Топ-100 Развитие индустриальной инфраструктуры и инфраструктуры туризма
  • 23 декабря, 11:29
  • Астана
  • Weather icon -7
  • 523,86
  • 544,34
  • 5,11

Развитие индустриальной инфраструктуры и инфраструктуры туризма

Фото: altaynews.kz

В целях развития туризма будут реализованы мероприятия по созданию инфраструктуры туризма, направленные на дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма.

«2050 год – это не просто символичная дата.

Это реальный срок, на который сегодня ориентируется мировое сообщество.

В ООН разработан Глобальный прогноз развития цивилизаций до 2050 года.

Прогнозный доклад до 2050 года обнародован Всемирной продовольственной организацией.

Сейчас все большее число стран разрабатывают и принимают такие долгосрочные стратегии. Китай определил для себя такой же горизонт стратегического планирования.

Даже крупные транснациональные компании разрабатывают стратегии развития на полвека вперед.

Полтора десятилетия назад, когда была принята «Стратегия-2030», первое поколение казахстанцев, родившихся уже в нашей новой стране, только собирались идти в школу.

Сегодня они уже трудятся или завершают учебу в вузах.

А через два-три года уже начнет появляться второе поколение независимости.

Поэтому нам важно уже сейчас думать о том, чтобы дать им верные ориентиры.

Наша главная цель - к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира.

Наши достижения и наша Казахстанская модель развития должны стать основой нового политического курса.

Стратегия Казахстан-2050 – это гармоничное развитие Стратегии Казахстан-2030 на новом этапе. Это ответ на вопрос, кто мы, куда идем и  где хотим быть к 2050 году. Уверен, что молодое поколение интересует именно это.

Исходя из всего этого, я предлагаю проект Нового политического курса нации до 2050 года. Это и будет моим Посланием народу Казахстана.

***

Куда мы идем? Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира.

Среди развивающихся стран конкуренция за место в этом клубе будет ожесточенной. Нация должна быть готова кглобальному экономическому противоборству, ясно осознавая, что место под солнцем гарантировано лишь сильнейшим.» из Послания Президента Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года.

Формирование единого внутреннего рынка невозможно без развития промышленности как в макрорегионах, так и городах-хабах. Для сбалансированного развития промышленности во всех макрорегионах необходимо создание равных возможностей со стороны государства. Поэтому инфраструктурная поддержка секторов обрабатывающей промышленности является одним из главных условий реализации ГПИИР. При этом специальные экономические и индустриальные зоны являются ключевыми элементами инфраструктурной поддержки индустриализации.

Приоритетной задачей в рамках Программы является завершение строительства инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» и «Хоргос-Восточные ворота».

Специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные Ворота» создана в

2011 году на базе Международного центра приграничного сотрудничества

(МЦПС) «Хоргос» и расположена на территории Алматинской области.

Территория СЭЗ составляет 5 740 гектаров и является неотъемлемой

частью территории Республики Казахстан.

СЭЗ создана в целях:

1) создания эффективного транспортно-логистического и индустриального

центра, обеспечивающего интересы торгово-экспортной деятельности и

реализации транзитного потенциала Республики Казахстан, а также

способствующего развитию экономического и культурного обмена с

сопредельными государствами;

2) осуществления интеграции казахстанской продукции в общемировую

систему производства и сбыта, создания инновационной, конкурентоспособной

отечественной продукции в соответствии с международными стандартами;

3) создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения

отечественных и зарубежных инвестиций для реализации инвестиционных

проектов;

4) ускоренного развития региона для активизации вхождения экономики

республики в систему мировых хозяйственных связей;

5) совершенствования правовых норм рыночных отношений, внедрения

современных методов управления и хозяйствования;

6) повышения занятости населения.

Действует до 2035 года

Местонахождение: Алматинская область

Площадь – 5740 га

Виды деятельности:

складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;

производство продуктов питания;

производство кожаной и относящейся к ней продукции;

производство текстильных изделий;

производство прочей не металлической минеральной продукции;

производство продуктов химической промышленности;

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;

производство машин и оборудования, не включенных в другие категории;

строительство в соответствии с проектно- сметной документацией зданий для

организации выставок, музея, складских и административных зданий

Преимущества СЭЗ:

Налоговые льготы обложение НДС по нулевой ставке реализации товаров, на территорию СЭЗ,

потребляемых участниками СЭЗ для осуществления деятельности, отвечающей

целям СЭЗ

Освобождение от уплаты за пользование земельных участков для участников СЭЗ на срок не более 10 лет;

Освобождение от уплаты налога на имущество

Уменьшение КПН на 100% по доходам от видов деятельности, соответствующие целям СЭЗ

•отсутствие таможенных пошлин

•предоставление земельных участков

•строительство инфраструктуры за счет

бюджетных средств

Для управления СЭЗ будут привлекаться профессиональные компании международного уровня, что позволит повысить эффективность управления СЭЗ и сделать их привлекательными для инвесторов.

В период с 2015 по 2019 годы на территории СЭЗ «НИНТ» будут реализованы крупные нефтегазохимические проекты по производству:

1) полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год (1-ая фаза) на базе завода интегрированного газохимического комплекса;

2) полиэтилена мощностью 800 тыс. тонн в год (2-ая фаза) на базе завода интегрированного газохимического комплекса;

3) полимерной продукции мощностью: биаксиально-ориентированная полипропиленовая пленка - 14 738 тонн/год, полиэтиленовая пленка - 4 125 тонн/год, полиэтиленовые мешки - 48 млн. штук.

В настоящее время готовность инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» составляет 6%. Для завершения строительства инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» к 2018 году будут выполнены работы по строительству внутриплощадочных и внешнеплощадочных объектов общезаводской инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры, таких как единая газотурбинная электростанция, комплексы по водоочистке и водоподготовке, единая установка производства технических газов.

При необходимости и с учетом эффективного использования средств Национального фонда, выделенных в 2014-2015 годах, для дальнейшего строительства инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» будет проработан вопрос дополнительного финансирования при распределении объема финансирования настоящей Программы на 2017 год.

