Топ-100 Дорожная карта занятости 2020
  • 17 сентября, 00:36
  • Астана
  • Weather icon +1
  • 480,61
  • 534,53
  • 5,28

Дорожная карта занятости 2020

Фото: arnapress.kz

«За два года реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020» одобрено 225 проектов общим объемом кредитов на сумму 101,2 миллиардов тенге.

Сегодня мы – динамичная страна со средним уровнем дохода населения и динамично растущей экономикой.

Жизненно важно было кардинально изменить положение людей, улучшить условия жизни. Результаты проделанной работы налицо.

Среднемесячная заработная плата возросла в 9,3 раза. Средний размер пенсионных выплат увеличился в 10 раз.

В 16 раз возросли номинальные денежные доходы населения.

Ежегодно увеличивается объем финансирования здравоохранения. Если в 1999 году финансирование составляло 46 миллиардов тенге, то в 2011 году – 631 миллиардов тенге.

Создан медицинский кластер, в который входят пять инновационных объектов здравоохранения: детский реабилитационный центр, центры материнства и детства, нейрохирургии, неотложной медицинской помощи и центр кардиологии.

Во всех регионах страны создаются необходимые условия для получения качественных медицинских услуг.

Ускоренными темпами развивается транспортная медицина, обеспечивающая медицинскими услугами самые отдаленные районы нашей страны.

Национальная скрининговая система позволяет выявлять и предотвращать заболевания на ранних стадиях.

Введено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение.

За последние 15 лет численность населения увеличилась с 14 почти до 17 миллионов человек.

Продолжительность жизни выросла до 70 лет.

Мы последовательно проводим курс на развитие доступного и качественного образования.

Реализация программы «Балапан» позволила нам увеличить охват детей дошкольным образованием до 65,4%.

Введена обязательная предшкольная подготовка, сегодня ею охвачено 94,7% дошкольников.

С 1997 года по всей республике построено 942 школы, а также 758 больниц и других объектов здравоохранения.

Мы развиваем сеть интеллектуальных школ и профессионально-технических колледжей мирового уровня.

За последние 12 лет увеличилось на 182% количество грантов для получения высшего образования.

В 1993 году мы приняли уникальную программу «Болашак», благодаря которой 8 тысяч талантливых молодых людей получили блестящее образование в лучших университетах мира.

В Астане создан современный научно-исследовательский университет, работающий по международным стандартам.» из  Послания Президента Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года.

В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года Глава государства указал на необходимость модернизации политики занятости населения в целях расширения доступности производительной занятости, повышения трудовой мотивации и роста доходов населения.
      Необходимые для этого условия подготовлены всем ходом социально-экономических преобразований в Республике Казахстан. В стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышается экономическая активность и уровень занятости населения.
      Накоплен опыт антикризисного регулирования. Разработанные в рамках Дорожной карты (2009 – 2010 годы) меры сохранения рабочих мест и содействия занятости позволили сохранить высокий уровень занятости и в годы временных экономических трудностей, связанных с влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
      Вместе с тем неустойчивость мирового развития и динамично меняющиеся в условиях социальной модернизации внутренние реалии выдвигают новые требования к регулированию рынка труда и содействию продуктивной занятости.
      Ответом на эти требования является настоящая программа – Дорожная карта занятости 2020 (далее – Программа). Она является логическим продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годов и Программы занятости 2020.
      Программа включает в себя механизмы антикризисного реагирования, повышения эффективности регулирования рынка труда, в том числе прогнозирования и мониторинга рынка труда, вовлечения малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные меры содействия занятости.

     В сравнении с 2001 годом численность занятого населения увеличилась с 6 698,8 тыс. человек до 8 507,2 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 12,8 % до 5,3 % на конец 2012 года.
      Несмотря на принимаемые меры, в стране:
      1) 474,8 тыс. безработных, из которых большинство лиц в возрасте до 34 лет;
      2) около 1,1 млн. самостоятельно занятых работников, занятых непродуктивным трудом (незарегистрированные самостоятельно занятые работники, лица, занятые производством продукции для собственного потребления в личном подсобном хозяйстве и неоплачиваемые работники семейных предприятий);
      3) 2,8 млн. занятых не охвачены накопительной пенсионной системой, и не участвуют в системе социального страхования;
      4) проблема дефицита рабочих мест имеет особую остроту в сельской местности. Это связано с:
      сезонным характером работ и узкой производственной базой;
      неразвитостью транспортной, производственной и коммунальной инфраструктуры;
      отдаленностью от рынков сбыта;
      низкой квалификацией населения, проживающего на селе;
      малодоступностью финансовых услуг (банки второго уровня, на селе не представлены).
      В мировой практике для решения такого рода проблем используются активные программы рынка труда. Они предполагают:
      развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка);
      увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, открытие новых рабочих мест);
      институциональное и информационное обеспечение политики занятости (создание служб занятости, информационных систем, организация информирования);
      усиление трудовой мотивации (профессиональная ориентация, оказание обусловленной социальной помощи).
      С учетом возможной адаптации мирового опыта для разрешения существующих проблем и реализации поручений Главы государства разработана данная Программа.

1. Цель Программы

      3. Содействие повышению благосостояния населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости и снижению уровня безработицы.

2. Целевые индикаторы Программы

      4. К 2016 году:
      1) уровень бедности не будет превышать 6,0 %;
      2) уровень безработицы не будет превышать 5,0 %;
      3) доля продуктивно занятых, в общем числе самостоятельно занятого населения увеличится до 64,5 %.
      Индикаторы ожидаемых результатов к 2020 году будут определены после завершения первого этапа Программы.
      5. В рамках Программы государственной поддержкой будут охвачены:
      1) лица, самостоятельно занятые непродуктивным трудом: в 2013 году – 3,0 % от их численности, в 2014 году – 3,8 % и в 2015 году – 6,1 %;
      2) безработные: в 2013 году – 15,0 %, в 2014 году – 18,0 % и в 2015 году – 21,0 %;
      3) трудоспособные члены малообеспеченных семей: в 2013 году – 18,0 % от их общей численности в 2014 году – 19,0 % и в 2015 году – 20,0 %.

3. Задачи Программы

      6. Основными задачами Программы являются:
      1) вовлечение в активные меры содействия занятости самостоятельно занятых, безработных и лиц, входящих в целевые группы населения;
      2) развитие кадрового потенциала, в том числе для реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;
      3) совершенствование системы оказания адресной социальной помощи.
      Реализация Программы направлена на обучение и содействие в трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства на селе и повышение мобильности трудовых ресурсов.
      7. Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
      1) обеспечение занятости через развитие инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства;
      2) создание рабочих мест через содействие развитию предпринимательства на селе за счет поддержки частной предпринимательской инициативы и комплексного развития опорных сел;
      3) обучение и содействие в трудоустройстве и переселении, с учетом реального спроса работодателя.
      8. Управление реализацией Программы осуществляется:
      на уровне республики:
      1) Межведомственной комиссией по реализации Программы при Правительстве Республики Казахстан (далее – МВК);
      2) Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее – Оператор Программы);
      на областном (столичном, города республиканского значения) уровне – региональной комиссией по реализации Программы (далее – региональные комиссии) и уполномоченными органами по вопросам занятости;
      на районном (городском) уровне – районной (городской) комиссией по реализации Программы (далее – районные (городские) комиссии), уполномоченными органами по вопросам занятости и центрами занятости населения;
      на уровне поселка, села и сельского округа – акимами поселков, сел и сельских округов.
      Важнейшими инструментами организации исполнения Программы являются социальные контракты, определяющие права и обязанности сторон.

