Текст интервью президента Казахстана китайским СМИ
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на днях дал интервью агентству Синьхуа и другим китайским СМИ перед предстоящим саммитом «Большой двадцатки», который пройдет с 4 по 5 сентября в китайском городе Ханчжоу. В интервью он рассказал о значении проведения «Большой двадцатки» в Ханчжоу, темах предстоящего саммита, своем видении мировой экономической ситуации, а также казахстанско-китайском взаимовыгодном сотрудничестве в разных сферах. Ниже следует полный текст интервью.
– Какие, по вашему мнению, цели преследует саммит G20 в Ханчжоу, какие ключевые вопросы будут обсуждаться? Какие действия должны предпринять участвующие в мероприятии страны, чтобы преодолеть трудности и достичь консенсуса?
– В этом году Казахстан примет участие в саммите G20 благодаря приглашению председателя КНР Си Цзиньпина. Это большая честь для нас, и мы признательны китайской стороне за такую возможность.
Изначально саммит создавался для преодоления мирового финансового кризиса 2008 года. В настоящее время «Большая двадцатка» рассматривается как важнейший механизм решения глобальных экономических проблем, координации макроэкономической политики государств-участников, реформирования мировой финансовой архитектуры.
Учитывая рост неопределенности в мировой геополитике и финансах и в прошлом, и в нынешнем году, G20 вновь предстоит продемонстрировать свои возможности объединения лидирующих стран, чтобы подтвердить стабильность мировой экономики.
Будучи председателем саммита, Китай делает основную ставку на инновации, новую индустриальную революцию и цифровую экономику. Казахстан полностью поддерживает подобный выбор. В настоящее время наша страна реализует вторую пятилетку программы индустриально-инновационного развития, недавно создано Министерство информации и связи, которое активно занимается вопросами цифровой экономики.
В рамках саммита речь также пойдет о таких важных задачах, как необходимость координации фискальных и монетарных политик, форсирование проведения структурных реформ.
Здесь хочу отметить, что Казахстан, несмотря на сложные экономические условия, начиная с 2015 года осуществляет структурные преобразования – «100 конкретных шагов». К сегодняшнему дню мы прошли большую часть пути на этом направлении.
Кроме того, в ходе саммита будут обсуждаться вопросы деятельности МВФ, создания глобальных финансовых страховочных сетей. Это важный аспект, особенно для развивающихся рынков, так как высокая нестабильность обменных курсов национальных валют стран-экспортеров создает большие препятствия для торговли.
В Ханчжоу продолжится обсуждение вопросов устойчивого развития, инфраструктурных инвестиций, «зеленой экономики». Казахстан готовится к проведению в 2017 году в столице нашей страны Астане международной выставки «ЭКСПО», посвященной энергии будущего, поэтому мы приветствуем все решения по этим вопросам.
К сожалению, в современном мире политические факторы оказывают сильное давление на экономику. Эти опасения, к примеру, выражались МВФ во время весенних встреч в Вашингтоне. Считаю, что преодоление политических разногласий будет зависеть, в первую очередь, от способности и политической воли самих стран-лидеров.
В то же время мнение остальной части мирового сообщества тоже должно учитываться. В ходе саммита я намерен в своем выступлении затронуть данную проблематику и предложить вниманию стран-членов G20 и гостей форума ряд инициатив. Надеюсь, что благоразумие в международной политике возобладает, и мировое сообщество найдет в себе силы совместно решать насущные проблемы человечества.
– На сегодняшний день мировая экономика еще не полностью вышла из кризиса. На ваш взгляд, в чем заключается ее проблема, и что может придать импульс развитию?
– Полагаю, что проблемы нельзя сводить к кризисным проявлениям на отдельных рынках, финансовых или товарных. На самом деле речь идет о серьезных дисбалансах в мировой финансово-экономической системе.
В распоряжении правительств и центральных банков остается все меньше рычагов для стимулирования деловой активности. Это вынуждает их прибегать к протекционизму, однако такой путь является тупиковым.
Обостряется и приобретает новые формы конкурентная борьба за международные рынки сбыта и инвестиции. Это очевидно на примере нефтяной отрасли, когда экспортеры предпочитают не сбавлять объемы, чтобы удержать свою долю рынка, невзирая на низкие цены.
Капитал «мигрирует» из развивающихся рынков, его чистый отток за прошлый год превысил 750 миллиардов долларов. В то же время, перетекая в развитые страны, он не обеспечивает дополнительного экономического роста, тем самым сокращая совокупный спрос в мире.
Дефицит капитала усугубляется недостаточным продвижением структурных реформ в развивающихся странах, которые отстают в создании эффективной рыночной инфраструктуры.
Развитые страны задают тренд перехода к новому технологическому укладу - от «экономики ресурсов» к «экономике знаний и инноваций». Однако большинство развивающихся стран не готовы к новым условиям, не обладая внутренним потенциалом для роста. И это, по моему мнению, фундаментальный вызов для устойчивости глобальной экономики.
В то же время кризис являет собой ту «развилку», на которой выбирается вектор дальнейшего развития. Полагаю, что стратегической траекторией должна стать «инклюзивная глобализация» – модель, при которой экономический рост должен трансформироваться в развитие каждой страны и повышение благосостояния каждого человека.
Для построения подобной модели видится необходимым рассмотреть следующие инициативы. В первую очередь, уделить особое внимание развитию человеческого капитала в развивающихся странах, на которые придется основной прирост населения в долгосрочной перспективе. Это необходимо, чтобы избежать усиления неравенства.
