаторно-курортных и иных организациях, предоставление одному из родителей трудового отпуска и оздоровление ребенка в летний период сроком до 2-х месяцев)
Перечень частных детсадов, участвующих в государственном образовательном заказе
Мини-центры как альтернатива детсадам
Проблема дефицита мест в детских садах решается также открытием и работой дошкольных мини-центров по всей республике.
Принцип работы дошкольных мини-центров основан на комплексном подходе в воспитании и обучении детей в возрасте от 4 до 6 лет и осуществляется в соответствии с общеобразовательными учебными программами дошкольного воспитания, обучения и предшкольной подготовки.
Мини-центры функционируют по гибкому режиму в зависимости от наполненности групп, установленным графиком проведения занятий по категориям учащихся от 2 до 7 раз в неделю, от 2 до 10 часов в день, как в утренние часы, так и во второй половине дня. Группы дошкольного Мини-центра открываются в течение учебного года по мере комплектования.
В мини-центры направляют детей предшкольного возраста для получения подготовительного образования к школьному курсу. В управлении образования родителям выдается направление на прохождение общеобразовательного курса по подготовке к школе в мини-центрах. Родители в свою очередь сами находят для своего ребенка подходящий государственный мини-центр.
Список мини-центров по г. Астана
Виды детских садов:
ясли-сад (от 1 года до 6 лет);
детский сад (от 3 до 6 лет);
семейный ясли-сад (от 1 года до 6 лет);
санаторный ясли-сад (от 1 года до 6 лет);
дошкольный мини-центр (от 1 года да 6 лет).
Ясли-сад и детский сад – осуществляется в соответствии с общеобразовательными учебными программами дошкольного воспитания и обучения. Бывают как государственные (получение места в порядке очередности) так и частные (с государственным и без государственного заказа).
При отсутствии в течение месяца по уважительным причинам (болезнь ребенка, лечение и оздоровление ребенка в медицинских, санаторно-курортных и иных организациях, предоставление одному из родителей трудового отпуска и оздоровление ребенка в летний период сроком до 2-х месяцев) место в детском саду сохраняется.
В государственных дошкольных организациях не допускается взимание вступительных взносов за прием ребенка, а также оплаты за сохранение места в случаях длительного отсутствия или пропуска ребенком дошкольной организации.
В соответствии с Приложением 14 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков» наполняемость групп в детских садах с учетом возраста детей
Семейный ясли-сад (центры развития) – как правило, частное учреждение. Рассчитано на увеличение охвата образованием детей дошкольного возраста.
Семейные ясли сады бывают:
адаптационные (для детей от 1 года до 5 лет);
общеразвивающие (для детей от 3 до 5 лет).
Пребывание детей в таких садах лавирует от неполного до круглосуточного пребывания детей в режиме 5-6 дневной рабочей недели.
Санаторный ясли-сад - оздоровительное, лечебно-профилактическое учреждение для ослабленных, часто и продолжительно болеющих детей дошкольного возраста (от 1 года до 6 лет).
В первую очередь для поступления в санаторный ясли-сад у ребенка должны быть соответствующие медицинские показания. Родителям такого ребенка необходимо обратиться в поликлинику по месту прописки, где проведут дополнительные обследования (сделают общий анализ крови и рентгеновский снимок). Если анализы окажутся положительными или на рентгенограмме будут выявлены диагнозы: тубвираж или гиперергическая реакция, то ребенку дают направление в санаторный детский сад.
В санаторных ясли-садах проводится медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, закаливание, лечебная физкультура и массаж в зависимости от диагноза заболевания.
Санаторные ясли-сады бывают дневные и круглосуточные. Медицинские работники оказывают помощь педагогам и родителям в организации индивидуального и общего подхода с учетом здоровья и особенностей развития детей, дают рекомендации о необходимости соблюдения режима в детском саду и в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
Санаторные детские сады находятся на государственном обеспечении и за воспитание, лечение и образование в таких садах родителям платить не нужно. Пребывание в таком детском саду определяется по показаниям, около 1 года, но возможно и больше.
Выбор детского сада очень важен для вашего малыша. В детском саду осуществляется социальная адаптация ребенка, укрепляется иммунитет, нормализуется график как сна, так и питания. Детский сад – это первый воспитательно-образовательный этап, который должен пройти каждый ребенок.
Важно отметить, что сейчас во многих детских садах Республики Казахстан по указу президента Нурсултана Абишевича Назарбаева создаются так называемое «Обучение ручному труду дошкольников». Давайте поближе познакомимся с системой и программой развития.
Обучение ручному труду в группе предшкольной подготовки - важная составляющая системы обучения, воспитания и развития дошкольников.
Один из разделов программы отведен практической подготовке дошкольников по шитью, плетению, работе с различными видами текстиля.
Интерес детей к различным видам материалов, особенно к их обработке огромный. Они любят клеить, мастерить, конструировать, создавать новое, шить. Это стремление необходимо развивать, используя в работе такие виды , которые нравятся дошкольникам.