Для финансового обеспечения Программы оператор Программы, с учетом финансово-экономических возможностей государства, ежегодно до 1 февраля определяет лимиты финансирования на предстоящие три года и выносит предложения на МВК по распределению средств по регионам.
      Лимиты финансирования будут распределяться между регионами в следующем порядке:
      80 % – пропорционально численности населения, при этом, численность населения городов Астаны и Алматы корректируется на поправочный коэффициент, рассчитываемый как доля городского населения страны в общей численности населения Республики Казахстан по данным уполномоченного органа по статистике по состоянию на квартал, предшествующий распределению;
      20 % – в зависимости от результатов работы за истекший год по состоянию на квартал, предшествующий распределению. В качестве результатов работы учитываются показатели по трудоустройству участников Программы и сокращению численности: безработных, непродуктивно занятых самостоятельных работников, малообеспеченного населения.
      При этом, 20 % средств, запланированных на предстоящие три года, считаются условно расчетными суммами, которые подлежат пересмотру в наступившем финансовом году по фактическим результатам работы за истекший год.
      Местными исполнительными органами, за исключением городов Астаны и Алматы, от общей суммы доведенного лимита направляются:
      не менее 10 % на микрокредитование участников Программы;
      не более 50 % на реализацию инфраструктурных проектов, из них не менее 70 % средств, выделенных на реализацию инфраструктурных проектов, должны направляться в сельскую местность.
      Средства на финансирование развития опорных сел в рамках мастер-планов, разработанных в пилотном режиме в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Кызылординской областях (по одному опорному селу в каждом регионе), не будут входить в сумму доведенных лимитов финансирования и будут планироваться дополнительно в размере не более 10 % от данных средств (доведенных лимитов).
      Финансирование инвестиционных и инфраструктурных проектов осуществляется при условии софинансирования за счет местного бюджета не менее 10 % средств от общей стоимости проекта.
      При строительстве и приобретении многоквартирного жилья, а также индивидуальных, двух (трех) квартирных жилых домов работодатель осуществляет софинансирование в размере не менее 10 % от общей сметной стоимости жилья.
      Финансирование строительства и (или) приобретения служебных жилищ и общежитий осуществляется из республиканского бюджета, исходя из размера стоимости 1 квадратного метра арендного (коммунального) жилья, определяемого в соответствии с Программой «Доступное жилье – 2020». Расходы, превышающие стоимость, определенную Программой «Доступное жилье – 2020», финансируются за счет средств местных бюджетов.
      Местные исполнительные органы, исходя из установленных лимитов, формируют и ежегодно в срок до 15 апреля представляют в соответствующие центральные государственные органы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год по направлениям программы, установленной бюджетным законодательством форме с указанием ожидаемых результатов (целевых индикаторов) по основным параметрам Программы.
      Соответствующие центральные государственные органы ежегодно в срок до 1 мая представляют бюджетные заявки оператору Программы по установленным бюджетным законодательством формам с указанием ожидаемых результатов (целевых индикаторов) по основным параметрам Программы.
      Оператор Программы ежегодно в срок до 15 мая представляет бюджетные заявки в центральный государственный орган по планированию бюджета.
      Распределение средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий период на реализацию мероприятий Программы по администраторам республиканских бюджетных программ, включая распределение сумм текущих целевых трансфертов и целевых трансфертов на развитие областным бюджетам, нижестоящим бюджетам осуществляется на основании решения Правительства Республики Казахстан.
      Перечисление текущих целевых трансфертов и целевых трансфертов на развитие нижестоящим бюджетам администраторами республиканских и местных бюджетных программ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
      В случае отказа регионов от распределенных и (или) распределяемых средств, а также при непредставлении соответствующей документации на инвестиционные и инфраструктурные проекты Оператор Программы вносит на рассмотрение МВК предложения по перераспределению средств без учета критериев по численности населения и результатов работы на основании дополнительных заявок администраторов республиканских бюджетных программ с приложением соответствующей документации.
      При уточнении республиканского бюджета вышеуказанные процедуры сохраняются, сроки предоставления бюджетных заявок устанавливаются Оператором Программы.
      Для обеспечения целевого использования представленных по лимиту средств и достижения предусмотренных Программой результатов (целевые индикаторы) между администраторами республиканских бюджетных программ и местными исполнительными органами заключаются соглашения о результатах по целевым трансфертам (далее – Соглашение) по следующим основным параметрам:
      1) уровень безработицы;
      2) удельный вес трудоустроенных на постоянные рабочие места в общей численности участников;
      3) увеличение доли продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения;
      4) сокращение доли трудоспособных граждан в составе малообеспеченного населения;
      5) доля участников Программы, охваченных мерами государственной поддержкой в каждом из направлений Программы;
      6) доля участников Программы трудоустроенных на социальные рабочие места и молодежную практику, в том числе из числа лиц, прошедших профессиональное обучение в рамках Программы;
      7) количество создаваемых рабочих мест (постоянных и временных) и размера среднемесячной заработной платы по инфраструктурным проектам.
      Начатые в 2013 году проекты по капитальному и текущему ремонту объектов республиканской собственности финансируется до полного завершения работ.

Для мониторинга спроса и предложения рынка труда будут приняты меры по:
      1) совершенствованию нормативной правовой базы;
      2) формированию и развитию общенациональной базы данных, содержащей сведения о текущих вакансиях и прогнозируемом создании рабочих мест в разрезе востребованных специальностей (далее – Общенациональная база данных) в проектах, реализуемых в рамках государственных, отраслевых программ и программ развития территорий, а также инициатив частного сектора.
      Общенациональная база данных будет включать в себя:
      1) текущие вакансии в разрезе конкретных предприятий и специальностей;
      2) оперативный прогноз потребности в трудовых ресурсах (на 1 год) в разрезе конкретных специальностей и населенных пунктов;
      3) среднесрочный (на 5 лет) прогноз потребности в трудовых ресурсах в разрезе групп специальностей и областей.
      Порядок формирования Общенациональной базы данных и формы для представления сведений о текущих вакансиях и прогнозируемых рабочих местах, востребованных специальностях утверждаются Оператором Программы по согласованию с заинтересованными центральными государственными органами.

Участниками Программы являются граждане Республики Казахстан из числа безработного, частично занятого, малообеспеченного, самостоятельно занятого населения, а также оралманы и иные категории граждан, приоритетное участие которых установлено Программой.
     Приоритетное право на участие в Программе имеют:
      1) молодежь в возрасте до двадцати девяти лет, включая выпускников и учащихся 9, 11 классов общеобразовательных школ, организаций технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования в течение трех лет после завершения обучения;
      2) воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от восемнадцати до двадцати девяти лет;
      3) инвалиды, не имеющие противопоказаний для занятий трудовой деятельностью по состоянию здоровья;
      4) женщины, проживающие в сельской местности;
      5) лица старше 50 лет до достижения пенсионного возраста;
      6) пенсионеры, вышедшие на пенсию до общеустановленного возраста;
      7) лица, ранее занятые на тяжелых работах, работах с вредными (особо) и (или) опасными условиями труда и являющиеся получателями государственных пособий;
      8) лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;
      9) лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;
      10) лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя – юридического лица, прекращением деятельности работодателя - физического лица или по сокращению численности или штата работников.
      Лица, представившие недостоверные данные при включении в состав участников Программы, выводятся из состава участников Программы и возмещают в бюджет сумму государственных расходов затраченных на оказание мер государственной поддержки в добровольном порядке, а в случае отказа – в судебном порядке.