Прибыль, которая является результатом экономического роста, должна не выводиться в спекулятивные инструменты или безналоговые зоны, а вкладываться в развитие производства, образования, здравоохранения. Для этого требуется обеспечить соответствующие условия на международном уровне.
Вместе с тем, важно, чтобы каждая страна, не рассчитывая только на внешнюю конъюнктуру, занималась преобразованиями, которые приводили бы структуру экономики в соответствие с новым геоэкономическим ландшафтом.
Казахстан, со своей стороны, активно приступил к подобной модернизации, нацеливаясь на формирование современной мобильной экономической системы с доминирующим частным сектором, высоким уровнем доходов и качества человеческого капитала. Также создается адекватная среда, включая профессиональный и транспарентный государственный аппарат, обеспечение верховенства права, общественное единство.
Думаю, что если все страны будут двигаться по пути преобразований, обмениваясь опытом и используя плюсы интеграции, это станет залогом возрождения устойчивого глобального роста.
– С председателем КНР Си Цзиньпином Вы уже достигли консенсуса по сопряжению инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» с программой «Нурлы жол». Казахстан также участвует в управлении Азиатским банком инфраструктурных инвестиций. Какой опыт сотрудничества Китай и Казахстан могут продемонстрировать другим странам?
– Казахстан проводит работу по усилению торгово-экономического сотрудничества с Китаем, который является одной из крупнейших экономик мира, по целому комплексу направлений.
Наша страна поддержала инициативу Китая по созданию экономического пояса Шелкового пути, направленную на тесное сотрудничество в таких сферах, как экономика, торговля, транспорт, инвестиции, финансы и культура. Китайской стороной выделяются три основных маршрута, два из которых дополняют казахстанскую инфраструктурную программу «Нурлы жол»: из Китая через Центральную Азию, Россию в Европу /до Балтийского моря/ и из Китая через Центральную Азию, Западную Азию к Персидскому заливу, Средиземному морю.
В рамках программы «Нурлы жол» мы работаем над развитием своей инфраструктуры, выращивая мощный транспортно-логистический хаб Центральной Азии.
Сейчас в нашей стране реализуется 16 проектов, которые позволят увеличить эффективность транзитных перевозок по Казахстану. Это открывает новые транспортные возможности и для китайских компаний. Кроме того, на востоке страны, в специальной экономической зоне «Хоргос - Восточные ворота» открыта первая очередь «сухого порта» для приема и обработки транзитных грузов из Китая.
Использование уникального географического преимущества Синьцзяна, как важного «окна» для Китая на Западе, а также развитие транспортной инфраструктуры на востоке и западе Казахстана выстраивает возможность выхода Китая к странам Европы в рамках экономического пояса Шелкового пути.
Помимо транспорта, приоритетом нашего взаимодействия является промышленная сфера. Правительства наших стран сформировали программу переноса производственных мощностей из Китая в Казахстан. В ее основе лежит перечень проектов казахстанско-китайского сотрудничества в области индустриализации и инноваций.
На сегодняшний день данный перечень включает 51 проект на общую сумму свыше 26,2 млрд долларов в химической промышленности, горно-металлургическом секторе, машиностроении, инфраструктуре, энергетике, агропромышленном комплексе, легкой промышленности, нефтепереработке, производстве стройматериалов и информационных технологиях.
Из них 2 проекта уже запущены – модернизация установки производства порошкового полипропилена и производство легковых автомобилей.
Казахстан придает большое значение развитию современной инфраструктуры в Азии, поэтому мы с самого начала поддержали инициативу Китая по созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Наша республика одной из первых подписала статьи Соглашения АБИИ, а для их исполнения в феврале нынешнего года произвела первую оплату на подписанный капитал.
Примером успешного развития всестороннего стратегического партнерства является сотрудничество в сфере совместного использования и охраны водных ресурсов трансграничных рек.
Наши страны имеют богатый опыт сотрудничества в этой области. Действуют совместные комиссии по использованию и охране трансграничных рек, охране окружающей среды, функционирует совместный гидроузел «Достык» на реке Хоргос, проводятся работы по реконструкции и строительству гидротехнических обьектов на реках Сумбе и Улкен Уласты. Ведется работа по подготовке Соглашения о вододелении, которое должно заложить прочную основу для устойчивого развития и сохранения единой экосистемы приграничных регионов.
Очередным шагом станет подписание в рамках моего визита в Китай Протокола о внесении дополнений в Соглашение между правительствами наших стран о создании Комитета по сотрудничеству РК-КНР от 17 мая 2004 года. Он предусматривает включение в состав данного Комитета казахстанско-китайской Комиссии по охране окружающей среды.
Таким образом, казахстанско-китайское сотрудничество отличается, во-первых, постоянным расширением сфер взаимодействия, которые уже охватывают все ключевые финансово-экономические направления. От реализации отдельных совместных проектов мы уже перешли к системному партнерству в экономике, что позволяет на порядок повышать эффективность взаимодействия, выстраивать его стратегию.
Во-вторых, другим трендом является постепенное смещение акцента в нашей совместной работе на перспективные высокотехнологичные отрасли, ориентированные на высокую добавленную стоимость.
Это позволяет учитывать и органично совмещать цели и задачи наших стран, обеспечивая восходящую динамику нашего сотрудничества. Думаю, именно такой подход мог бы служить примером взаимовыгодных экономических отношений для других стран и регионов.
Источник: nomad.su