Топ-100 Образование- один из приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2050»
  • 23 декабря, 11:49
  • Астана
  • Weather icon -7
  • 523,86
  • 544,34
  • 5,11

Образование- один из приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2050»

Фото: bnews.kz

Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде

Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.

Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Успешными экономиками будущего будут те, которые инвестируют в образование, навыки и способности населения. Образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды.

Существует множество доказательств, связывающих образование и экономический рост:

  • обзор международных исследований в макро- и микроэкономике свидетельствует о том, что существует тесная связь между образованием, доходом и производительностью. При этом, отмечается большая отдача при инвестициях на более раннем этапе обучения;
  • исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования.

Помимо экономических выгод образование создает другие социальные выгоды, способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности. С самого раннего возраста образование играет важную роль в формировании социальных, эмоциональных, и других жизненно необходимых навыков. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образовательных услуг. Казахстану необходима кардинальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества.

Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан - образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.

Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.

Программа как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.

В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования являются возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала и всесторонней поддержке при инициировании и проведении реформ в сфере образования.

С 2005 года были приняты Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 - 2012 годы, Программа «Дети Казахстана» на 2007 - 2011 годы, Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием «Балапан» на 2010 - 2014 годы.

Существенным вкладом в развитие человеческого капитала страны стала реализация международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак», дающей возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах мира.

Казахстан в настоящее время является участником основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. Это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Лиссабонская Конвенция о признании квалификации, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Болонская декларация и другие.

Развитие человеческих ресурсов определено в качестве одного из приоритетов Стратегического плана развития страны до 2020 года.

Есть реально достижимые цели качественного развития человеческого капитала посредством инвестиций в образование.

В результате реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005 - 2010 годы по состоянию на 1 июля 2010 года все уровни образования институционально обеспечены сетью соответствующих организаций. Структура образования приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования. Создаются условия для введения 12-летней модели обучения. Реструктурировано техническое и профессиональное образование. Введена трехуровневая подготовка специалистов: бакалавр - магистр - доктор Ph.D. Утвержден Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан, содержащий укрупненные группы специальностей.

Создана Национальная система оценки качества образования, включающая в себя элементы независимого внешнего оценивания (лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг, единое национальное тестирование (далее - ЕНТ), промежуточный государственный контроль (далее - ПГК), комплексное тестирование абитуриентов и другие).

Начато внедрение областных систем оценки качества образования во всех регионах республики.

Укрепляется материальная база организаций образования.

Только в 2009 году осуществлена поставка в школы 640 кабинетов биологии, 536 лингафонных мультимедийных кабинетов (далее - ЛМК), 10 кабинетов физики, 78 кабинетов химии, доукомплектование 721 школы интерактивными досками. В настоящее время в 3450 школах имеются лингафонные мультимедийные кабинеты, по сравнению с 2005 годом их количество увеличилось на 2661.

Повышается качество образования.

Развивается инклюзивное образование.

Решаются вопросы бесплатного горячего питания и подвоза учащихся средней школы.

Государственный образовательный заказ на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием увеличился с 25 710 в 2005 году до 35 425 - в 2010.

Ведется работа по развитию информатизации образования. В настоящее время на один компьютер приходится 18 учащихся. В 2005 году данный показатель составлял 41, в том числе 36 - в сельской местности.

К сети Интернет подключено 98% школ, сельских - 97% (в 2005 году - 75% и 70% соответственно). К широкополосному Интернету имеют доступ 34% школ.

Казахстанские школьники приняли участие в международном сопоставительном исследовании TIMSS - 2007 и заняли 5-ое место по математике и 11-ое по естествознанию среди учащихся 4-х классов 36 стран.

В настоящее время в Казахстане уделяется огромное внимание развитию государственного языка. В центральных и местных исполнительных органах, при вузах в регионах республики созданы центры обучения казахскому языку, введены обязательные обучающие курсы, делопроизводство на казахском языке, уровневое обучение государственному языку в основной и средней общеобразовательной школе.

Создана сеть специализированных школ для одаренных детей с обучением на трех языках. В настоящее время в республике функционируют 33 школы с обучением на трех языках.

Созданы 6 Назарбаев Интеллектуальных школ.

В национальной высшей школе приняты меры по достижению мирового уровня образования: Казахстан вошел в Европейское образовательное пространство, присоединился к Болонской Декларации, в городе Астане создано престижное высшее учебное заведение мирового уровня - «Назарбаев Университет».

Расширена академическая свобода вузов в определении содержания учебных программ: увеличен компонент по выбору - в бакалавриате с 40% до 50%, магистратуре - с 50% до 60% и в докторантуре - с 70% до 80%.

Растет количество студентов, желающих получить качественное высшее образование. За рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев. Около 3000 стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» обучаются в 27 странах мира.

Принимаются меры по созданию условий для повышения привлекательности высшего образования для иностранцев. В вузах республики обучаются свыше 10 тысяч иностранных граждан.

Вместе с тем качество казахстанского образования пока остается малоконкурентным.

Дошкольное воспитание и обучение

Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.

По состоянию на 1 июля 2010 года в Казахстане охват дошкольным воспитанием и обучением по сравнению с аналогичным периодом 2005 года вырос на 16,8%, и составляет лишь 40% детей, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 90-100%.