Первое направление: обеспечение занятости за счет развития
инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства

      13. Данное направление предусматривает содействие занятости населения путем реализации инфраструктурных проектов по следующим видам работ и объектов:
      1) капитальный, средний и текущий ремонты объектов жилищно-коммунального хозяйства (объекты водоснабжения, канализации, системы газо-, тепло-, электроснабжения);
      2) капитальный и текущий ремонты социально-культурных объектов (объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта, досуга и отдыха). Для сейсмоопасных регионов допускается капитальный ремонт с сейсмоусилением;
      3) капитальный, средний и текущий ремонты инженерно-транспортной инфраструктуры (городские автомобильные дороги, внутрипоселковые и внутрисельские дороги, подъездные дороги, дороги районного значения, тротуары, плотины, дамбы и мосты);
      4) строительство фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности (приоритетное внимание уделяется объектам, решающим проблемы аварийных, неприспособленных и саманных объектов здравоохранения на селе);
      5) благоустройство населенных пунктов (освещение и озеленение улиц, парков, скверов, снос бесхозных объектов, обустройство имеющихся полигонов твердых бытовых отходов, малых архитектурных форм, ограждений, детских игровых и спортивных площадок);
      6) капитальный, текущий ремонт социально-культурных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения.
      14. В сельских населенных пунктах с высоким и средним потенциалом социально-экономического развития реализация осуществляется по всем видам работ и объектам, предусмотренных пунктом 13 настоящей Программы, а в городах – по видам работ, указанных в подпунктах 1), 2), 3) пункта 13 настоящей Программы.
      В дачных поселках – виды работ, указанных в подпунктах 1) и 3) пункта 13 настоящей Программы реализуются по объектам, находящимся в коммунальной собственности.
      15. Местными исполнительными органами отбор проектов осуществляется самостоятельно, исходя из:
      1) доведенных лимитов финансирования;
      2) наличия проектно-сметной документации на строительство и капитальный ремонт объектов, прошедшей государственную экспертизу;
      3) наличия дефектной ведомости, сметной документации, сметы расходов на объем выполняемых работ, средний и (или) текущий ремонт которых планируется осуществить в рамках проектов;
      4) сроков проведения государственных закупок и возможностей закупа товаров, работ и услуг у отечественных производителей;
      5) сроков начала и окончания реализации проектов;
      6) возможностей софинансирования реализации проектов за счет средств местного бюджета;
      7) количества создаваемых рабочих мест и размера среднемесячной заработной платы, рассчитанной по представленным проектам;
      8) природно-климатических условий и других особенностей региона, влияющих на реализацию проектов.
      16. Центры занятости населения направляют работодателям-подрядчикам, реализующим инфраструктурные проекты, участников Программы, проживающих в данном районе (городе), включая лиц с временной регистрацией.
      Механизм реализации инфраструктурных проектов.
      17. Местные исполнительные органы представляют центральному уполномоченному органу в области здравоохранения – проекты по строительству фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности, центральному уполномоченному органу по вопросам регионального развития – инфраструктурные проекты, предлагаемые для реализации в рамках Программы, с приложением требуемой действующим законодательством технической документации, обоснованием выбора проекта, показателей количества создаваемых рабочих мест и среднемесячной заработной платы ежегодно не позднее 15 апреля.
      Проекты, предоставленные без соответствующей технической документации и обоснования выбора проектов, показателей количества создаваемых рабочих мест и размера среднемесячной заработной платы, не рассматриваются.
      18. В ходе рассмотрения проектов центральный уполномоченный орган по вопросам регионального развития проверяет соответствие проектов видам работ и объектов, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3) и 5), центральный уполномоченный орган в области здравоохранения подпункту 4) пункта 13 настоящей Программы и готовят соответствующие заключения.
      19. При отрицательном заключении на проекты центральные уполномоченные органы по вопросам регионального развития, в области здравоохранения и социального развития направляют местным исполнительным органам мотивированный ответ с указанием причин отказа.
      При положительном заключении центральные уполномоченные органы по вопросам регионального развития направляют Оператору Программы перечень инфраструктурных проектов с приложением объемов финансирования, ожидаемых показателей количества создаваемых рабочих мест и размера среднемесячной заработной платы.
     Оператор Программы рассматривает проекты на основе заключения, представленного центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития с учетом ожидаемых показателей количества создаваемых рабочих мест, размера среднемесячной заработной платы.     

Местные исполнительные органы в рамках реализации инфраструктурных проектов обеспечивают:
      1) создание новых рабочих мест;
      2) предоставление участникам Программы, проживающим, в том числе с временной регистрацией, в районе (в городе), где реализуется инфраструктурный проект, не менее 30 % рабочих мест при строительстве, не менее 50 % рабочих мест при текущем и капитальном ремонте, благоустройстве по направлению центров занятости населения.
      В случае отсутствия необходимых трудовых ресурсов в данном районе (городе), где реализуется инфраструктурный проект, привлечение извне допускается при условии письменного согласия центров занятости населения районов (городов).
      22. В случае образования экономии бюджетных средств по капитальному, текущему ремонту проектов, местные исполнительные органы могут по согласованию с центральными уполномоченными органами, по вопросам регионального развития и Оператором Программы направлять указанные средства на иные проекты, реализуемые по данному направлению Программы или на улучшение показателей конечных результатов проектов.
     Местные исполнительные органы ежемесячно к 5 числу месяца, следующего за отчетным, предоставляют центральному уполномоченному органу по вопросам регионального развития, по строительству фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий в сельской местности – центральному уполномоченному органу в области здравоохранения отчеты по форме, указанном в приложении к Соглашению.
      Отчеты должны содержать сведения:
      1) об объеме выполненных работ в разрезе проектов;
      2) о количестве созданных рабочих мест и численности участников Программы, трудоустроенных по направлению центра занятости населения, а также о размере их среднемесячной заработной платы;
      3) об освоении выделенных целевых трансфертов, причинах несвоевременного освоения и объемах финансирования из нижестоящих бюджетов;
      4) о допущенных нарушениях и принятых мерах по их устранению.
      Акимы областей, городов Астаны и Алматы дополнительно предоставляют оператору Программы информацию о количестве созданных рабочих мест и численности участников Программы, трудоустроенных по направлению центра занятости населения, размере их среднемесячной заработной платы.
Центральные уполномоченные органы по вопросам регионального развития, в области здравоохранения проводят мониторинг реализации проектов и ежемесячно к 10 числу месяца, следующего за отчетным, представляют отчеты Оператору Программы в соответствии с требованиями подпунтов 1), 2), 3) и 4) пункта 23 Программы.
      Механизм участия в инфраструктурных проектах.
Потенциальные участники Программы, желающие и имеющие возможность принять участие в реализации инфраструктурных проектов, обращаются в центры занятости населения с заявлением на участие в Программе с приложением следующих документов:
      1) копия документа удостоверяющего личность;
      2) копия документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка, справка сельских акимов), временную регистрацию;
      3) при наличии копии документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом) и/или других документов, подтверждающих прохождение обучения (удостоверение, сертификат).
Центр занятости населения принимает решение о включении заявителей в состав участников Программы с учетом потребности работодателей в трудовых ресурсах и направляет их для трудоустройства на рабочие места, создаваемые в рамках реализуемых инфраструктурных проектов.
Между участником Программы и центром занятости населения заключается социальный контракт. Выполнение условий социального контракта контролируется центром занятости населения.
Работодатели, реализующие инфраструктурный проект подтверждают заключение социального контракта путем подачи письменного заявления (уведомления) о присоединении к социальному контракту, заверенного подписью руководителя либо ответственного должностного лица, имеющего право подписи, и печатью.
Сведения об участниках Программы и работодателях, участвующих в реализации инфраструктурных проектов, размещаются в автоматизированной информационной системе «Дорожная карта занятости 2020».
Центральный уполномоченный орган по вопросам регионального развития и Оператор Программы в пределах своей компетенции проводят мониторинг реализации инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках Программы.