Строительство инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» позволит привлечь порядка 1,8 триллиона тенге инвестиций в нефтегазохимическую отрасль и создать порядка 1,5 тыс. постоянных рабочих мест на этапе эксплуатации, также более 5 тыс. рабочих мест на этапе строительства.

В логистической зоне СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» будет построен «Сухой порт», который будет обслуживать железнодорожные составы из Китая с узкой колеей и казахстанские железнодорожные составы с широкой колеей. Железнодорожные пути, ведущие внутрь и наружу «Сухого порта», будут выходить из территории через путепровод, пересекая автомагистраль «Западная Европа - Западный Китай».

В 2014 году был запущен первый пусковой комплекс проекта СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» (сухой порт и прилегающая к нему логистическая инфраструктура).

В 2015 году будет завершено строительство инфраструктуры СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота», в том числе будут выполнены строительно-монтажные работы по созданию терминалов для обработки железнодорожных грузов, инфраструктурных объектов логистических и индустриальных зон.

Строительство инфраструктуры СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» позволит увеличить перевозку грузов до 4 млн. тонн в год, привлечь частные инвестиции порядка 37 млрд. тенге и увеличить количество постоянно занятого населения до 6 тыс. человек.

В рамках строительства инфраструктуры других СЭЗ в период с 2015 по 2018 годы будет проработан вопрос по завершению строительства инфраструктуры СЭЗ «Павлодар», СЭЗ «Морпорт Актау», СЭЗ «Парк инновационных технологий», СЭЗ «Астана - новый город».

Финансирование строительства инфраструктуры данных СЭЗ будет осуществляться в плановом порядке за счет средств республиканского бюджета.

Политика развития индустриальных зон будет учитывать региональную специализацию, принцип кластерного развития и возможности местного бизнеса.

Местные исполнительные органы для создания индустриальных зон разрабатывают технико-экономическое обоснование с учетом структуры экономики региона. Для создания инфраструктуры индустриальных зон местными исполнительными органами будет проработан вопрос их финансирования из местного бюджета.

При этом отдельные проекты создания индустриальных зон могут быть софинансированы из республиканского бюджета на конкурсной основе.

В целях эффективного управления индустриальными зонами местными исполнительными органами на конкурсной основе будут привлекаться управляющие компании, которым будут установлены критерии оценки эффективности их деятельности по привлечению инвестиций и обеспечению деятельности индустриальных зон. Для привлечения управляющих компаний будет рассмотрен вопрос передачи им земельных участков в доверительное управление.

В целях развития туризма будут реализованы мероприятия по созданию инфраструктуры туризма, направленные на дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма. Данные меры будут направлены на удовлетворение спроса посетителей в качественном отдыхе в приоритетных курортных зонах Алаколь, Кендерли, Балхаш, а также рекреационных зонах Каркаралы, Баянауыл и др.

Алаколь- название с казахского языка на русский переводится как «пёстрое озеро». В период с XII по XIX вв. оно имело несколько названий: Турге-Нор (с монг. мост-озеро), Алактагол, Алатениз, Алакта.  Горько-солёное бессточное озеро Казахстана, расположенное на Балхаш-Алакольской низменности, что находится на границе Алматинской и Восточно-Казахстанской областей, в восточной части Балхаш-Алакольской котловины в юго-восточном Казахстане. К юго-востоку от озера располагается перевал Джунгарские ворота. Известно как «лечебное озеро».

На западном берегу озера находится курортный посёлок Коктума, примерно в 80 километрах от казахстанско-китайской границы, на восточном посёлок Кабанбай (прежнее название Жарбулак) со стремительно развивающейся туристической инфраструктурой. Примерно в 15 км восточнее от посёлка Кабанбай расположен бальнеологический курорт Барлык-Арасан. Место реабилитации для космонавтов «Дорожник».

Расположено в полупустынной зоне на востоке Балхаш-Алакольской котловины, на высоте 343 метров. Вытянуто с запада на восток, площадь (с островами) 2696 км², длина 104 км, максимальная ширина 52 км, глубина до 54 м, объем воды 58,56 км³.Годовые колебания уровня составляют 1,2 м. Ледостав продолжается с января по апрель. Купальный сезон длится около 3,5 месяцев (с июня до середины сентября). Вода имеет хлоридно-натриевый состав.
Впадают pеки Уржар, Катынсу, Емелькуйса, Жаманоткель, Ыргайты и Жаманты. Алаколь и мелководные озёра Уялы, Сасыкколь и Жаланашколь образуют озёрную систему, площадь бассейна которой составляет до 55 тыс. км². В водах Алаколя повышенное содержание фтора и брома.

Согласно одной из научных гипотез на месте ряда озёр в ранние геологические эпохи существовало единое обширное озеро. Гипотеза базируется на данных геологического бурения, которое обнаружило озёрные осадки в ныне сухих областях, окружающих озёра.
Озеро издревле ценилось своими лечебными свойствами. В течение 15 лет на озере Алаколь пытаются развивать туризм. Появляются новые зоны отдыха и пансионаты, что позволяет организовать отдых по разным запросам и средствам. Тем не менее, сопутствующая инфраструктура не развита или отсутствует. Уровень сервиса еще недостаточный. Вне зон отдыха сложно чем-то заняться. Список мест, куда можно было бы поехать на экскурсию, ограничен несколькими объектами, среди которых Джунгарские ворота и автомобильный переезд «чёртов мост», озеро Жаланашколь. Играет роль и удаленность озера от больших городов. Дорога от Алма-Аты автобусом или автомобилем занимает 9-10 часов. На дорогу до станции Коктума специальным чартерным поездом, который курсирует в сезон с мая по август, требуется 16 часов.

Балхаш - бессточное полупресноводное озеро в Балхаш-Алакольской котловине на юго-востоке Казахстана, второе по величине непересыхающее солёное озеро (после Каспийского моря) и 13-е в списке крупнейших озёр мира. Уникальность озера состоит в том, что оно разделено узким проливом на две части с различными химическими характеристиками воды — в западной части она практически пресная, а в восточной — солоноватая.