Ежегодный рост очередности на места в дошкольных организациях за счет рождаемости составляет в среднем 5-7% в год по стране. Кроме этого, в пяти регионах в силу факторов рождаемости и миграции этот показатель составляет 11,1%: в Южно-Казахстанской - 8,1%, Кызылординской - 11,8%, Жамбылской - 10,7% областях, городах Алматы - 11,3%, Астане - 13,6%.

На 100 мест в детских садах в среднем приходится 111 детей, в городах - 120. В городской местности детский сад посещает каждый третий ребенок, в сельской - только 5 из 100.

Не нашло должного развития инклюзивное образование. Из 149246 детей с ограниченными возможностями 29212 человек или 19,5%, - дети дошкольного возраста. Дошкольным воспитанием и обучением в 37 специальных детских садах и 240 специальных группах охвачены около 10 тысяч детей, что составляет только 32,8%.

Среднее образование является базовым уровнем системы образования. Право на его бесплатное получение гарантируется Конституцией страны.

В системе среднего образования имеют место проблемы, связанные как со слабой материально-технической, учебно-методической базой, так и необходимостью обновления содержания и методов обучения.

По состоянию на 1 июля 2010 года в республике функционируют 7576 государственных дневных общеобразовательных школ, подведомственных местным исполнительным органам (далее - МИО) и Министерству образования и науки Республики Казахстан (далее - МОН), в них обучаются около 2,5 млн. учащихся. Из общей численности школ 64,6% расположены в типовых зданиях, 35,4% - в приспособленных, 201 школа находится в аварийном состоянии. В 37,4% школ используют привозную воду. 70 школ занимаются в 3 смены, 1 школа - в 4 смены. Капитального ремонта требует 25,1% школ.

Оснащены кабинетами физики новой модификации лишь 41,7% основных и средних школ республики, кабинетами химии - 13,2%, кабинетами биологии - 16,3%, ЛМК - 46,7%.

Каждая пятая школа не имеет столовой и буфета. Износ оборудования и инвентаря школьных столовых составляет 80%. 26,4% школ не имеют спортзалов. Отсутствует программа подвоза детей к школе специальными автобусами, финансируемыми государством.

Все это послужило причиной переноса сроков введения 12-летней модели среднего образования.

Характерной чертой казахстанской системы образования является наличие МКШ, которые составляют 56,5% от общего числа школ (в 2005 году - 52%). В том числе, в сельской местности - 68,6%.

Практически каждый четвертый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в МКШ.

Увеличивается число детей с ограниченными возможностями. Если в 2005 году их количество составляло 124 тысяч, то в 2010 году - свыше 149 тысяч. Только 41,4% из них охвачены специальными образовательными программами.

Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.

Не созданы адекватная законодательная база и система материального и морального стимулирования труда педагога и повышения его социального статуса.

Каждый пятый работающий учитель в возрасте от 50 лет и старше. Из общего количества педагогов стаж до 3-х лет имеют 13%. Ежегодное пополнение из числа молодых кадров составляет лишь 2,6%.

Наблюдается тендерная непропорциональность, феминизация профессии (81,3% учителей - женщины). Низкая зарплата (около 60% от средней по стране), непрестижность профессии педагога способствуют утечке высококвалифицированных кадров. Несмотря на то, что с 2000 года зарплата работников образования возросла на 400%, ее уровень остается одним из низких в стране.

Приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения.

Однако эффективность воспитывающего потенциала организации образования и детских общественных организаций остается низкой. Утрачена система трудового воспитания и профессиональной ориентации в школах, недостаточно количество кружков художественного и музыкального творчества, спортивных секций в школах и внешкольных организациях. Слабо налажена деятельность детских и школьных общественных организаций. Охват детей дополнительным образованием по сравнению с другими странами (30-50%) составляет всего 21,5%. Охват обучающихся спортивными секциями составляет 20%.

Негативными факторами среднего образования являются устаревшая методология и принципы отбора содержания образования. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности.

Таким образом, имеющиеся проблемы обуславливают необходимость модернизации системы среднего образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство.

Техническое и профессиональное образование

Система ТиПО играет ключевую роль в удовлетворении интересов личности, потребностей рынка труда и перспектив развития экономики и социальной сферы.

По состоянию на 1 июля 2010 года, по данным государственной статистики, функционируют 786 учебных заведений ТиПО, в том числе 306 профессиональных лицеев, 480 колледжей. По сравнению с аналогичным периодом 2005 года их число выросло на 64. Из них 22,8% расположено в сельской местности.

32,7% выпускников общеобразовательных школ продолжают обучение в профессиональных лицеях и колледжах, в том числе после 9-го класса - 24,8%, после 11-го - 7,9%.

В учебных заведениях ТиПО обучаются 609 тыс.чел., в том числе лишь 36,3% - по государственному заказу.

Подготовка квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда осуществляется по 177 специальностям и 416 квалификациям.

Вместе с тем отсутствие на рынке труда профессиональных стандартов, современных квалификационных требований к специалистам не позволяют достичь адекватности содержания подготовки кадров потребностям индустрии и работодателей.