Второе направление:
создание рабочих мест через развитие предпринимательства
и развитие опорных сел

Второе направление предусматривает стимулирование предпринимательства и повышение экономической активности через организацию или расширение собственного дела, комплексное развитие опорных сельских населенных пунктов.

Поддержка частной предпринимательской инициативы

     Поддержка частной предпринимательской инициативы осуществляется в селах со средним и высоким потенциалом развития, независимо от их административной подчиненности, малых городах, поселках, находящихся на территориях городской административной подчиненности.
      Приоритетными населенными пунктами для реализации государственной поддержки предпринимательской инициативы являются опорные сельские населенные пункты.
Участникам Программы предоставляются следующие виды государственной поддержки:
      1) бесплатное обучение основам предпринимательства с предоставлением материальной помощи на проезд и проживание, содействие в разработке бизнес-плана;
      2) предоставление микрокредитов;
      3) предоставление сервисных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года;
      4) развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства за исключением лиц, получивших микрокредиты на сумму до 500 тыс. тенге.
Условия участия и предоставления мер государственной поддержки участникам Программы определяются в
 Правилах организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости.
Порядок организации и проведения конкурса, условия отбора и предоставления кредитных ресурсов микрофинансовым (микрокредитным) организациям и кредитным товариществам, мониторинг целевого использования выделенных кредитных ресурсов в рамках данного направления Программы определяются в
 Правилах кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе.
     Условия микрокредитования:
      1) бюджетный кредит из республиканского бюджета предоставляется местному исполнительному органу на 5 лет на принципах возвратности, срочности и платности с годовой ставкой вознаграждения 0,01 %;
      2) целевое назначение бюджетного кредита – организация или расширение собственного дела;
      3) микрокредит не предоставляется на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости, а также на осуществление деятельности в сфере торговли;
      4) срок микрокредитования сумм до 500 тыс. тенге – не более 3 лет, свыше 500 тыс. тенге – не более 5 лет;
      5) максимальная сумма микрокредита не может превышать 3 млн. тенге;
      6) конечному заемщику, микрофинансовым (микрокредитным) организациям и/или кредитным товариществам по микрокредиту предоставляется льготный период по погашению основного долга сроком не более одной трети продолжительности срока микрокредитования, за исключением заемщиков, получивших микрокредит на сумму 500 тыс. тенге;
      6-1) конечному заемщику, по микрокредиту до 500 тыс. тенге предоставляется льготный период по погашению основного долга сроком не более шести месяцев;
      7) для микрофинансовых (микрокредитных) организаций и/или кредитных товариществ годовая ставка вознаграждения по микрокредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, устанавливается по согласованию с региональной комиссией, исходя из ставки вознаграждения по микрокредитам, установленной для уполномоченной региональной организации, и ее планируемых расходов, связанных с организацией микрокредитования;
      8) максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика устанавливается уполномоченной региональной организацией по согласованию с региональной комиссией;
      9) максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по микрокредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, имеющей статус финансового агентства, устанавливается для конечного заемщика по согласованию с региональной комиссией. При этом максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по микрокредитам до 500 тыс. тенге для конечного заемщика устанавливается в размере не более 5 %;
      10) участники Программы, досрочно погасившие микрокредиты, имеют право повторно обратиться за получением микрокредита для расширения собственного дела и получить микрокредит до 5 млн. тенге;
      11) допускается повторное кредитование за счет средств возвращенных конечными заемщиками по ранее выданным кредитным ресурсам в соответствии с условиями настоящей Программы.
     Условия развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретения оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы.
      1) Развитие и/или сооружение инженерно-коммуникационной инфраструктуры предполагает подведение недостающей инфраструктуры к имеющимся системам: дорогам, канализации, тепло- и водоснабжению, газоснабжению, телефонным и электрическим сетям для проектов, реализуемых участниками Программы.
      Подведение недостающей инфраструктуры должно соответствовать генеральному плану развития населенного пункта (на селе – локальным схемам инженерно-коммуникационных сетей) и может быть направлено на обеспечение одного или нескольких проектов.
      Подведенная инженерная инфраструктура передается на баланс коммунальной собственности местных исполнительных органов.
      Развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры осуществляются в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан.
      2) Приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, предполагает оснащение оборудованием, заменяющим отсутствие сетей канализации, тепло- и водоснабжения, газоснабжения, телефонных и электрических сетей, а также блок модулями (специально оборудованные передвижные дома) для развития отгонного животноводства для проектов, реализуемых участниками в рамках Программы.
      Приобретаемое оборудование для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства, через акты приема-передачи передается в собственность участнику Программы. При этом в течение срока до возврата микрокредита участник Программы обеспечивает и подтверждает целевое использование оборудования.
Развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства, осуществляется местными исполнительными органами за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета.
      Целевые трансферты местными исполнительными органами используются в соответствии с определенными техническими условиями или утвержденной в установленном законодательством порядке проектно-сметной документацией и бизнес-предложениями.
     Местные исполнительные органы самостоятельно определяют уполномоченный орган по развитию и/или сооружению недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретению оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства.
      При этом стоимость развития и/или сооружения объектов инфраструктуры и/или приобретаемого оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства, не должна превышать 3-х млн. тенге на одного участника Программы, независимо от суммы выдаваемого микрокредита, без учета стоимости разработки проектно-сметной документации и стоимости проведения государственной экспертизы.
      Мониторинг реализации предусмотренного договором инфраструктурного проекта возлагается на уполномоченный орган по развитию инфраструктуры.
Механизм предоставления кредитных ресурсов микрофинансовым (микрокредитным) организациям, кредитным товариществам и организациям, имеющим статус финансового агентства:
      1) Оператор Программы предоставляет местному исполнительному органу бюджетный кредит;
      2) местные исполнительные органы районов (городов) с участием акимов сельских округов в соответствии с программами развития территорий разрабатывает Карту развития предпринимательства и утверждают ее по согласованию с уполномоченным органом по развитию предпринимательства области. До утверждения Карты развития предпринимательства микрокредитование участников Программы осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития предпринимательства региона, определенными региональными комиссиями;
      3) местные исполнительные органы областей для организации микрокредитования определяют уполномоченные региональные организации;
      4) уполномоченные региональные организации в соответствии с установленными правилами кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ проводят конкурс по отбору микрофинансовых (микрокредитных) организаций и/или кредитных товариществ для участия в Программе.
      Микрокредитование конечных заемщиков без проведения конкурсов среди микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ может осуществлять сама уполномоченная региональная организация, имеющая статус финансового агентства;
      5) между уполномоченной региональной организацией и микрофинансовыми (микрокредитными) организациями и/или кредитными товариществами заключается договор о предоставлении кредита.
      В случае, когда уполномоченная региональная организация имеет статус финансового агентства, договор о предоставлении микрокредита заключается непосредственно с конечным заемщиком.
Механизм предоставления участникам Программы мер государственной поддержки по развитию предпринимательства:
      1) желающие принять участие в первом компоненте второго направления Программы обращаются в центры занятости населения, где их консультируют о возможных вариантах получения микрокредита в рамках Программы;
      2) центры занятости населения с лицами, включенными в состав участников второго направления Программы, заключают социальные контракты;
      3) центры занятости населения направляют участников Программы в организацию по оказанию сервисных услуг, где обеспечивается их бесплатное обучение основам предпринимательства, содействие в разработке бизнес-плана.
      Уполномоченные органы занятости обеспечивают выплату материальной помощи на проживание и проезд участнику Программы.
      На получение микрокредита без обучения основам предпринимательства могут претендовать лица, расширяющие действующий бизнес, или ранее прошедшие обучение основам предпринимательства, либо лица, имеющие подтверждающие документы о прохождении соответствующих курсов обучения основам предпринимательства в течение не более чем трех лет, предшествующих получению микрокредита;
      4) предоставление микрокредитов:
      участник Программы при содействии организации по оказанию сервисных услуг разрабатывает бизнес-план проекта и обращается с заявкой на получение микрокредита в уполномоченную региональную организацию со статусом финансового агентства, либо в микрофинансовую (микрокредитную) организацию, получившую право на микрокредитование участников Программы.
      В случае получения микрокредита через кредитное товарищество участник Программы разрабатывает бизнес-план проекта и обращается в кредитное товарищество, которое участвует в конкурсе по отбору кредитных товариществ, проводимом уполномоченной региональной организацией в соответствии с правилами кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе;
      5) участник Программы после получения положительного заключения на получение микрокредита, вправе заключить с организацией по оказанию сервисных услуг договор на предоставление дополнительных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года;
      6) развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры:
      центры занятости населения при получении положительного заключения от уполномоченной региональной организации, имеющей статус финансового агентства, либо микрофинансовой (микрокредитной) организации или кредитного товарищества, направляют в уполномоченный орган по развитию инфраструктуры списки участников Программы, проекты которых требуют развития и/или сооружения недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретения оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства;
      участники Программы для развития недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры представляют при необходимости технический паспорт, акт на землю, отвод на земельный участок и технические условия;
      уполномоченный орган по развитию инфраструктуры готовит заключение о возможности (или невозможности) и необходимых объемах финансирования объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры или приобретения оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы, в том числе для развития отгонного животноводства и информирует центр занятости населения о принятом решении;
      7) по проектам, получившим положительное заключение, между участником Программы и уполномоченным органом по развитию инфраструктуры заключается соответствующий договор.