Озеро относится к Балхаш-Алакольскому водохозяйственному бассейну и расположено сразу в трёх областях Казахстана: Алматинской, Жамбылской и Карагандинской. К северу от озера раскинулся обширный Казахский мелкосопочник, к западу простирается Бетпак-Дала, а к югу располагаются Чу-Илийские горы, пески Таукум и Сарыесик-Атырау.

Топоним «Балхаш», по одной из версий, происходит от слова balkas татарского, казахского и алтайского языков, которое значит «болотистая местность, покрытая кочками» или «кочки на болоте». В казахском языке «балкыту» значит «плавка металла», «плавить». Этимология от «балку» подтверждается археологическими данными экспедиции академика А. Маргулана (см. ниже раздел «История») по Прибалхашью как очагу древней металлургии эпохи энеолита и ранней бронзы, а также бореальным (ностратическим) характером глагольной праформы *Blķ (праиндоевропейское *Brķ), означающей «сверкать», «гореть», «жечь», «таять», «растапливаться».

Согласно легенде о происхождении озера, у богатого чародея Балхаша была красавица-дочь Или. Когда пришло время выдавать Или замуж, Балхаш объявил, что выдаст её только за самого богатого, красивого и сильного. Среди прибывших женихов были два сына китайского императора с караванами, груженными дорогими товарами, сыновья монгольского хана с табунами лошадей и серебром, а также молодые бухарские купцы с коврами и изделиями из слоновой кости. Однако был среди пожелавших попытать счастье и бедный пастух Каратал, который сразу же понравился невесте.

После состязаний, из которых Каратал вышел победителем, Балхаш с негодованием выгнал его. Однако Или ночью сбежала из родного дома и ускакала с избранником от злого отца. Узнав о побеге дочери, Балхаш наложил заклятие на возлюбленных, и они превратились в две реки, стремительно несущие свои воды с гор. А чтобы реки никогда не соединились, Балхаш упал между ними и стал седым от пенных волн озером.

Климат в районе озера является пустынным. Средняя максимальная температура июля составляет около 30 °C, января — около −9 °C. Осадков в среднем выпадает 131 мм в год. Относительная влажность воздуха составляет 55 — 60 %.

Средняя годовая скорость ветра около 4,5 — 4,8 м/с, причём в западной части озера преобладают северные ветры, а в восточной части — северо-восточные. Ветер вызывает на озере сильное волнение (высота волны может достигать 2-3,5 м)[16], в западной части наблюдается постоянное круговое течение, направленное по часовой стрелке.

Число солнечных дней составляет 110—130 в год, энергетическая освещённость — 15,9 МДж на м² в день. Балхаш принадлежит к числу тёплых, хорошо прогреваемых озёр. Температура воды на поверхности озера изменяется от 0 °C в декабре до 28 °C в июле. Среднегодовая температура западной части озера составляет 10 °C, восточной — 9 °C. Озеро ежегодно замерзает, и лёд обычно держится с ноября до начала апреля, причём сход оледенения с восточной части происходит с задержкой на 10—15 дней.

На берегах озера произрастает туранга (в составе тугайных лесов) и ива, из злакоцветных — тростник обыкновенный (Phragmites australis), рогоз южный (Typha angustata) и несколько видов камыша — приморский (Schoenoplectus littoralis), озёрный (S. lacustris) и эндемичный вид камыш казахстанский (Scirpus kasachstanicus). Под водой произрастают два вида урути — колосистая (Myriophyllum spicatum) и мутовчатая (M. verticillatum), несколько видов рдеста: блестящий (Potamogeton lucens), пронзеннолистный (P. perfoliatus), курчавый (P. crispus), гребенчатый (P. pectinatus) и крупноплодный (P. macrocarpus); встречаются пузырчатка обыкновенная (Utricularia vulgaris), роголистник темно-зелёный (Ceratophyllum demersum), а также два вида наяды (морская и малая). Фитопланктон, концентрация которого в 1985 году составляла 1,127 г/л, представлен многочисленными видами водорослей.

Фауна озера была довольно богата, но начиная с 1970-х годов биоразнообразие начало снижаться из-за ухудшения качества воды. До того времени бентос представлен моллюсками, личинками ракообразных, водных насекомых. Также представлены комары-звонцы и малощетинковые черви. Зоопланктон (концентрация 1,87 г/л, 1985) также был достаточно обильный, особенно в западной части. В озере водилось около 20 видов рыб, из которых 6 являлись родными — илийская (Schizothorax pseudoksaiensis) и балхашская (S. argentatus) маринки, балхашский окунь (Perca schrenkii), пятнистый (Nemachilus strauchi) и одноцветный губач (N. labiatus) и балхашский гольян (Phoxinus poljakowi), а остальные — интродуцированными: сазан, шип, восточный лещ (Abramis brama orientalis), аральский усач (Barbus brachycephalus), сибирский елец, карп, линь, судак, сом, осман, серебряный карась и другие. Основными промысловыми рыбами являлись сазан, судак, жерех и лещ.

Камыш, обильно росший на южном берегу озера, особенно в районе дельты Или, служил отличным прибежищем для птиц и животных. Изменение гидрологического режима ниже Капчагайского водохранилища привело к деградации дельты Или — с 1970 года её площадь уменьшилась с 3046 км² до 1876 км², в результате чего сократились водно-болотные угодия и тугайные леса — места обитания птиц и зверей. Освоение земель, применение пестицидов, перевыпас скота и вырубки камыша также повлияли на биоразнообразие бассейна. Из 342 видов позвоночных 22 занесены в Красную книгу Казахстана. В лесах дельты до середины XX века водился туранский тигр, который питался обитавшими там кабанами. В низовьях Или в 1940-х годах усилиями А. А. Слудского была акклиматизирована завезённая из Канады ондатра. Богатые крахмалом корневища рогоза стали для неё хорошим кормом, однако за последние годы в связи с постоянными зимними паводками, которые возникают в результате сбросов из Капчагая, и вырубкой камыша места обитания ондатры разрушены и полностью прекращён её промысел, доходивший ранее до 1 млн зверьков в год.

