Нужно расширить круг субъектов коррупционных нарушений – Алик Шпекбаев
Еще одной проблемой противодействия коррупции в квазигосударственном секторе является несовершенство законодательства. Согласно Уголовному кодексу и Закону о противодействии коррупции, к субъектам коррупционных правонарушений относятся исключительно лица, исполняющие управленческие функции в национальных холдингах и компаниях. Об этом сообщил заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев на круглом столе на тему: Законодательное регулирование закупок субъектов квазигосударственного сектора.
По словам Алика Шпекбаева, отдельные работники квазигосударственного сектора не попадают в перечень субъектов коррупционных правонарушений. Законодательные проблемы на практике лишают возможности органы уголовного преследования привлекать их к ответственности по коррупционным деяниям, что противоречит принципам неотвратимости наказания. Аналогичные недостатки выявлены и в административном законодательстве.
Таким образом, нынешняя ситуация в квазигосударственном секторе свидетельствует о наличии значительных коррупционных рисков и коллизий в законодательстве, отсутствии прозрачности, подотчетности и подконтрольности.
«Учитывая изложенное, в целях исключения коррупционных рисков в этой сфере предлагается: первое, кардинально пересмотреть подход к проведению закупок в квазигосударственном секторе с разработкой отдельного закона и внедрение современных механизмов электронных закупок. Согласно мировому опыту, рассмотреть внедрение в квазигосударственном секторе централизованной системы закупок, обеспечивающей прозрачность при принятии решений. Этот опыт широко распространен в США, Великобритании, Дании и Южной Корее. Второе, внести соответствующие изменения в уголовное и административное законодательство в части расширения круга субъектов коррупционных правонарушений. Третье, ввести нормы закона по порядку разработки, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие, опубликования внутренних документов, также предусмотреть проведение антикоррупционной экспертизы. Вы все понимаете, это непосредственно влияет на общественное отношение. С учетом этого общество должно знать, какие документы, нормативные акты принимаются в этом акционерном обществе.
Четвертое, провести масштабную ревизию всех внутренних документов национальных холдингов и компаний, регламентирующих порядок расходования государственных средств, путем создания специальной рабочей группы из числа представителей заинтересованных государственных органов.
Пятое, предусмотреть внедрение института общественного контроля на всех этапах управления деятельностью компаний квазигосударственного сектора. Кроме этого, в организационном плане мы предлагаем, с учетом того, что в секторе закупок действительно очень высоки коррупционные риски, с учетом этого в структурах там работающих, сотрудники должны каждые два года ротироваться. Это тоже международная практика. Шестое, принять меры проведения внешнего анализа коррупционных рисков, предусмотренного законом по противодействию коррупции в деятельности компаний квазигосдуарственного сектора», – озвучил предложения антикоррупционного ведомства Алик Шпекбаев.