Существующая инфраструктура и материально-техническое оснащение системы ТиПО не обеспечивают качество подготовки кадров и привлекательность обучения для молодежи.

Низкая мотивация инженерно-педагогических работников для преподавания на высоком уровне вызывает отток высококвалифицированных кадров в другие сферы экономики. Неэффективное управление не обеспечивает конкурентоспособность учебных заведений в рыночных условиях.

Низкое финансирование и стоимость расходов на обучение одного специалиста по государственному образовательному заказу не способствуют получению обучающимися современных квалификаций.

Кроме того, требует решения вопрос непрерывного обучения и повышения квалификации в течение всей жизни.

Экономика и общество, основанные на знаниях, обучение в течение всей жизни - должны стать способами решения проблем конкурентоспособности и использования новых технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни.

  • появление новых эффективных методов управления в области образования;
  • популяризация спорта среди учащихся;
  • повышение эффективности использования бюджетных средств;
  • повышение доступности, привлекательности, качества, открытости сферы образования;
  • обеспечение устойчивого роста экономики страны;
  • улучшение показателей международных рейтингов;
  • повышение ответственности родителей за воспитание ребенка.

Для родителей:

  • возможность выбора организаций образования;
  • участие в управлении образованием;
  • обеспечение свободного доступа дошкольного воспитания и обучения;
  • осуществление связи родитель - организация образования - ребенок через дистанционное информационное оповещение об успехах ребенка.

Для педагога:

  • обеспечение системой карьерного роста;
  • обучение на протяжении всей деятельности, в том числе за рубежом, и развитие профессиональной компетентности.

Для обучающихся:

  • доступ к качественному образованию для всех;
  • доступ к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
  • развитие коммуникативной и профессиональной компетентности.

Угрозы:

  • недостижение поставленных целей и задач в связи с недостаточным финансированием образования;
  • низкая мотивация труда педагога, непрестижность профессии учителя;
  • низкий уровень подготовленности значительной части педагогов;
  • недостаточность стремления к самообразованию и профессиональному росту педагогических кадров;
  • низкая мотивация пользователей в использовании системы электронного обучения;
  • рост очередности на получение мест в дошкольных организациях и дефицита ученических мест в связи с демографическими процессами (рост рождаемости) и миграционной ситуацией;
  • ухудшение качества образования;
  • срывы сроков ввода в эксплуатацию объектов образования;
  • увеличение числа аварийных школ;
  • увеличение детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов;
  • отсутствие прогноза в специалистах на рынке труда;
  • отток кадров из системы технического и профессионального образования, вызванный несоответствием между уровнем оплаты труда в отрасли и средним уровнем заработной платы в стране;
  • сокращение количества иностранных граждан, желающих обучаться в вузах Казахстана;
  • отток ученых в другие государства вследствие более благоприятных перспектив реализации своего научного потенциала;
  • слабый приток молодежи в науку;
  • нескоординированность соисполнителей в ходе реализации программы.

Таким образом, данная программа предполагает дальнейшую модернизацию системы образования и перспективу ее выхода на европейский уровень.

Главная цель программы- это повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.

  • повышение престижа профессии педагога;
  • формирование государственно-общественной системы управления образованием;
  • обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям;
  • обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе;
  • формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения;
  • модернизация системы ТиПО в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики, интеграция в мировое образовательное пространство;
  • достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования;
  • обеспечение функционирования системы обучения в течение всей жизни;
  • формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств.

Целевые индикаторы

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества и доступности образования;
  • обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;
  • усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников;
  • совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании;
  • совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований;
  • создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса;
  • увеличение сети дошкольных организаций;
  • обновление содержания дошкольного воспитания и обучения;
  • обеспечение кадрами организации дошкольного воспитания и обучения;
  • существление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования;
  • решение проблемы малокомплектных школ;
  • совершенствование системы инклюзивного образования в школе;
  • обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики;
  • развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;
  • повышение престижа обучения в ТиПО;
  • обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующими потребностям индустриально-инновационного развития страны;
  • обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования;
  • обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий. Подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров;
  • создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех;
  • реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности и механизмов раскрытия потенциала молодежи.

Достижения задач будут измеряться следующими показателями:

  • Цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов реализации программы будут достигнуты Министерством образования и науки совместно с министерствами труда и социальной защиты, связи и информации, индустрии и новых технологий, туризма и спорта, внутренних дел, культуры, отраслевыми министерствами, местными исполнительными органами, ассоциациями работодателей, Союзом «Атамекен», и иными неправительственными организациями.

Главной целью было и остается совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам.С 2015 года во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования.

Подушевое финансирование

Финансирование, ориентированное на результат, станет составной частью реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании.

В 2011 году будет разработана методика подушевого нормативного финансирования. Она позволит повысить эффективность бюджетных расходов и будет способствовать повышению доступности качественного образования для разных слоев населения.

Подушевое финансирование на первом этапе будет осуществляться для профильной школы. В 2013 году система подушевого финансирования общего среднего образования будет апробирована на базе 4-х профильных школ. Для этого будут разработаны нормативные правовые документы по системе подушевого финансирования.