На занятиях в разделе программы «ручной труд» дошкольники знакомятся с различными инструментами для обработки текстильных материалов, получают знания о некоторых свойствах материалов (материаловедение), получают простейшие навыки по шитью.
Большое значение в развитие ручной умелости вносят занятия с использованием таких материалов как нитки, шерстяная пряжа, косая бейка, атласные ленты, ткани различной фактуры. Педагогу следует готовить материалы заблаговременно. Дошкольники выполняют изделия небольшие по размеру, поэтому расход материалов невелик. Педагогу при планировании работы, можно использовать лоскуты, обрезки тканей , небольшие кусочки. Так как работая с определенными видами материалов дошкольники пользуются ножницами и иглами, то просто необходимо провести разъяснительную работу по технике безопасности. С этой целью целесообразно на каждом занятии проводить «минутки безопасности», на которых дети самостоятельно проговаривают технику безопасности при работе с режущими предметами. Прививать навык соблюдения порядка необходимо с первых занятий. В подготовительной к школе группе помощниками воспитателя являются дежурные, которые накрывают столы до начала занятия. Дежурные отвечают за то, чтобы на столах не было ничего лишнего. У каждого ребенка должна быть папка для хранения материалов и инструментов.
Цикл занятий по обучению ручному труду строится таким образом, что на первых занятиях определенные виды работ просты по использованию, затем дети выполняют задания, которые требуют определенных умений и навыков. Такой подбор позволит найти изделия для различных этапов обучения в зависимости от степени подготовленности каждого ребенка. Вся работа строится в основном на самостоятельном выполнении детьми заданий, что позволяет развить определенный набор волевых качеств у дошкольника.
Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев - вот ключевые слова, которыми следует охарактеризовать Казахстан, который мы все хотим построить. По мере того, как мы будем продвигаться вперед, это определение должно служить нашим путеводителем.
Еще в далеком 1997 году Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев уже говорил о том насколько важно дошкольное, школьное и высшее образование наших детей:
«Каким я представляю себе Казахстан через 33 года? Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем. Они будут готовы работать в условиях современной рыночной экономики, сохраняя при этом традиции своих предков. Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире.
Наши дети станут высококвалифицированными рабочими и фермерами, инженерами, банкирами и деятелями искусства, владельцами магазинов, учителями и врачами, владельцами заводов и фабрик, биржевыми маклерами и спортсменами. Они будут добывать нефть, газ, производить электроэнергию, продукты питания, снабжая ими мировую экономику. Многие станут производителями высокотехнологических товаров народного потребления и многих других видов продукции, пользующихся высоким спросом на мировом рынке благодаря своей низкой цене и отличному качеству.
Некоторые представители нашего молодого поколения поступят на государственную службу. Они будут работать в условиях новой эпохи, являясь высокооплачиваемыми, хорошо обученными специалистами, ставящими интересы Казахстана и казахстанского народа выше своих собственных.
Граждане 2030 года будут уверены, что государство защитит их права и будет отстаивать их интересы. При этом они будут знать, что государство позаботится о тех немногих, которым в силу неблагоприятных обстоятельств не удалось найти свое место в жизни и пришлось обратиться к государству за социальной помощью.
Казахстан 2030 года должен стать чистой и зеленой страной, со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не будут проникать в наши дома и сады. Наши дети и дети наших детей будут жить полноценной жизнью в здоровых условиях.
В 2030 году наши потомки будут жить в стране, которая не будет более находиться на заднем плане мировых событий. Их Казахстан, являясь центром Евразии, будет играть роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами-Китаем, Россией и Мусульманским миром.
В стране будут жить представители многих национальностей, уверенных в равных возможностях для всех наций, но считающих себя прежде всего гражданами Казахстана.
Казахстан 2030 года еще не будет совершенен. Он не станет самой богатой, самой образованной, самой развитой страной в мире, но он успешно пройдет сложный путь и твердой поступью вступит в следующий этап развития.»
«Поляризация получила яркое выражение в отношениях между городом и селом. Здесь идет глобальный процесс расслоения, и при этом разрыв постоянно возрастает. Село в ближайшее десятилетие должно стать приоритетной сферой с точки зрения придания дополнительных импульсов рыночным преобразованиям и акцентированного решения социальных проблем, инфраструктуры.
Нам следует ожидать крупного высвобождения рабочей силы на селе, значительной миграции сельских жителей в город и развития процессов урбанизации. Село сегодня стало средоточием всех основных социальных проблем - невыплаты заработной платы, пенсий, отсталости, бедности и безработицы, слабых инфраструктуры, образования и здравоохранения, экологических катаклизмов. При этом здесь самый высокий демографический потенциал.
С трудом «собираемые» на центральном уровне необходимые ресурсы, оседая в городах, до села не доходят. С такой размазанной политикой пора кончать. Необходимо в сжатые сроки завершить все преобразования на селе, сопровождая их энергичной и акцентированной социальной политикой.
Наши цели здесь ясны - мы должны предоставить крестьянам и сельским жителям возможность большего контроля за своей жизнью, а также снабдить их средствами для осуществления такого контроля.»
Все материалы взяты из официальных источников (EGov, Ак Орда, Послания Президента)