Балхаш относится к ареалу больших бакланов, чирков, фазанов, беркутов и белых цапель. Из 120 видов птиц в Красную книгу попали 12, в том числе розовый и кудрявый пеликаны, колпица, лебедь-кликун и орлан-белохвост.

Каркаралы - (каз. Қарқаралы́ мемлекетті́к ұлтты́қ табиғи́ паркі́) — национальный парк Казахстана, расположенный в Карагандинской области. Входит в число особо охраняемых природных территорий Казахстана. Природоохранная ценность региона обусловлена исключительным для Центрального Казахстана разнообразием ландшафтов.

Организован постановлением Правительства РК за № 212 от 1 декабря 1998 года. Постановлением Правительства Республики Казахстан «О некоторых вопросах отдельных особо охраняемых природных территорий Карагандинской области» от 6 февраля 2009 года № 122 территория парка была расширена с 90 323 га до 112 120 га.

Основные лесообразующие породы: сосна, берёза, осина, ива, можжевельник. Особенностью флоры является большое наличие реликтовых растений ледникового периода, редких и исчезающих видов растений — 66 видов.

Растения занесённые в Красную книгу: барбарис Каркаралинский, мох сфагнум.

2 вида амфибий, 6 видов рептилий, 40 видов млекопитающих и около 114 видов птиц.

Климат Каркаралинского национального парка более умеренный, чем на окружающей территории. Средняя годовая температура воздуха — 2 градуса тепла. В июле она составляет в среднем +18, +20 градусов, в январе −12, −15 градусов.

Баянауыл -  посёлок расположен возле озера Сабындыколь у подножия Баянаульских гор.
Окрестности Баянаула — климатическая курортная местность, с 1985 объявлены Баянаульским национальным парком. Жемчужины парка — озёра Жасыбай и Торайгыр. В государственном национальном парке создана турбаза, действуют дома отдыха и детские здравницы, в которых ежегодно отдыхают более ста тысяч казахстанцев.

Баянаульские горы с запада на восток тянутся на 40-50 км, с севера на юг — на 20-25 км. Самая высокая точка — гора Акбет достигает 1026 м. Горно — лесной оазис, занимающий площадь 450 км², привлекает туристов причудливыми скалами (Баба — Яга, Голубь, Булка, Лошадиная Голова, Каменные Перины), красивейшими озёрами Сабындыколь (Площадь 7,4 км²) и Жасыбай (Площадь 4 км²), пещерами (Аулиетас, длина 22 м) и гротами (Драверта — с наскальными рисунками, Кувшин — с водопадом высотой. 3 м), отвесными узкими ущельями.

Станица Баян-Аул была основана в 1826 году казаками. Первым атаманом станицы был Николай Потанин, отец будущего известного географа, этнографа, учёного и путешественника Григория Потанина.

В 1833 году приказом правительства был образован Баянаульский внешний округ в составе Омской области. Старшим султаном в округе был избран бий Чон Эдигин.

В 1838 году округ был упразднён, территория вошла в Семипалатинскую область.

В 1854 году вновь был образован Баянаульский округ в составе Области Сибирских Киргизов.

В 1868 году округ был упразднён. Баянаул вошёл в состав Семипалатинской области.

В Баянаульском районе родились: первый казахский академик Каныш Сатпаев, крупнейший ученый-энергетик Казахстана Шафик Чокин, философ и литератор Машхур Жусуп Копеев, первый казахский кинорежиссёр Шакен Айманов. С четырёх лет здесь жил казахский поэт Султанмахмут Торайгыров, в честь которого впоследствии было названо озеро Торайгыр.

Помимо приоритетных курортных зон и рекреационных зон, на территории Казахстана очень много заповедных и туристически привлекательных зон например озеро Каинды, урочище Алмарасан, Чунжа, река Или, Чарынский каньон и конечно же знаменитый на весь мир высокогорный каток Медеу.

Каинды -  (каз. Қайыңды; в специальной топонимической литературе — Кайнды) — озеро в Казахстане, популярное место туризма в одном из ущелий Кунгей Алатау. Несмотря на низкую температуру воды, озеро Каинды пользуется успехом у любителей дайвинга. Главная достопримечательность озера это ели, поднимающиеся прямо из воды. Озеро часто называется «мертвым» - в нем не водится рыба. Максимальная глубина водоема на 2014 г. - 21 метр.
В переводе с казахского «Каинды» означает «изобилующее березами». Озеро назвали Каинды из-за большой березовой рощи, которая расположена в пяти километрах от него.

Озеро образовалось в результате землетрясения в 1910 году. В 1980-е годы площадь озера уменьшилась после прохождения селевого паводка. В феврале 2007 был принят указ о создании национального парка, к территории которого относится и озеро Каинды.
Форель водится в речке, ниже озера. Летом средняя температура воздуха доходит до отметки +23 градуса, а воды +6. Озеро находится среди хвойного леса на высоте 2 000 метров над уровнем моря в одном из ущелий Кунгей Алатау. Длина озера около 400 метров. Глубина его почти 30 метров. Озеро окружено осыпными каменистыми склонами и крутыми скалами. Выше озера — скальный тупик.

Алма-Арасан -  живописное горное ущелье, находится на юго-западе Алма-Аты. Расположено на высоте 1780 м на северном склоне Заилийского Алатау.
Характеризуется горно-луговым ландшафтом и расчлененным рельефом. Широко распространены граниты, гранодиориты. В окрестности ущелья растут еловый лес, разнообразные травы и кустарники (малина, жимолость, шиповник, боярышник). Климат в ущелье — горный, много безоблачных дней. Через ущелье протекает левый приток Большой Алматинки, река Проходная. В ущелье на поверхность выходят известные Алма-Арасанские термально-радоновые серные источники. На склонах реки Проходной, в 1931 году были зафиксированы 16 источников, на базе которых в том же году был основан одноименный бальнеологический курорт Алма-Арасан. За последние годы, большая часть источников исчезла.
Формально ущелье относится к Иле-Алатауский национальный парку, однако в мае 2011 года, с целью легализации незаконно построенных строений (коттеджи, кафе и.т.д.), от парка отчуждено и присоединено к территории города Алматы 707,66 га включая ущелье Алма-Арасан и Большое Алматинское озеро.