Будут определены пилотные школы из числа государственных или частных школ, школ при вузах для отработки механизмов подушевого финансирования, финансовой самостоятельности, попечительских советов и т.д.

В основной и начальной школе подушевое финансирование будет внедряться на основе опыта, полученного в профильной школе.

К 2015 году дошкольное воспитание и обучение будет финансироваться из государственного бюджета на основе подушевого финансирования.

В системе ТиПО с 2011 по 2013 годы будет реализован пилотный проект по внедрению подушевого финансирования с утверждением норм затрат на подготовку одного специалиста.

К 2015 году механизм подушевого финансирования будет реализован во всех организациях образования, от дошкольных до ТиПО, кроме МКШ.

Для педагогов будет предусмотрено подушевое финансирование повышения квалификации - ваучерно-модульная система, в рамках которого педагогу будет дана возможность выбора места и времени прохождения курса повышения квалификации путем перечисления суммы оплаты непосредственно самому педагогу.

Государственная образовательная накопительная система (ГОНС)

В целях повышения доступности платных образовательных услуг планируется разработать механизм государственной образовательной накопительной системы (далее - ГОНС), с помощью которой предполагается предоставить возможность каждому гражданину Казахстана планомерно накапливать денежные средства для оплаты обучения ребенка в вузах и колледжах в будущем. ГОНС предполагает начисление государственной премии на накопления граждан.

Внедрение ГОНС предполагается после принятия соответствующих нормативных правовых актов.

Кроме того, для развития эффективной системы образования необходимо увеличить расходы на нее путем привлечения инвесторов. Привлечение частных инвестиций в сферу образования и науки будет осуществляться по действующим в стране механизмам ГЧП.

Электронное обучение «e-learning» главная цель которого это обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям.

В организациях образования используется система электронного обучения (2015 г. - 50%, 2020 г. - 90%).

Внедрение электронного обучения

Достижение поставленной цели повысит качество обучения, эффективность управления образованием, информационную интеграцию с внешней средой.

Внедрение электронного обучения потребует внесения изменений и дополнений в ряд нормативных документов.

К 2012 году будут внесены дополнения в ГОСО высшего, технического и профессионального образования в части подготовки педагогических кадров для работы в системе электронного обучения, в ГОСО среднего образования - в части обязательного использования системы электронного обучения.

Будут разработаны и утверждены требования для создания электронных учебников и учебно-методических комплексов (далее - УМК), используемых в системе электронного обучения, регламент индивидуальной и коллективной работы пользователей системы, технический регламент (сопровождение и эксплуатация системы электронного обучения).

Для обеспечения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) - компетенций педагогов необходимы организационное обеспечение, подготовка и повышение квалификации пользователей системы электронного обучения.

Предполагается, что с 2011 будет начато повышение квалификации педагогов по использованию и применению системы электронного обучения.

Организационное обеспечение системы электронного обучения будут осуществлять региональные центры новых технологий в образовании при управлениях образования городов и областей.

Обеспечение электронными ресурсами и контентом для электронного образования будет осуществляться на основе ГЧП.

Развитие технологической инфраструктуры предполагает подключение организаций образования к сети Интернет с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.

К сети Интернет будут подключены более 90% организаций образования, в первую очередь, школы, работающие по пилотной программе ресурсных центров.

Подключение к широкополосному Интернету, обеспечение оборудованием для системы электронного образования и выбор поставщиков услуг будут проводиться в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан в области государственных закупок.

90% организаций образования будут иметь Интернет-ресурсы с необходимыми учебными ресурсами.

По каждому предмету, изучаемому в основной и профильной школе, будут разработаны интерактивные и интеллектуальные цифровые образовательные ресурсы.

Планируется полное обеспечение цифровым образовательным контентом (наполнение или содержание какого-либо информационного ресурса - текст, графика, музыка, видео, звуки и т.д.) организаций среднего, технического и профессионального образования в открытом доступе.

Получат развитие электронные образовательные ресурсы, создаваемые преподавателями (централизованное создание и наполнение ресурсами медиатек).

Для внедрения автоматизации учебного процесса каждая организация образования будет оснащена необходимым оборудованием: компьютеры новой модификации, обеспечение широкополосного доступа к Интернету и др.

В 2011 году будут разработаны функционалы для администратора, заместителя директора, учителя, ученика, медицинского работника, библиотекаря.

Ученик будет вести личный портфолио, календарь, дневник в автоматизированной системе. Учитель будет заполнять электронную тетрадь с календарно-тематическим планированием, классный журнал, сервисы оповещения (отправка e-mail или sms-сообщений родителям учеников о предстоящих плановых и внеплановых собраниях и встречах, отчетность и др.).

Преподавательская нагрузка, расписание занятий, мониторинг успеваемости и посещаемости учащихся, деятельности педагога, отчетность будет осуществляться заместителем директора. Системный администратор будет ответственным за поддержку многопользовательской компьютерной системы, включая локальные и глобальные вычислительные сети, телефонные системы или системы голосовой почты.

К 2015 году будут созданы университетские порталы по образцу ведущих зарубежных вузов, к 2020 году в вузах будет обеспечен 100% доступ к широкополосному Интернету. По мере технической подготовленности вузов будет осуществлено подключение вузов к Республиканской межвузовской электронной библиотеке.

Формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель обучения.

Задачи:

1. Осуществление перехода на 12-летнюю модель обучения с обновлением содержания образования.

2. Решение проблемы малокомплектных школ.

3. Усовершенствование системы инклюзивного образования в школе.

Целевые индикаторы:

В 2020 году осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения (2015 г. - 1, 5, 11 классы).

Количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана (2020 г. - 20).

Доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам (2015 г. - 60%, 2020 г. - 70%).

Результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS (2015 г.: PISA - 50-55 место, TIMSS - 10-15 место, 2020 г.: PISA - 40-45 место, TIMSS - 10-12 место, PIRLS - 10-15 место).

Увеличена доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества (2015 г. - 30%, 2020 г. - 70%).

Переход на 12-летнюю модель образования

Планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе.

Смена образовательных стандартов связана с разработкой нового содержания образования. Базовый принцип нового содержания образования - создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации. Будет достигнут высокий уровень нравственно-духовной культуры в организациях образования и семьях. Все дети, учащиеся, студенты и педагогические работники будут владеть основами самопознания, развития общечеловеческих ценностей.

ГОСО будет ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность.

В 2011 году будут обновлены ГОСО начального образования, разработаны учебные программы на основе компетентностного подхода основного среднего и общего среднего образования.

С 2015 года элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования.

В 2012 году ГОСО общего среднего образования будут интегрированы с ГОСО высшего образования (бакалавриат) - отдельные дисциплины цикла общеобразовательных дисциплин высшего образования (социология, самопознание, ОБЖ, история Казахстана, культурология и др.) будут перенесены в программы профильного обучения «Бейіндік мектеп» без увеличения учебной нагрузки.

К 2014 году будет разработана и апробирована программа профильного обучения «Бейіндік мектеп» по направлениям: общественно-гуманитарное и естественно-математическое.

Будет осуществляться разработка учебников и УМК для экспериментальных площадок по 12-летней модели обучения, электронных учебников, перевод и адаптация учебников и УМК для коррекционных организаций образования. Будут разделены функции разработки и проведения экспертизы учебников.

В 2013 году будут разработаны учебники и УМК по программе 12-летней модели обучения, а в 2014 году - их экспертиза.

В 2014 году будут подготовлены альтернативные учебники и УМК по программе 12-летней модели обучения для учащихся 1, 5, 11 классов, в 2015 году - для учащихся 2, 6, 12 классов, в 2016 году - для учащихся 3, 4, 7 классов, в 2017 году - для 8, 9, 10 классов.

Наряду с казахстанскими учебниками будут использоваться наиболее качественные зарубежные учебники по математике, естественным и техническим наукам, включенные в перечень разрешенных МОН РК учебников.

В 2015 году все учащиеся общеобразовательных организаций образования будут обеспечены бесплатными учебниками и цифровыми образовательными ресурсами за счет местных бюджетов.

В 2015 году начнется последовательный переход на 12-летнюю модель обучения по следующей схеме:

Переход из 9 класса 11-летней школы в 11 класс 12-летней школы осуществляется с 2015 - 2016 учебного года по 2019 - 2020 учебный год. Обучение в 11 и 12 классах 12-летней модели обучения будет бесплатным.

Общий контингент учащихся на 1 сентября 2015 года, по предварительным данным, составит около 2,7 млн. детей.

Из них по 12-летней программе:

  • в 1 класс - свыше 600 тыс. детей (около 450 тыс. детей 6-летнего возраста и 150 тыс. - 7-летнего возраста). Прогнозируемое количество класс-комплектов - около 30 тыс.;
  • в 5 класс - свыше 260 тыс. детей, прогнозируемое количество класс-комплектов - около 13 тыс.;
  • в 11 класс - около 175 тыс. детей, прогнозируемое количество класс-комплектов - свыше 8 тыс.

С 2015 года в старших классах общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, интеллектуальных школ, специализированных школ для одаренных детей будет реализована программа профильного обучения «Бейіндік мектеп». Прием в профильную школу будет осуществляться на основе национального тестирования.

Предполагается, что в профильной школе продолжит обучение 60% выпускников 10 классов. При этом предстоит открыть профильные школы, в том числе с общежитиями, из них более половины - в сельской местности. Одновременно, на базе вузов будут созданы школы, реализующие программу профильного обучения. Определены 40 базовых вузов, на базе которых рассматривается возможность размещения и обучения в профильной школе (11-12 классы).

С учетом наработанного опыта и международной практики структура системы образования Казахстана с 2015 будет приведена в соответствие со ступенями МСКО. Будет пересмотрен Классификатор специальностей технического и профессионального, послесреднего образования. Отдельные образовательные программы среднего профессионального образования будут отнесены к третичному образованию (прикладной бакалавриат), повысится статус колледжей. Для поступления на программы прикладного бакалавриата необходимо завершение полного среднего образования.

К 2020 году Президент поручил  развить систему внешней оценки учебных достижений учащихся с учетом мирового опыта.