Комплексное развитие опорных сел

     Комплексное развитие опорных сел направлено на обеспечение продуктивной занятости граждан, проживающих в опорных сельских населенных пунктах за счет концентрации мер государственной поддержки сел.
Опорный сельский населенный пункт – это благоустроенный населенный пункт, обладающий развитой социально-инженерной инфраструктурой, оказывающий широкий спектр государственных, образовательных, медицинских, финансово-посреднических, культурно-досуговых и сервисных услуг определенной группе сельских населенных пунктов
Методика определения опорных сельских населенных пунктов разрабатывается и
 утверждается центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития.
В соответствии с разработанной методикой местные исполнительные органы направляют проект перечня опорных сел с приложением соответствующих обоснований в уполномоченный орган по вопросам регионального развития для оценки соответствия критериям, определенным в методике определения опорных сел, согласования и соответствующего заключения.
Из согласованного с уполномоченным органом по вопросам регионального развития перечня опорных сельских населенных пунктов местные исполнительные органы отбирают села для включения в Программу и разработки мастер-плана комплексного развития в пилотных опорных сельских населенных пунктов.
Мастер-план опорного села является составным компонентом Комплексного плана развития опорного сельского населенного пункта, направленный на расширение продуктивной занятости граждан за счет эффективного использования его экономических и трудовых ресурсов посредством государственной поддержки развития предпринимательства.
      Мастер-план опорного села включает в себя:
      анализ текущего состояния экономического развития и продуктивной занятости населения опорного села;
      определение возможности и условий развития опорного села с учетом его специализации на конкретном виде экономической деятельности;
      механизмы и инструменты реализации мастер-плана, включающие меры государственной поддержки, оказываемой в рамках действующих государственных и отраслевых программ, так и частные инвестиции;
      пошаговые планы реализации мер по развитию опорного села, предусматривающие привлечение инвестиций, развитие сырьевой базы, переработку, развитие сопутствующих и вспомогательных производств, инфраструктуры, вовлечение самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченных граждан в работу по развитию села;
      определение объемов мер государственной поддержки в рамках действующих государственных и отраслевых программ и других источников финансирования, сроков реализации и ответственных исполнителей.
Финансирование мероприятий, предусмотренных мастер-планом опорного села, осуществляется в пределах общих лимитов, выделенных на реализацию Программы, а также других действующих государственных и отраслевых программ.
      Средства на финансирование мастер-планов развития опорных сел, разработанных в пилотном режиме в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Кызылординской областях (по одному опорному селу в каждом регионе), планируются дополнительно в размере не более 10 процентов от общей суммы доведенных лимитов.
      Распределение между регионами средств, выделенных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, для финансирования развития опорных сел осуществляется на основании решения МВК по заявке администратора соответствующей республиканской бюджетной программы на основании утвержденных мастер-планов развития опорных сел.
     В ходе реализации мастер-плана опорного села инструменты, предусмотренные в Программе, будут применяться без ограничений.
     Дополнительное стимулирование участников Программы, принимающих участие в реализации проектов в опорных селах:
      1) предоставление микрокредита в сумме, до 5 млн. тенге на срок не более 5 лет;
      2) бесплатное обучение основам предпринимательства сроком до одного месяца, оказание помощи в подготовке бизнес-плана с предоставлением материальной помощи на проезд и проживание, сервисные услуги по сопровождению проектов и развитие ИКИ, приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками Программы;
      3) субсидирование ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня, выданным лицам, реализующим проекты в опорных селах вне средств Программы;
      4) лицам, проживающим в опорных селах и ставшим участниками Программы предоставляются все меры государственной поддержки в соответствии с выбранными ими направлениями Программы.
     Реализация функций по субсидированию ставки вознаграждения по кредитам для проектов, реализуемых в опорных селах, осуществляется финансовым агентом – акционерным обществом «Фонд развития предпринимательства «Даму».
     Механизм, порядок, условия и источники финансирования субсидирования ставки вознаграждения по кредитам банков второго уровня лиц, проживающих в опорных селах, осуществляются в соответствии с условиями, предусмотренными в Дорожной карте бизнеса 2020, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 апреля 2010 года № 301.
Порядок разработки мастер-плана:
      1) акимы сельских округов с участием структурных подразделений местных исполнительных органов района (города) разрабатывают мастер-план опорных сел;
      2) мастер-план опорного села выносится на обсуждение схода местного сообщества и реализуется физическими и юридическими лицами на принципах солидарной ответственности;
      3) одобренный на сходе местного сообщества мастер-план опорного села выносится на рассмотрение районной комиссии и после получения положительного заключения направляется на рассмотрение в региональную комиссию;
      4) получивший положительное заключение от региональной комиссии мастер-план опорного села направляется Оператору программы для оценки, предоставления заключения по финансированию совместно с соответствующими центральными уполномоченными органами и вынесению на рассмотрение МВК;
      5) мастер-план, одобренный МВК, утверждается маслихатом района (города) и реализуется местными исполнительными органами.
Оператор Программы совместно с уполномоченным органом по вопросам регионального развития проводит мониторинг и осуществляет контроль за реализацией мастер-планов опорных сел и представляет информацию о ходе их исполнения МВК.
Предоставляемые меры по развитию опорного села в пилотном режиме будут апробированы в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Кызылординской областях (по одному опорному селу в каждом регионе).

