Порт Актау – мультимодальный хаб
Общеизвестно, что морской порт Актау предназначен для перевозки сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов и расположен на пересечении нескольких международных транспортных коридоров, что позволяет обеспечивать перевозку грузов с востока на запад, с севера на юг и в обратном направлении, сообщает Казахстанская Правда.
Располагаясь на пересечении нескольких международных транспортных коридоров и являясь важным транспортным узлом в Каспийском бассейне, порт Актау позволяет обеспечить перевозку грузов, связывая Казахстан с Россией, Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном сетью морских сообщений.
Сегодня вопросы развития инфраструктуры являются стержнем новой экономической политики Казахстана «Нұрлы жол» и глобального транспортно-логистического проекта «Новый Шелковый путь», их решение позволит создать основу для обслуживания перспективных объемов транзитных перевозок, а также интеграции Республики Казахстан в глобальную транспортную сеть.
В настоящее время морской порт Актау находится под управлением национальной компании «Қазақстан темір жолы» и является важным звеном создаваемой мультимодальной логистической цепочки, включающей также сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», соединенный с портом Актау посредством железнодорожной ветки.
В этих целях для повышения эффективности управления инфраструктурными объектами, а также увеличения пропускной способности действующего порта привлечен международный консультант в лице глобального портового и терминального оператора компании DP World.
Компания DP World является одним из крупнейших портовых операторов. В их управлении находятся 65 портов и 43 логистических терминала на всех континентах мира. DP World предоставляет необходимую консультационную и управленческую помощь морскому порту Актау по всем процессам, связанным с обработкой грузов и управлением терминалом в целом.
Примером успешного развития международных транспортных коридоров может служить первый тестовый поезд, запущенный из Китая 28 июля 2015 года. Этот поезд преодолел путь более 3 500 км через Казахстан и Каспийское море, прибыв на станцию Кишлы в окрестностях Баку за 5 суток. Тестовый поезд доставил 82 контейнера из Китая в Азербайджан.
В настоящее время отрабатывается запуск еще одного контейнерного поезда по маршруту Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия.
Данный маршрут запущен в рамках реализации Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), призванного укрепить и повысить эффективность транспортных связей между странами – участницами ТМТМ: Казахстаном, Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Традиционно основными видами грузов, обрабатываемыми в порту, являются нефть, металл, зерно, паромные и другие грузы.
Перевалка осуществляется в направлении портов Ирана, России, Азербайджана и обратно. Имеется незначительный грузооборот с Туркменистаном. На участке Баку – Актау – Баку действует регулярная паромная линия.
Оперативная обработка грузов невозможна без наличия соответствующей инфраструктуры, и поэтому в порту Актау есть все необходимое для обработки практически любых видов грузов:
– 79 700 открытых площадок и крытый транзитный склад 2 000 кв. м (полезная площадь);
– четыре специализированных нефтеналивных причала с пропускной способностью 12 млн тонн в год;
– четыре универсальных сухогрузных причала для обработки генеральных грузов, контейнеров, зерна, а также для перегрузки негабаритных грузов и обработки судов типа РО-РО с пропускной способностью свыше 2,6 млн тонн в год генеральных грузов и свыше 600 тыс. тонн зерновых культур;
– паромный комплекс с возможностью обработки накатных грузов железнодорожными вагонами и автотранспортом пропускной способностью 2 млн тонн в год.
Порт способен принимать суда любого размера из тех, что эксплуатируются на Каспии, со следующими ограничениями по осадке для:
– сухогрузных причалов – 4,6 м;
– нефтяных причалов № 4, 5, 10 – 6,8 м, для причала № 9 – 5,1 м;
– паромный причал – 5,1 м.
Порт Актау является незамерзающим, в нем обеспечена круглогодичная навигация, причалы порта Актау доступны 24 часа в сутки.
В настоящее время завершается реализация проекта «Расширение порта Актау в северном направлении», где уже окончены работы по строительству новых причалов, всех шести силосов зернового терминала, контейнерных площадок. Идут поставки специализированной техники для обработки контейнерных грузов, работа терминала уже опробуется в тестовом режиме.
Буквально на днях с новых мощностей северного терминала на казахстанский сухогруз «Туркестан» погружено и отправлено в Иран 4 700 тонн первой партии зерна.
Если строительство зернового терминала направлено на увеличение экспорта казахстанского зерна из порта Актау, то развитие инфраструктуры для перевалки контейнеров рассчитано на обслуживание предполагаемого транзита грузов через сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и морской порт Актау из Китая и стран Юго-Восточной Азии в Европу и Закавказье. Реализация проекта расширения порта Актау позволит увеличить его пропускную способность на 3 млн тонн в год.
Сегодня в морском порту Актау делается все, чтобы он мог достойно конкурировать с другими каспийскими портами. Освоение новой номенклатуры грузов, планы по модернизации существующего паромного комплекса и строительство нового, упрощение процедур оформления – все это позволит порту стать надежным звеном мультимодальных логистических цепочек и внести свой вклад в становление Казахстана как логистического хаба Евразии.