Национальное тестирование будет проводиться после окончания начальной, основной и профильной школы:

  • в начальной школе - выборочно, с целью мониторинга учебных достижений учащихся;
  • в основной школе (после 10 класса) - с целью определения дальнейшей траектории обучения;
  • в профильной школе - с целью оценивания уровня полученных знаний и умений.

К 2015 году будет сформирована база тестовых заданий, ориентированных на выявление уровня сформированности компетенций обучающихся, с включением письменных заданий.

Внешние экзамены будут проводиться методом компьютерного тестирования с применением новых информационных технологий.

Претенденты на получение высшего образования будут сдавать дополнительные профильные экзамены в форме независимого национального тестирования.

С целью создания инновационной, полиязычной модели образования, количество школ, предоставляющих образование на трех языках, увеличится с 33 до 700. В том числе, количество школ сети «Назарбаев интеллектуальные школы» расширится с 6 до 20. Эти школы станут базовыми площадками для апробации полиязычной модели образования, инноваций в образовании.

Будет обеспечено участие школьников Казахстана в международных исследованиях качества образования: PISA (оценка математической грамотности и грамотности чтения и естествознания 15-16 - летних учащихся), TIMSS (оценка качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4 и 8 классов), PIRLS (сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира), TIMSS ADVANCED (оценка математической и естественнонаучной грамотности (физика) в классах с углубленным изучением этих предметов учащихся 11 классов), ICILS (оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов).

В соответствии с требованиями 12-летней модели обучения будет обновлена материально-техническая база.

Будут решены вопросы оснащенности современным оборудованием спортивных залов школ.

За счет средств местных бюджетов продолжится оснащение школ кабинетами физики, химии, биологии новой модификации, лингафонными и мультимедийными кабинетами с сервисным их обслуживанием, их доля увеличится с 35,6% до 80%.

В 2011 году будут разработаны технические условия к профильным школам и требования к их оснащению.

Кроме того, в целях ликвидации трехсменности и аварийности школ будут построены школы.

Решение проблем малокомплектных школ

Решению проблем повышения качества образования в МКШ будут способствовать следующие мероприятия. 

В 2011 году будут:

  • созданы Республиканский центр развития МКШ на базе Национальной академии образования имени Ы.Алтынсарина, 14 региональных центров при организациях, осуществляющих повышение квалификации педагогических работников, разработаны Типовые правила деятельности МКШ;
  • разработан и принят стандарт «Обеспечение обучающихся и воспитанников, проживающих в населенных пунктах, где нет школ с бесплатным и безопасным подвозом к школам и обратно».

Начиная с 2011 года будут:

  • обеспечены компьютерами новой модификации и доступом к широкополосному Интернету все МКШ с контингентом 10 и более учащихся. Дистанционное обучение будет организовано в рамках электронного обучения «e-learning»;
  • созданы 160 опорных школ.

Опорная школа (ресурсный центр) - организация образования, на базе которой консолидируются образовательные ресурсы близлежащих МКШ. За каждым ресурсным центром закреплены несколько МКШ. Дети из МКШ три раза (в начале, середине и конце учебного года) по десять дней (сессия) обучаются в опорной школе и сдают в ней промежуточную и итоговую аттестацию. В межсессионный период обучение проводится в МКШ при участии учителей опорной школы и при помощи дистанционных технологий. Таким образом, ресурсные центры обеспечат доступ к качественному образованию учащимся МКШ.

К 2020 году МКШ будут функционировать, в основном, для уровней начального и основного среднего образования.

Проблема МКШ будет решена за счет опорных школ (ресурсных центров), интернатов, подвоза.

Развитие системы инклюзивного образования

К 2015 году для решения данной задачи будут разработаны:

  • модульные программы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями;
  • правила интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде, определены формы интеграции для детей с различными нарушениями;
  • правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.

К 2020 году в школах будут созданы «безбарьерные зоны» для детей-инвалидов путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащения поручнями, специальными партами, столами и др. специальными компенсаторными средствами.

В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого-педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства).

Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, будут обеспечены комплектом компьютерной техники и компьютерного обеспечения с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.

Кроме вышеперечисленных задач, необходимо решить ряд других.

Будет совершенствовано содержание дополнительного образования.

С целью формирования конкурентных преимуществ личности в творческой компетентности, непрерывном образовании и воспитании, профессиональном самоопределении будет обновлено содержание дополнительного образования детей по основным направлениям: художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, образовательно-оздоровительное и другие.

Будет совершенствована программа подготовки педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов смежной специальности.

К 2015 году сеть организаций дополнительного образования будет увеличена и достигнет 625.

Это позволит увеличить охват детей дополнительным образованием до 23%.

Будут совершенствоваться внешкольные формы организации физической культуры путем создания спортивных секций в школах.

Получат развитие детские общественные объединения по формированию общественной и социальной активности школьников через систему конкурсов и олимпиад дополнительного образования с обеспечением индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося по профилактике правонарушений и других асоциальных явлений.

Организация эффективного менеджмента всеобуча, школьного питания и медицинского обслуживания

Всеобуч

В 2015 году планируется внедрение единой межведомственной комплексной информационной системы мониторинга движения учащихся «Всеобуч», в том числе с базой данных по персональному учету детей «группы риска», не охваченных обучением.