Третье направление:
содействие в трудоустройстве через обучение и переселение
в рамках потребностей работодателя

      56. Третье направление нацелено на обеспечение устойчивой и продуктивной занятости населения путем развития трудового потенциала, содействия в трудоустройстве и повышения профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя.
      57. Третье направление состоит из следующих компонентов:
      1) обучение и содействие в трудоустройстве;
      2) повышение мобильности трудовых ресурсов

Обучение и содействие в трудоустройстве

     В рамках данного направления участникам Программы предоставляются следующие виды государственной поддержки:
      1) профессиональная ориентация, помощь в выборе профессии, консультации по вопросам обучения и трудоустройства, услуги по психологической адаптации;
      2) направление на бесплатные курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки (далее – профессиональное обучение);
      3) предоставление материальной помощи на профессиональное обучение;
      4) поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве, в том числе на социальные рабочие места и молодежную практику;
      5) частичное субсидирование заработной платы физических лиц, трудоустроенных на социальные рабочие места;
      6) оплата труда физических лиц, направленных на молодежную практику.
      Профессиональная ориентация претендентов.
Профессиональная ориентация направлена на определение наклонностей, способностей претендентов, включая лиц старше 50 лет, для осознанного выбора профессий. Выбор профессий осуществляется с учетом сведений из Общенациональной базы данных.
      Профессиональная ориентация будет осуществляться среди самозанятых, безработных и малообеспеченных групп населения, учащихся 9, 11 классов организаций среднего образования уполномоченным органом по вопросам занятости в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными центральным уполномоченным органом по вопросам занятости по согласованию с уполномоченным органом в области образования.
     Проведение профессиональной ориентации осуществляется уполномоченными органами по вопросам занятости или привлекаемыми ими частными агентствами занятости и/или неправительственными организациями в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках и/или государственном социальном заказе.
     Сведения о лицах, прошедших профессиональную ориентацию размещаются в автоматизированной информационной системе «Дорожная карта занятости 2020».
     Профессиональная ориентация будет апробирована в 2014 году в Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях.
     Профессиональное обучение включает профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
     Претендентов на обучение отбирает работодатель как из числа участников Программы, так и других претендентов соответствующих критериям Программы, привлекаемых на основе самостоятельного поиска через частные агентства занятости и ярмарки вакансий.
      Участник Программы самостоятельно, по согласованию с работодателем, выбирает вид профессионального обучения и образовательную организацию.
      Выбор организации образования, осуществляющей обучение, производится из числа организаций, перечень которых размещается на интернет-ресурсе Оператора Программы, а также уполномоченного органа в области образования, уполномоченных органов по вопросам занятости и центров занятости населения и учебных центров работодателей.
     Профессиональное обучение участников Программы может осуществляться в учебных центрах при условии выдачи лицам, прошедшим квалификационный экзамен по оценке уровня профессиональной подготовленности, свидетельства (сертификата), законодательно установленного образца, либо при оказании содействия в получении свидетельства (сертификата) в Акционерном обществе «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификаций».
      Профессиональное обучение должно проводиться на принципах дуальной модели подготовки кадров.
      Профессиональная переподготовка и повышение квалификации наемных работников с отрывом или без отрыва от производства осуществляется по заявке работодателей при условии сохранения за участником Программы его рабочего места.
     Профессиональное обучение участников Программы организовывается Центром занятости в рамках государственного образовательного заказа и в зависимости от содержания учебного курса может иметь следующую продолжительность:
      1) при проведении профессиональной подготовки – не более двенадцати месяцев;
      2) при переподготовке – не более шести месяцев;
      3) при повышении квалификации – не более трех месяцев.
     Стоимость профессионального обучения в организациях технического и профессионального образования ежегодно по согласованию с региональной комиссией устанавливается, местными исполнительными органами в области образования, исходя из расходов на образовательный процесс в зависимости от специальности и уровня квалификации в соответствии с требованиями учебных планов и программ.
      Стоимость профессионального обучения в учебных центрах работодателей определяется учебным центром по согласованию с центром занятости населения, местными исполнительными органами в области образования и региональной комиссией.
После завершения профессионального обучения центры занятости населения направляют участников Программы на постоянное рабочее место, заявленное работодателем.
Финансирование обучения лиц, принятых на профессиональную подготовку до 2013 года, будет осуществляться Министерством образования и науки Республики Казахстан до полного завершения обучения указанных лиц.
      Направление на молодежную практику и социальные рабочие места
Субсидирование заработной платы участникам молодежной практики из числа выпускников в течение трех лет после завершения обучения осуществляется не более 6 месяцев. Размер субсидии в месяц составляет 18 месячных расчетных показателей (с учетом налогов, обязательных социальных отчислений, компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск и банковских услуг), без учета выплат по экологическим надбавкам.
      По решению местных исполнительных органов допускается софинансирование за счет средств местного бюджета оплаты труда физических лиц, направленных на молодежную практику.
Частичное субсидирование государством заработной платы участникам Программы, трудоустроенным на социальные рабочие места, осуществляется в течение 12 месяцев со дня трудоустройства.
      Ежемесячный размер субсидий на заработную плату участникам Программы, трудоустроенным на социальные рабочие места, с учетом налогов, обязательных социальных отчислений и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск без учета выплат по экологическим надбавкам составляет 35 % от установленного размера заработной платы, но не более размера минимальной заработной платы, определенной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
      Условия временной занятости на социальных рабочих местах и молодежной практике определяются Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2001 года № 836 «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О занятости населения»
     Центры занятости работу по организации профессионального обучения и/или трудоустройство участников Программы проводят самостоятельно либо с привлечением частных агентств занятости и/или неправительственных организаций в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках и/или государственном социальном заказе.
     Условия участия граждан и предоставления им мер государственной поддержки, порядок формирования перечня организаций, осуществляющих профессиональное обучение в рамках Программы, определяются в Правилах организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки.
     Механизм реализации:
      1) претенденты обращаются в центры занятости населения района, города места постоянного проживания с заявлением на участие в Программе и представляют документы в соответствии с Правилами организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки;
      2) центры занятости населения:
      рассматривают представленные документы и принимают решение о включении заявителя в состав участников Программы (либо об отказе в этом) на основании проверки соответствия представленных документов, предъявляемым требованиям к участникам Программы, и оказывают содействие в трудоустройстве на существующие в базе данных вакантные рабочие места, либо рабочие места, заявленные работодателями самостоятельно или через частные агентства занятости, на социальные рабочие места с частичным субсидированием заработной платы, а также на рабочие места для прохождения молодежной практики;
      3) участники Программы, которые не могут быть трудоустроены из-за отсутствия необходимой квалификации, направляются на профессиональное обучение по специальностям, заявленными работодателями;
      4) между участником Программы и центром занятости населения заключается социальный контракт.
      При направлении участников Программы на профессиональное обучение сторонами социального контракта также выступают организация образования и работодатель.
      Работодатель и организация образования подтверждают заключение социального контракта путем подачи письменного заявления (уведомления) о присоединении к социальному контракту, заверенного подписью руководителя либо ответственного должностного лица, имеющего право подписи, и печатью.
      Работодатели, предоставляющие постоянные рабочие места для трудоустройства участников Программы, в заявлении (уведомлении) указывают требования к участникам Программы и условия обучения: специальность (профессию), по которой планируется организовать их обучение, организацию образования, место прохождения производственной практики и период отработки после завершения обучения.
      Организации образования, осуществляющие профессиональное обучение участников Программы, в заявлении (уведомлении) информируют о приобретаемой в результате обучения специальности (профессии), продолжительности и стоимости обучения, возможном месте и условиях прохождения производственной практики;
      5) выполнение условий социального контракта со стороны участников Программы, работодателей и организацией образования контролируется центрами занятости населения, со стороны центров занятости населения – уполномоченным органом по вопросам занятости района (города).