Или(река) -  (каз. Іле, уйг. Или, кит. 伊犁河) — река в Китае (Или-Казахский автономный округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе) и в Алматинской области Казахстана, крупнейшая река области и одна из крупнейших рек республики.
Берёт начало на Тянь-Шане в КНР на высоте 3 540 м. Исток реки находится в месте слияния рек Кунгес и Текес[1]. Длина — 1 439 км, из которых 815 км (56,6%) на территории Казахстана, где является одной из крупнейших рек. Впадает в западную часть озера Балхаш, сильно опресняя его. Высочайшей вершиной долины Или является гора высотой 6 350 м в ущелье Агиаз на территории Китая.
При впадении образует обширную дельту с несколькими постоянными рукавами: Жидели, Топар, множеством небольших озёр и затонов. По правую сторону от современной реки пролегают многочисленные древние русла Или, крупнейшее из которых — Жанатас. Расположена в пустыне. В дельте находится населённый пункт Куйган. Дельта Или (как и озеро Балхаш) находится на равнине.
Наиболее крупные притоки реки: Курты, Каскелен, Талгар, Турген, Чилик (Шелек), Чарын, Хоргос, Каш, Кюнес, Кёксу, Агиаз, Музарт, Баянкол. Реки и ручьи, стекающие с южного склона хребта Джунгарский Алатау (Борохудзир, Усек с притоками Чижин, Бурхан и Тышкан) русла Или не достигают так как они разбираются на орошение и/или теряются в своих полузаболоченных конусах выноса. Исключение составляет лишь приграничная река Хоргос.
Ещё в начале XX века река была оживлённой дорогой из западного Китая. Сегодня она популярна среди любителей приключенческого туризма, особенно сплавами на плотах по Или до Балхаша. С юга в Или впадает река Чарын, знаменитая своим каньоном. Недалеко от впадения Чарына на берегу Или находится знаменитая песчаная гора — Поющий бархан, а ниже Капчагайской плотины (по течению) известное среди скалолазов урочище Тамгалы-Тас (Писаные скалы). На правом берегу Или выше Капчагайского водохранилища расположен Национальный природный парк Алтын-Эмель, где ныне разводят куланов и лошадь Пржевальского.
На реке Или в 1729 году произошло сражение казахов и джунгаров.
Из-за низкого уровня долины воды среднего течения Или было зачастую трудно использовать для орошения, в связи с чем в период 1965—1970 годах у городка Илийск на трассе Алма-Ата — Талдыкорган была построена плотина Капчагайской ГЭС, образовавшая Капчагайское водохранилище (в 70 км от Алма-Ата). А городок был переименован в Капчагай. Ниже Капчагайского водохранилища в 2004 году, был снят фильм Кочевник.
В настоящее время Китай строит канал от реки Или до западной части Таримской котловины.

Чунжа(горячие источники) - село в Казахстане, центр Уйгурского района Алматинской области.
Расстояние до областного центра — города Талдыкорган — 346 км[1], до города Алма-Аты — 243 км. В Чундже находится Чунджинский пограничный отряд, ранее в.ч. 2534.
В окрестностях — памятник природы государственного значения реликтовая роща ясеня согдийского, а также горячие радоновые источники (в 50 км к востоку).
находится в Алматинской области на расстоянии около 250км от Алматы или 350км от Талдыкургана и известна в основном своими горячими источниками. Хотелось бы отметить, что в Чундже есть несколько видов горячих источников, они различаются по температуре, каждый сможет найти горячий источник с комфортной для него температурой.
Вода в горячих источниках - радоновая и обладает полезными лечебными свойствами, что обеспечивает Чундже постоянный приток туристов. Купание в них позволит Вам укрепить свое здоровье, поскольку вода в них минералами и минеральными соединениями, имеющими оздоровительный и лечебный эффект.
Примечание: Горячие источники лечат широкий спектр заболеваний, однако имеются и противопоказания, список представлен ниже, однако рекомендуем проконсультироваться с нашими специалистами.
Недалеко от горячих источников находится Чарынская Ясеневая Роща, она располагается на территории Национального Парка (Чарынского) и является памятником природы. Площадь Ясеневой рощи просто огромна – чуть меньше 5000 га, там природа сохранилась в нетронутом виде и очаровывает своей красотой и первозданностью.
Также рекомендуем посетить еще одну достопримечательность находящуюся недалеко от Чунджы, в Чарынском Национальном Парке – Чарынский каньон. Чарынский каньон - тянется на расстоянии больше 150 км вдоль реки Чарын, но самым популярным местом посещения туристов является “Долина За́мков” длиною 2 километра и шириною от 20 до 80 метров. Несмотря на большой размер каньона, его нельзя назвать однообразным и Вы не потратите время зря, если поедете экскурсию.
Поскольку ландшафт постоянно меняется, протянувшийся на 154 км каньон вдоль реки Чарын в Казахстане. Каньон располагается в 195 км восточнее Алма-Аты, недалеко от границы с Китаем. Каньон входит в территорию Чарынского национального парка, образованного 23 февраля 2004 года.
Чарынский каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет. Высота отвесных гор каньона достигает 150—300 м.
Наиболее интересным местом для туристов является так называемая Долина за́мков, длина которой составляет около 2 км, ширина — 20-80 м.
В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. С 1964 года Ясеневая роща объявлена Памятником природы. Также огромный интерес представляет и туранговая роща — роща азиатского тополя.
Ландшафтное разнообразие Чарынского каньона обуславливает многообразие флоры и фауны. Здесь произрастает более 1500 видов растений, 17 из которых занесены в Красную книгу Казахстана и 62 вида млекопитающих, 103 вида гнездящихся птиц, 25 видов рептилий.
Лучшее время для посещения Чарынского каньона – весна (конец марта – май) и осень, когда там не очень жарко (летом температура достигает +36), но если вы не боитесь жары – можно отправиться на экскурсию и летом.