Использование системы «Всеобуч» обеспечит согласованность действий различных органов управления, функционально вовлеченных в обеспечение всеобуча, и позволит получать реальную информацию об охвате детей обязательным средним образованием.

Школьное питание

С 2011 года при областных, городов Астаны и Алматы органах образования будут созданы межведомственные экспертные группы по мониторингу организации школьного питания, в том числе качества и безопасности питания обучающихся и воспитанников организаций образования.

Показатель охвата учащихся школ бесплатным питанием будет включен в оценку рейтингов акимов всех уровней: в 2012 году - школьникам из числа малообеспеченных семей, в 2020 году - учащимся начальных и предшкольных классов.

К 2015 году 100% учащихся из малообеспеченных семей и к 2020 году 100% учащихся начальных и предшкольных классов в школах будут обеспечены бесплатными горячим витаминизированным питанием.

К 2020 году в 100% сельских средних общеобразовательных школ будут функционировать столовые полного цикла с капитальным ремонтом и оснащенные новым оборудованием.

К 2020 году все учащиеся школ будут обеспечены экологически чистой питьевой водой путем установки в школах стационарных водоочистителей, спенсеров, диспенсеров и других средств.

Медицинское обслуживание

К 2015 году будет обеспечен 100% охват детей школьного возраста медицинским осмотром, в том числе в сельской местности.

Доля детей школьного возраста, стоящих на диспансерном учете, будет снижена с 70% до 50%, заболеваемость у школьников желудочно-кишечного тракта - с 28,2% до 18%, заболеваемость сколиозом (нарушение осанки) - с 2% до 1%.

60% детей с ослабленным здоровьем получат возможность для занятий физической культурой в специальных медицинских группах.

Таким образом, по направлению «Среднее образование» к 2020 году:

  • во всех школах будет внедрена модель 12-летнего образования;
  • продолжит развитие инфраструктура среднего образования и обеспечено техническое оснащение школ;
  • МКШ будут включены в единую информационную сеть;
  • дополнительное образование станет престижным для обучающихся и будет способствовать профессиональному становлению личности. Дополнительным образованием будут охвачены 30-50% обучающихся и воспитанников;
  • будет внедрена система инклюзивного образования;
  • увеличена доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от общего количества школ до 70%;
  • доля школ, создавших «безбарьерный доступ» для детей-инвалидов, от общего количества школ - 20%;
  • доля детей, охваченным инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии - 50%;
  • будет организовано медицинское обслуживание и эффективный менеджмент школьного питания;
  • учащиеся смогут получать качественное медицинское обслуживание в общеобразовательной школе. Будут приняты меры по открытию и обеспечению функционирования медицинских кабинетов в общеобразовательных школах;
  • на основе ГЧП будет построено 16 энергосберегающих комбинатов школьного питания в областных центрах, городах Астане и Алматы, модернизирована материально-техническая база школьных пищеблоков 50% школ республики, внедрена система мониторинга организации качественного, витаминизированного и безопасного школьного питания.

Так же в программе планируется обновление структуры и содержания технического и профессионального образования с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики

На основе Национальной и отраслевых квалификационных рамок будет упорядочена структура подготовки кадров.

Подготовка специалистов будет осуществляться в соответствии с прогнозными потребностями рынка труда.

В соответствии с требованиями профессиональных стандартов будут:

  • обновлены государственные общеобязательные стандарты ТиПО, образовательные программы;
  • разработаны типовые учебные программы по специальным дисциплинам, учебная литература;
  • разработаны модульные программы для получения нескольких квалификаций, создан банк данных модульных программ.

Для развития практических навыков обучающихся в учебных планах доля профессиональной практики будет увеличена до 60%. Для этого будет расширена база практики за счет партнерства с работодателями.

В учебный процесс будут внедрены современные образовательные технологии, формирующие у обучающихся востребованные компетенции.

На основе лучшего мирового опыта и проведения прикладных исследований будет усовершенствовано научно-методическое обеспечение системы ТиПО. Будут функционировать республиканский и областные учебно-методические кабинеты, библиотеки организаций ТиПО будут пополнены необходимой учебной литературой.

Развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики

Для обеспечения доступности получения профессионального образования молодежью будет увеличено количество ученических мест за счет строительства профессиональных лицеев и общежитий. Будут функционировать 4 межрегиональных профессиональных центра в городах Атырау для нефтегазовой отрасли, Екибастузе - топливно-энергетической, Шымкенте - обрабатывающей и Усть-Каменогорске - машиностроительной.

Учебные заведения на договорной основе будут закреплены за базовыми предприятиями для прохождения производственной практики, стажировки.

Более 70% государственных учебных заведений ТиПО будут переоснащены современным учебно-производственным и технологическим оборудованием, информационными технологиями. На обновление и переоснащение учебных заведений современным учебно-производственным и технологическим оборудованием будут привлечены средства из местного, республиканского бюджета, работодателей, за счет заемных средств международных организаций.

Будет обеспечено регулирование качества подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, в том числе на местах в форме «ученичества», с внедрением в отраслях экономики независимой системы сертификации квалификаций специалистов.