Повышение территориальной мобильности трудовых
ресурсов в рамках потребности работодателя

Повышение территориальной мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателей осуществляется за счет содействия добровольному переселению граждан Республики Казахстан из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития и создания условий для адаптации молодежи.
      Порядок участия в Программе работодателей и добровольно переселяющихся граждан и получение ими государственной поддержки определяются в Правилах содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки.
Переезд участников Программы из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста осуществляется:
      1) внутри одного района;
      2) из одного района (города областного значения) в другой район (город областного значения) в пределах одной области;
      3) из одной области в другую.
Критерии для определения населенных пунктов с низким, средним и высоким потенциалом социально-экономического развития разрабатываются и
 утверждаются уполномоченным органом по вопросам регионального развития.
      На их основании местные исполнительные органы по согласованию с уполномоченным органом по вопросам регионального развития определяют перечень населенных пунктов с низким и высоким потенциалом социально-экономического развития и направляют его Оператору Программы.
     Уполномоченным органом по вопросам регионального развития разрабатываются типовые проекты жилища (индивидуальные или многоквартирные) для переселяющихся участников Программы с учетом сейсмологических зон и характеристик.
Государственная поддержка участников Программы включает:
      1) предоставление субсидий на переезд, компенсирующие связанные с этим расходы;
      2) предоставление служебных жилищ;
      3) предоставление комнат в общежитиях для трудовой молодежи;
      4) обучение на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации при необходимости;
      5) содействие в трудоустройстве на новом месте жительства.
Механизм финансирования субсидий на переезд, строительство (приобретение) и распределение жилья с участием работодателей, а также порядок предоставления и пользования служебным жильем и общежитиями, предназначенными для заселения переселяющихся в рамках Программы граждан, определяется в
 Правилах содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки, утвержденных Правительством Республики Казахстан.
      Комнаты в общежитиях предоставляются трудовой молодежи до двадцати девяти лет (в том числе воспитанникам детских домов, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, потерявшим родителей до наступления совершеннолетия) независимо от прежнего места их проживания, в том числе проживания в областных центрах, городе республиканского значения и столице.
      При призыве таких лиц на воинскую службу возраст продлевается на срок прохождения срочной воинской службы.
     Механизм участия работодателей в Программе:
      1) центры занятости населения консультируют работодателей о порядке и условиях выбора претендентов на участие в переселении и трудоустройстве из числа граждан, проживающих в населенных пунктах с низким потенциалом социально-экономического развития;
      2) работодатели, желающие участвовать в Программе, подают в Центры занятости населения заявки с:
      указанием количества необходимой рабочей силы в разрезе специальностей (профессий);
      подтверждением возможности строительства (приобретения) жилья для участников Программы (на условиях софинансирования) и возможности обеспечения участников Программы постоянной занятостью либо письменного обязательства о трудоустройстве на постоянные рабочие места после завершения ими профессионального обучения в рамках Программы;
      3) местные исполнительные органы в соответствии с законодательством выделяют земельные участки для строительства жилья, разрабатывают проектно-сметную документацию, проводят государственную экспертизу, выдают технические условия на подключение, а также подведение и подключение к инженерно-коммуникационной инфраструктуре в соответствии с планом детальной планировки и планом застройки территорий за счет средств местного бюджета;
      4) при строительстве индивидуальных жилых домов привязка проекта к местности осуществляется за счет средств местного бюджета и работодателя пропорционально вложенным средствам или за счет работодателя по согласованию.
      При строительстве многоквартирного жилого дома привязка проекта к местности осуществляется за счет средств местного бюджета или за счет работодателя по согласованию;
      5) местные исполнительные органы областей и работодатель заключают договор намерения, предусматривающий следующие обязательства:
      порядок совместного строительства и приобретения жилья;
      обязательное трудоустройство переселяющихся граждан;
      размер софинансирования работодателем;
      выбор мест застройки, возможных вариантов жилья для строительства, а также распределение жилья в случае софинансирования со стороны работодателя осуществляются с его участием;
      6) построенные и сданные в эксплуатацию жилища распределяются между государством и работодателем пропорционально, вложенным средствам в строительство жилья.
Механизм участия граждан в третьем направлении Программы:
      1) претенденты на участие, проживающие в населенных пунктах с низким потенциалом социально-экономического развития, обращаются в центр занятости населения с заявлением на переезд, прилагая документы, предусмотренные Правилами содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки;
      2) центр занятости, с учетом потребности работодателей, рассматривает документы на предмет соответствия критериям отбора на участие, согласовывает с заявителями возможные варианты переезда и направляет документы в региональную или районную (городскую) комиссию в зависимости от места переезда;
      3) по итогам рассмотрения документов:
      региональные комиссии вырабатывают рекомендации о включении (отказе во включении) в состав участников Программы в отношении граждан, переезжающих с одного района в другой в пределах области, а также в отношении граждан, переезжающих в другую область;
      районные/городские комиссии вырабатывают рекомендации о включении (отказе во включении) в состав участников Программы в отношении граждан, переезжающих в пределах одного района;
      4) на основании рекомендации региональной либо районной/городской комиссии центр занятости населения принимает решение о включении (отказе во включении) заявителей в состав участников Программы;
      Критерии постоянного проживания в населенных пунктах с низким потенциалом социально-экономического развития в соответствии с утвержденным перечнем на претендентов, переезжающих в другую область не распространяются;
      С 1 января 2014 года во всех регионах включение претендентов в состав участников Программы будет осуществляться по заявлению работодателей, участвующих в строительстве, приобретении и заселении служебных жилищ;
      5) на основании решения региональной комиссии допускается переселение участников Программы из числа лиц, проживающих в черте города республиканского значения, столицы, областных центров, в служебные жилища, строительство которых завершено на 1 июля 2013 года в рамках «Программы занятости 2020», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316;
      6) между лицами, включенными в список участников Программы и центром занятости населения (мест прибытия), подписывается социальный контракт. Социальный контракт, наряду с социальной поддержкой по переезду, включает в себя мероприятия по трудоустройству на новом месте;
      7) выполнение условий социального контракта контролируется центром занятости населения.
Управление реализацией Программы имеет вертикальную структуру, в состав которой входят МВК, оператор Программы, региональные и районные (городские) комиссии по реализации Программы на местном уровне, центральные и местные исполнительные органы областного, районного и сельского значения.
      84. МВК осуществляет следующие основные полномочия:
      1) согласовывает лимиты финансирования и распределения средств по регионам;
      2) рассматривает основные итоги выполнения Программы и заслушивает отчеты центральных и местных исполнительных органов по реализации Программы, а также государственных, отраслевых программ и программ развития территорий соответственно, в части создания рабочих мест по отраслям и в регионах, а также трудоустройстве;
      3) вносит на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложения по вопросам, связанным с реализацией Программы;
      4) рассматривает и согласовывает перечень опорных сельских населенных пунктов, определенных для комплексного развития в рамках Программы, и распределение средств на финансирование развития опорных сел между регионами.
Оператор Программы, во взаимодействии с уполномоченными государственными органами:
      1) осуществляет нормативно-правовое, методическое и информационное сопровождение Программы;
      2) готовит предложения по установлению лимитов финансирования и распределению средств по согласованию МВК постановлением Правительства Республики Казахстан по направлениям Программы в разрезе администраторов республиканских бюджетных программ и регионов;
      3) обеспечивает мониторинг реализации Программы на основе подписанных с местными исполнительными органами соглашений;
      4) разрабатывает порядок формирования общенациональной базы данных и формы для представления сведений о текущих вакансиях и прогнозируемых рабочих местах, востребованных специальностях центральными государственными и местными исполнительными органами;
      5) разрабатывает и утверждает типовые положения региональной, районной (городской) комиссий, формы социального контракта, заявления (уведомления) работодателей и организаций образования о присоединении к социальному контракту;
      6) определяет порядок ведения мониторинга реализации Программы;
Региональные комиссии:
      1) согласовывают списки участников Программы;
      2) согласовывают приоритетные направления развития предпринимательства;
      3) согласовывают лимиты финансирования Программы по направлениям в разрезе районов и городов;
      4) согласовывают размер годовой ставки вознаграждения по кредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией микрофинансовым (микрокредитным) организациям и кредитным товариществам;
      5) согласовывают размер годовой максимальной эффективной процентной ставки по микрокредитам для конечного заемщика;
      6) согласовывают мастер-план комплексного развития опорных сел;
      7) вырабатывают рекомендации о включении (отказе во включении) в состав участников Программы в отношении граждан, переезжающих с одного района в другой в пределах области, из одной области в другую в рамках повышения мобильности трудовых ресурсов;
      8) согласовывают стоимость профессионального обучения в организациях технического и профессионального образования и в учебных центрах работодателей;
      9) заслушивают отчеты местных исполнительных органов областного, городского и районного значений о реализации Программы;
      10) вырабатывают рекомендации по предупреждению и устранению выявленных нарушении по результатам проверок реализации Программы.
Районные (городские) комиссии:
      1) в соответствии с Программой проводят отбор потенциальных участников Программы на основании информации и документов, представляемых центрами занятости населения, и направляют соответствующие предложения на рассмотрение региональных комиссий;
      2) согласовывают субсидирование ставок вознаграждения по кредитам банков второго уровня и мастер план комплексного развития опорных сел;
      2-1) вырабатывают рекомендации о включении (отказе во включении) в состав участников Программы в отношении граждан, переезжающих в пределах одного района в рамках повышения мобильности трудовых ресурсов;
      3) вырабатывают рекомендации по предупреждению и устранению выявленных нарушении по результатам проверок реализации Программы.
     Местные исполнительные органы областного значения:
      1) согласовывают представленные акимами районов и городов проекты и планы мероприятий, мастер-план комплексного развития опорных сел реализуемых в рамках Программы;
      2) вносят на рассмотрение региональной комиссии и оператору Программы предложения по лимитам финансирования региональных составляющих Программы;
      3) по согласованию с уполномоченным центральным органом по региональному развитию определяют перечень населенных пунктов с низким, средним и высоким потенциалом социально-экономического развития, опорных сельских населенных пунктов, утверждают планы переезда участников Программы.
      89. Основными задачами центров занятости населения являются:
      1) проведение общих процедур: информирование и предоставление консультационных услуг гражданам по вопросам участия в Программе, оказание помощи в подготовке документов, проведение консультаций с претендентами с целью изучения их потребностей, проведение оценки нуждаемости претендентов в социальной поддержке, прием документов претендентов на участие в Программе;
      2) отбор и распределение потенциальных участников Программы по категориям, в зависимости от статуса, их профессии и потребности в социальной поддержке;
      3) подписание социального контракта с участниками Программы, осуществление мониторинга его исполнения и применение санкций при невыполнении его условий в соответствии с законодательством;
      4) ведение мониторинга и определение потребности в кадрах на местном рынка труда.
      90. Центры занятости населения могут иметь представительства в сельских округах, подразделения (или специалистов), занимающиеся вопросами реализации Программы, координацией взаимодействия с работодателями, организациями образования и частными агентствами занятости.