 

Экскурсии (туры) на Чарынский каньон из Алматы относятся к категории – туры выходного дня. Купить тур выходного дня на Чарынский каньон можно в турфирмах в Алматы.
Медео - (каз. Медеу — поддержка; опора) — высокогорный спортивный комплекс, расположенный в высокогорном урочище Медео на высоте 1691 метр над уровнем моря, вблизи «южной столицы» Казахстана — Алма-Аты, чуть ниже горного курорта «Чимбулак».
Медеу -  крупнейший в мире высокогорный комплекс для зимних видов спорта с самой большой площадью искусственного ледового поля — 10,5 тыс. кв. м. Высокогорье и чистейшая горная вода для заливки льда способствуют достижению высоких результатов в конькобежном спорте, за всё время здесь было установлено свыше 200 мировых рекордов на всех дистанциях среди мужчин и женщин. Алматинский каток был прозван «фабрикой рекордов» .
Урочище «Медеу», а также одноименный спортивный комплекс, названы в честь волостного третьего аула Медеу Пусурманова Малоалматинской волости Верненского уезда Семиреченской области. Название «Медео» в русском варианте закрепилось за урочищем в 1920 году с легкой руки комиссара и писателя Д. А. Фурманова. Именно он отдал приказ об открытии в урочище первой зоны отдыха «с кумысолечебницей в здании бывшей Лесной школы на Медео». Речь идет о домах Медеу, которые к этому времени функционировали как Лесная школа.
Первоначально строительство «фабрики спортивных рекордов» началось осенью 1949 года, а первые официальные Всесоюзные соревнования состоялись 4 февраля—5 февраля 1951 года. В период с 1951—1970 годы на месте будущего спорткомплекса функционировал каток с естественным льдом. В 1970 годах принято решение построить высокогорный спортивный комплекс с искусственным льдом. Стоимость проекта оценивалась в 8,4 миллиона рублей. В то время как из республиканского бюджета можно было выделить на строительство только 3 миллиона, пришлось утверждать проект на союзном уровне, месяцами проводя консультации в Москве. В результате, со скорейшим выделением средств помог лично руководитель республики, Динмухамед Кунаев, позвонивший Л. И. Брежневу. Строительство катка «Медеу» было объявлено ударной комсомольской стройкой, в ней участвовало более 1300 человек. Автомобильную дорогу на Медеу в трудных условиях высокогорья строил личный состав 146-й отдельной дорожно-строительной бригады дорожных войск ВС СССР.
В 1972 году на его месте был построен высокогорный спортивный комплекс с искусственным льдом. 28 декабря 1972 года состоялось торжественное открытие катка. Стадион и трибуны были построены из бетона. Высокая сейсмичность этого региона внесла свои коррективы — конструкция сделана монолитной, с устойчивым фасадом. Площадь ледового поля составила 10,5 тысяч кв. м. Многослойное поле состоит из материалов 20 наименований. Завершает его железобетонная плита, в которой было проложено 170 км труб с хладоносителем. Мощность холодильных установок составляла 6,5 млн ккал/час, и позволяла держать лед 8 месяцев в году, а конькобежных дорожек — круглый год. Для освещения ледовой арены на 8 мачтах установлены 1600 прожекторов. Количество посадочных мест на трибунах после строительства составляло 12,5 тысяч мест. 16 августа 1973 года «Медеу» посетил Л. И. Брежнев, который с удовольствием посмотрел показательные выступления советских фигуристов. Авторская группа — архитекторы и инженеры удостоены в 1975 году Государственной премии СССР.
С сентября 2001 года по декабрь 2002 года проведена реконструкция, была установлена новая холодильная установка финской компании BG International, уложено 140 км трубопроводов, залито новое бетонное тело поля. Полная стоимость реконструкции Медеу составила $5 млн. По поручению президента РК Нурсултана Назарбаева $3 млн были выделены из республиканского бюджета. Ещё $2 млн выделил муниципальный бюджет.
С 2008 года по декабрь 2009 в преддверие Азиады проводилась очередная реконструкция. Стоимость этой реконструкции катка «Медеу» оценена в 19,4 млрд тенге. Стадион «Медеу» и горнолыжная база «Чимбулак» подверглись серьёзному переоборудованию в ходе подготовки к зимней Азиаде-2011.
На стадионе в ходе реконструкции заменена большая часть инженерно-технических систем. Появилась новая холодильная станция для охлаждения льда. Претерпела изменения система визуализации (электронное табло и фотофиниш), освещения и озвучивания. Установлено новое мультимедийное табло площадью 200 м² от компании «Billboard Video» (США), позволяющее отражать результаты спортивных игр, транслировать телепрограммы, тематические и рекламные ролики. Реконструированы медико-восстановительный и пресс-центры, площадь в гостиничном комплексе увеличена на 400 мест. Построен фитнес-центр на 3400 кв. м. На ледовой арене катка одновременно могут кататься от 2 до 3 тысяч человек.
В ходе реконструкции 2010 года количество посадочных мест на зрительных трибунах было сокращено до 8100 человек, тогда как изначально количество посадочных мест на катке составляло 12,5 тысяч мест. Также изначально на катке было 170 км труб с хладоносителем, но после реконструкции уменьшено до 140 км.
Президент Республики Казахстан всегда придавал огромное значение развитию туризма в нашей республики: «Это принятый, по моему поручению, новый закон «О государственной поддержке индустриально - инновационной деятельности».
На его основе надо наращивать инновационный потенциал взаимодействия государства, бизнеса и науки.
Поручаю Правительству разработать законопроект, предусматривающий внедрение новых форм государственно - частного партнерства.
Одним из важных вопросов текущего развития является диверсификация потоков прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана.
Их нужно направлять в перспективные отрасли, например, сферу туризма.
В развитых странах на долю туристического кластера приходится до 10-ти процентов ВВП.
У нас - менее 1 процента.
Надо изучить в целом по стране точки роста туризма, их немало.
В связи с этим важным проектом должно стать развитие горнолыжных курортов мирового уровня близ Алматы.
Эксперты считают, что один турист, который посещают горнолыжный курорт, тратит в 6 раз больше, чем во время поездки на море. Это очень выгодно для государства.
Поручаю Правительству разработать системный План развития этой уникальной зоны, а также Бурабайской курортной зоны в Акмолинской области.
Как вы знаете, моя особая забота – это укрепление делового и инвестиционного климата.
В Казахстане успешно реализуется «Дорожная карта бизнеса - 2020».
Уже многие казахстанцы убедились в ее эффективности.
Поручаю Правительству внести в неё изменения, касающиеся дополнительных мер поддержки начинающих и молодых бизнесменов, внедряющих инновации.
Сегодня надо продолжать работу по декриминализации финансово-экономических правонарушений, в том числе налоговых.
Таможенному и налоговому комитетам, финансовой полиции надо быть последовательными в своих действиях, применении правовых норм, в том числе в вопросе о двойном налогообложении.
Защита прав и поддержка отечественных и иностранных инвесторов, предсказуемость законодательства и транспарентность должны стать основой делового инвестиционного климата в Казахстане.
Я настоятельно требую, чтобы наши чиновники всячески содействовали инвесторам, а не чинили препятствия.
Мы должны укреплять механизм проведения регулярных консультаций с отечественными и иностранными инвесторами в процессе разработки проектов нормативных правовых актов.
Надо создать Национальные контактные центры по разработке и реализации стратегий стимулирования соблюдения предприятиями принципов ответственного ведения бизнеса.
В 2012 году должны завершиться переговоры о вступлении Казахстана в ВТО.
Это на порядок повысит инвестиционную привлекательность нашей экономики.»
Для реализации проектов по развитию туризма в текущем году будет разработан План обеспечения транспортной доступности и инженерной инфраструктуры туристских объектов, а также их продвижения на внутреннем и внешнем рынках.