Для обеспечения конкурентоспособности кадров, привлечения дополнительных средств учебные заведения ТиПО будут закреплены в соответствии с профилем подготовки специалистов, в том числе путем соучредительства, за национальными холдингами и компаниями, транснациональными корпорациями и иностранными инвесторами.

Будет создана система адресной финансовой поддержки учебных заведений, реализующих инновационные программы развития в рамках займа Всемирного Банка.

Повышение престижа обучения в ТиПО

Для повышения привлекательности и престижности обучения в системе ТиПО будут:

  • созданы центры карьерного руководства (структурные подразделения организаций образования) при учебных заведениях ТиПО, где отсутствуют социально-педагогические службы;
  • проводиться республиканские конкурсы «Лучшее учебное заведение», «Лучший по профессии» среди обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;
  • лучшие обучающиеся будут участвовать в международных конкурсах профессионального мастерства.

Будут выявляться и поддерживаться (через гранты и именные стипендии работодателей, конкурсы, организуемые и финансируемые работодателями) талантливые обучающиеся, склонные к изобретательской и рационализаторской деятельности, техническому творчеству.

Для содействия трудоустройству будет создана база данных сертифицированных выпускников, взаимосвязанная с базой вакансий на рынке труда.

Взаимодействие Республиканского, региональных и отраслевых советов по развитию ТиПО обеспечит активное участие бизнеса и профессионального сообщества в развитии ТиПО, подготовке кадров и трудоустройстве, путем заключения договоров между организацией образования, предприятием и студентом.

К 2020 году:

Подготовка кадров на основе национальной квалификационной системы будет полностью соответствовать запросам рынка труда.

Учебно-производственные мастерские и лаборатории учебных заведений будут оснащены современным учебно-производственным и технологическим оборудованием, информационными технологиями.

Будет широко внедрено кооперативное обучение с учетом фактического спроса предприятий.

Обучение в учебных заведениях ТиПО будет привлекательно и престижно для молодежи.

Бизнес и профессиональные сообщества будут принимать активное участие в развитии ТиПО и подготовке кадров.

В отраслях экономики будут функционировать независимые центры сертификации квалификации с участием работодателей.

В современных условиях долгосрочной основой экономического процветания и конкурентоспособности должна стать производительность труда, стратегическим ресурсом которого является человеческий капитал. Государство должно делать вклад в развитие этого ресурса.

Без образованных людей невозможно развить современную инфраструктуру, создать эффективный государственный аппарат, обеспечить благоприятный бизнес-климат.

Наличие политической воли и всесторонней поддержки государства являются основой в проведении этих реформ.

Программа будет реализовываться в два этапа: 2011 - 2015 годы и 2016 - 2020 годы.

На первом этапе реализации Программы (2011 - 2015 годы) предусмотрено проведение работы, связанной с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов.

На втором этапе (2016 - 2020 годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции в мероприятия, направленные на решение задач развития системы образования (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы, методическое, кадровое, информационное обеспечение), предусмотрена реализация мероприятий, направленных на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования.

Ожидаемые результаты:

  • К 2015 году переходный период будет завершен, и система образования Республики Казахстан по структуре, содержанию, механизмам управления и финансирования будет соответствовать модели развитых стран.
  • По развитости системы образования Казахстан выйдет на лидирующие позиции среди стран СНГ.
  • К 2020 году система образования будет давать результат в виде высокого качества знаний и уровня развития человеческого капитала, подтверждаемых международными индикаторами.

В результате реализации Программы будут обеспечены следующие социально-экономические эффекты.

К 2015 году:

  • 1. Разработка нового финансово-экономического механизма.
  • 2. Создание системы электронного обучения.
  • 3. Начало перехода на 12-летнюю модель обучения.
  • 4. Создана основа Национальной квалификационной системы.
  • 5. Интегрированы программы школьного и вузовского образования.
  • 6. Начата интеграция высшего образования, науки и производства.

К 2020 году:

  • В 2011 - 2020 гг. планируется поэтапное увеличение бюджетных расходов на образование, обеспечение роста их доли в ВВП до среднего уровня развитых стран к 2020 году.
  • Будет разработана и введена в сфере образования новая дифференцированная система оплаты труда с учетом специфики педагогической деятельности.
  • Предусматривается система мер для поддержки педагогов малокомплектных сельских школ.

Предполагаемые финансовые затраты (капитальные и текущие)

В структуре затрат преобладают затраты на развитие ИКТ и электронного обучения, строительство школ взамен 3-сменных и аварийных, профильных, Назарбаев интеллектуальных школ, привлечение в ведущие вузы зарубежных ученых и консультантов, государственный образовательный заказ по приему в магистратуру и докторантуру.

Объем финансирования первого этапа Программы из республиканского бюджета составляет 461,1* млрд. тенге, в том числе в:

  • 2011 году - 59,7 млрд. тенге;
  • 2012 году - 62,3 млрд. тенге;
  • 2013 году - 52,8 млрд. тенге;
  • 2014 году - 145,9 млрд. тенге;
  • 2015 году - 140,4 млрд. тенге.

Финансирование мероприятий Программы из местного бюджета будет осуществляться в пределах средств, выделяемых ежегодно из соответствующих местных бюджетов на развитие системы образования.

Все материалы взяты из открытых источников.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×