Информационно-методологическое обеспечение реализации Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
      1) оперативный и среднесрочный прогноз потребностей рынка труда в разрезе конкретных профессий;
      2) развитие системы переподготовки кадров и повышения квалификации;
      3) методологическое обеспечение деятельности центров занятости, включая разработку ключевых показателей эффективности;
      4) комплексный мониторинг реализации Программы на базе Единой информационной системы социально-трудовой сферы (далее – ЕИССТС), в том числе автоматизирования бизнес-процессов, выполняемых в рамках Программы для использования Общенациональной базы данных в режиме реального времени; внесение изменений в автоматизированный учет лиц, обратившихся за содействием в трудоустройстве и социальной поддержкой, в том числе участников Программы; использование соответствующей базы данных Республиканского государственного казенного предприятия «Государственный центр по выплате пенсий» для определения доходов участников Программы, что предотвратит нецелевое использование бюджетных средств.
      5) поддержка единого информационного портала «Молодежная биржа труда» и информационного портала «Работа»;
      6) информация о мерах государственной поддержки, оказываемых в рамках Программы, об организациях по оказанию сервисных услуг, услугах и перечне учебных заведений размещается на интернет-ресурсах оператора Программы, а также уполномоченного органа в области образования, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства при операторе Программы, уполномоченных органов по вопросам занятости и центров занятости населения;
      7) исследование по определению потенциала развития населенных пунктов в целях повышения продуктивной занятости населения.
      Для реализации указанных направлений Оператором Программы будет определена специализированная организация по вопросам информационно-методологического обеспечения Программы.
Информация о мерах государственной поддержки, оказываемых в рамках Программы, об организациях по оказанию сервисных услуг, услугах и перечне учебных заведений размещается на интернет-ресурсах Оператора Программы, а также уполномоченного органа в области образования, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства при Операторе Программы, уполномоченных органов по вопросам занятости и центров занятости населения.
Совершенствование системы оказания социальной помощи направлено на установление оптимальной связи между трудовой активностью и оказанием адресной социальной помощи (далее - АСП).

      С этой целью предусматривается введение обусловленной социальной помощи. Она предполагает переход от безусловной формы адресной поддержки к принципам «взаимных обязательств» (система социального контракта активизации семьи).
      Социальный контракт активизации семьи будет содержать индивидуальный план выхода семьи из трудной жизненной ситуации за счет активизации трудового потенциала и эффективного использования имеющихся ресурсов, предоставления услуг по социальной и профессиональной адаптации с указанием взаимных обязательств, действий двух сторон. В 2014 году оказание обусловленной социальной помощи будет апробировано в пилотном режиме в Восточно-Казахстанской, Акмолинской и Жамбылской областях.
      Уполномоченные органы по вопросам занятости совместно с центрами занятости населения будут вести контроль над выполнением гражданами условий социального контракта, и оценивать эффективность предоставленной помощи.
      Для малообеспеченных семей, не имеющих в своем составе лиц трудоспособного возраста (одинокие, пожилые), либо имеющих членов семьи с ограниченными возможностями (инвалиды, лица, имеющие социально-значимые заболевания), АСП будет предоставляться согласно действующему законодательству Республики Казахстан.

В результате реализации Программы до 2020 года активными мерами содействия занятости будут охвачены до полутора миллионов человек.
      Снизится удельный вес неэффективной занятости, уменьшится безработица, повысятся производительность труда, а также доходы населения.

 

 Вся информация взята из официальных источников.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×