Как отметил президент республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев от 11 ноября 2014 года. «Только за счёт строительства дорог будут созданы новые 200 тысяч рабочих мест. А это означает занятость и рост доходов населения. «Нұрлы Жол» произведёт мультипликативный эффект и на другие отрасли экономики:  производство цемента, металла, техники,  битума, оборудования и сопутствующих услуг. Дороги - это линии жизни для Казахстана. В наших необъятных просторах вокруг дорог всегда возникала и развивалась жизнь. Мы обязаны создать такую транспортную сеть, чтобы от Астаны во все стороны расходились автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали. Как от сердца - артерии. Как от солнца - лучи.

Новые магистрали, которые построят казахстанцы, обновят нашу экономику и общество. Они накрепко свяжут все уголки нашей страны с центром. Ускорятся и увеличатся грузопотоки. Возрастут объёмы транзита через страну. Наши граждане будут ездить по современным и качественным автомагистралям, смогут безопасно и быстро добираться в любой регион. Улучшится социальная инфраструктура, новые и современные школы и больницы будут оказывать высококачественные услуги. В итоге это отразится на благосостоянии и качестве жизни каждого казахстанца. А самое главное - всё это останется на нашей земле как  богатство наших будущих поколений.»

В рамках данного плана будут проработаны механизмы реализации и источники финансирования конкретных проектов инфраструктуры туризма, в том числе за счет средств республиканского и местного бюджетов.

Как и сказал Президент Республики Казахстан 11 ноября 2014 года «Отдельное направление - инфраструктура для туризма. Главным её преимуществом является возможность создания большего числа рабочих мест. Здесь создание одного рабочего места обходится в 10 раз дешевле, чем в промышленности.»

Также, в целях дальнейшего институционального развития сферы туризма будут проработаны следующие меры:

расширение перечня стран по безвизовому въезду в Казахстан. Можно проработать вопрос введения безвизового режима в отношении стран ОЭСР. Согласно данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), такие меры позволят увеличить въездной туризм до 30%. К примеру, соседний Кыргызстан в 2012 году ввел безвизовый режим для 44 стран, что увеличило въездной туризм в страну на 64%. В Грузии безвизовый режим действует для граждан 94 государств;

внедрение 72-часовых транзитных виз в международных аэропортах страны, например, в аэропортах городов-хабов. Данная мера широко применяется в мире и позволяет использовать транзитный потенциал страны в туристских целях;

снижения административных барьеров в сфере туризма;

повышения инвестиционной привлекательности объектов туризма.

Развитие энергетической инфраструктуры

Важнейшей задачей укрепления единой системы энергообеспечения страны является развитие системообразующей национальной электрической сети (НЭС).

В целях повышения надежности электроснабжения Восточно-Казахстанского и Алматинского регионов и усиления транзита в направлении «Север-Юг» АО «KEGOC» реализуется проект «Строительство транзита 500 кВ Север-Восток-Юг».

Акционерное общество «KEGOC» занимается реализацией проектов и основных направлений которые указал Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев, начиная с 1997 года.  «Акционерное общество »Казахстанская компания по управлению электрическими сетями  (Kazakhstan Electricity Grid Operating Company) «KEGOC» создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 1996 года № 1188 «О некоторых мерах по структурной перестройке управления энергетической системой Республики Казахстан".

«Все развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии.

Уже к 2050 году их применение позволит генерировать до 50% всей потребляемой энергии.

Очевидно, что постепенно подходит к своему концу эпоха углеводородной экономики. Наступает новая эра, в которой человеческая жизнедеятельность будет основываться не только и не столько на нефти и газе, сколько на возобновляемых источниках энергии.

Казахстан является одним из ключевых элементов глобальной энергетической безопасности.

Наша страна, обладающая крупными запасами нефти и газа мирового уровня, ни на шаг не будет отступать от своей политикинадежного стратегического партнерства и взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере.» из послания президента Республики  Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева от 14 декабря 2012 года.

Дата первичной регистрации АО «KEGOC» - 11 июля 1997 года.

Учредителем АО «KEGOC» является Правительство Республики Казахстан.

Уставный фонд АО «KEGOC» был сформирован путем передачи имущества РГП «НЭС »Kазахстанэнерго" согласно перечню, определенному вышеуказанным постановлением.

Национальная электрическая сеть обеспечивает передачу электрической энергии от энергопроизводителей, имеющих схему выдачи электроэнергии непосредственно в Национальную электрическую сеть до оптовых потребителей, подключенных к этой сети (распределительные электросетевые компании, крупные потребители).

Постановлением Правительства от 09.06.2014 г. № 630 АО «KEGOC» определено Системным оператором, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об электроэнергетике» осуществляющим следующие функции:

1) оказание системных услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети в соответствии с договором, обеспечивает ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

2) оказание системных услуг по технической диспетчеризации, осуществляя централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан в соответствии с договором, включая составление фактических балансов и формирование суточного графика производства-потребления электрической энергии;

3) обеспечение надежности работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

4) оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии;

5) осуществление финансового урегулирования дисбалансов электрической энергии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

6) определение объема, структуры, распределения резервов мощности между энергопроизводящими организациями и задействование резервов мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

7) осуществление организации функционирования балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени и рынка системных и вспомогательных услуг;

8) взаимодействие с энергосистемами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов параллельной работы;

9) осуществление технического и методического руководства по созданию единой информационной системы, автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии, сопряженных устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики всех субъектов оптового рынка электрической энергии;

10) обеспечение равных условий для доступа субъектов оптового рынка электрической энергии к национальной электрической сети;

11) обеспечение участников оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан информацией, не затрагивающей сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

12) согласование вывода в ремонт основного оборудования электростанций, подстанций, линий электропередачи, устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, систем технологического управления и обеспечения их готовности к работе;

13) участие в разработке режимов работы гидроэлектростанций с учетом их водно-хозяйственных балансов и режимов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

15) осуществление разработки прогнозных балансов электрической энергии и мощности;

16) заключение договора о покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности генерирующих установок, вновь вводимых в эксплуатацию, с победителем тендера по цене, в объеме и на сроки, определенные уполномоченным органом;

17) осуществление иных функций, предусмотренных указанным Законом и законодательством Республики Казахстан в области поддержки использования возобновляемых источников энергии.

Оптовый рынок электроэнергии — это система свободных взаимоотношений купли-продажи и передачи электроэнергии на договорной основе между его субъектами, в роли которых выступают энергопроизводящие организации, Национальная система передачи электроэнергии, региональные передающие и распределительные электрические сети, оптовые потребители, а также другие организации, находящиеся под централизованным оперативно-диспетчерским управлением и позволяющая обеспечить равноправный доступ всем субъектам к предлагаемым товарам и услугам.

В настоящее время АО «KEGOC» имеет следующие лицензии на занятие видами деятельности:

1)  связанной со строительно-монтажными работами (номер государственной лицензии ГСЛ № 0001816 от 07.09.2006г. и приложение к лицензии ГСЛ от 08.12.2014г.);

2) связанной с покупкой электрической энергии в целях энергоснабжения (номер государственной лицензии №15005114 от 17.03.2015г. лицензиар - Департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по г. Астана МНЭ РК, срок действия - генеральная)

3) связанной с оборотом прекурсоров (номер государственной лицензии 14018616 от 10.12.2011г. и номер приложения к лицензиям № 001 от 10.12.2014г., № 002 от 10.12.2014г.).

Это позволит связать энергообеспечение северного, восточного и южного регионов страны, снизить зависимость от внешних поставщиков и эффективно перераспределять энергию в случае дефицита, кроме того, положительно отразится на стоимости электричества, что, в свою очередь, скажется на снижении стоимости товаров, работ и услуг в экономике.

Данный проект будет осуществлен в два этапа:

1) 1-й этап - строительство линии электропередачи напряжением 500 кВ в направлении Восточно-Казахстанской области от ПС Экибастузская через ПС Семей до ПС Усть-Каменогорская. Место реализации проекта - Павлодарская и Восточно-Казахстанская области Республики Казахстан. Срок реализации проекта 2011 - 2017 гг.;

2) 2-й этап - строительство линии электропередачи напряжением 500 кВ Семей - Актогай - Талдыкорган - Алма. Место реализации проекта - Восточно-Казахстанская и Алматинская области Республики Казахстан. Срок реализации проекта 2012-2018 годы.

С вводом транзита 500 кВ Север-Восток-Юг допустимый переток по линиям электропередачи между севером и югом Казахстана составит около 2100 МВт (порядка 14 млрд. кВт*ч в год).

В результате реализации проекта «Строительство транзита 500 кВ Север-Восток-Юг» ожидаются:

увеличение транзитного потенциала НЭС в направлении Север-Юг Казахстана с 1350 МВт до 2100 МВт (прирост 750 МВт), усиление связи восточной зоны с ЕЭС Казахстана;

создание условий для электрификации участков железной дороги (Актогай - Мойынты, Актогай - Алматы, Актогай - Достык);

создание условий для развития приграничных территорий и увеличение освоения потенциала возобновляемой энергии (Джунгарские ворота и др.).

Строительство новых высоковольтных линий обеспечит условия для электроснабжения перспективной нагрузки Актогайского ГОК и других предприятий промышленности.

На период строительства высоковольтной линии (далее - BЛ) «Экибастуз - Семей - Усть-Каменогорск» будут созданы 747 рабочих мест, на период эксплуатации - 32 рабочих места. На период строительства BЛ «Семей - Актогай - Талдыкорган - Алма» будут созданы 1114 рабочих мест, на период эксплуатации - 65 рабочих мест.

 

Все материалы взяты из открытых источников( Ак Орда, Послание президента)

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×