Теологи и духовенство готовы к возвращению казахстанцев из Сирии
Тема возвращения в страну казахстанцев, пополнивших ряды сирийских боевиков, на сегодня стала одной из обсуждаемых среди теологов и представителей духовенства.
После заявления Верховного муфтия Сирии Ахмада Бадреддина Хассума о том, что боевики ИГИЛ в специальных лагерях тренируют несколько семей из Казахстана и намерены вернуть боевиков на родину, в стране всерьез задумались над этой проблемой. Депутаты мажилиса высказали мнение, что спецслужбам страны необходимо подготовиться к процессу возвращения последователей радикальных религиозных течений в страну. По информации спецслужб Казахстана, на стороне ИГИЛ (ДАИШ) воюют более 300 граждан Казахстана. И, по словам представителей духовенства и теологов, никто не может запретить им вернуться на родину.
«Не бывает людей без пороков, кто-то пошел на поводу у денег, кого-то убедили так, что он стал отвергать каноны традиционного ислама. Но, так или иначе, мы должны бороться за каждого нашего соотечественника, по каким-либо причинам оказавшегося в этой ситуации. Здесь предстоит огромная работа как для духовенства, ученых-теологов, так и для правоохранительных органов. Мы должны вернуть «сбившихся» с жизненного пути граждан в свое общество при том условии, что они будут подчиняться законам нашего общества. Огромная роль в реабилитации будет лежать на семье, родителях и близких. Все имамы-представители ДУМК Казахстана готовы бороться за каждого казахстанца через правильное преподавание обучения канонам традиционного ислама. Ведь в сети деструктивных течений попадают в основном духовно опустошенные люди», – считает наиб-имам мечети «Хазрет Султан» Куат Ергалиулы.
Теолог, религиовед Жалгас Сандыбаев поддерживает мнение представителя духовенства.
«Конечно, наши соотечественники, уехавшие в Сирию, в большинстве своем – «сбившиеся с пути» люди. Казахстан – их родина, и никто не имеет права запретить им вернуться на родину. Необходимо с ними проводить религиозную, культурно-разъяснительную работу. И начинать этот процесс нужно с малых лет. Раньше при приеме в медресе в первую очередь обращали внимание на воспитание ребенка. Когда-то я задавался вопросом: почему на это обращают внимание, он же пришел получать знания? Тогда ученые теологи поясняли мне, что воспитание – это первоочередное. Я думаю, так называемые «вербовщики», воспользовавшись «духовной пустотой» наших граждан, навязывали им свою идеологию. Возможно, кто-то ошибочно воспринимал это с точки зрения помощи «мусульманскому миру», – говорит редактор портала e-islam.kz.
У руководства комитета по делам религий Министерства культуры РК свое видение решения этой проблемы.
«У нас есть закон, в соответствии с которым каждый гражданин, который принимал участие в боевых действиях за пределами страны, будет привлечен к ответственности. Речь идет о том, что в любом случае те люди, которые возвращаются, будут проходить проверку на предмет того, насколько они принимали участие в боевых действиях. И по результатам расследований будет приниматься решение. Что касается людей, которые смогут доказать, что ни в каких боевых действиях участие не принимали, к ним будут приняты другие меры. Каждый понесет наказание по заслугам. Я хочу отметить, что все осужденные за религиозный экстремизм и терроризм находятся под контролем государственных органов, с ними проводится каждодневная индивидуальная работа лучшими теологами-экспертами в закрытых учреждениях. Для этого создан реабилитационный республиканский центр «Акниет», и он работает с осужденными по их реабилитации, и все делается для того, чтобы они отказались от своих деструктивных идей. За каждым учреждением закреплены представители духовного управления мусульман Казахстана – имамы, которых специально обучают для того, чтобы они могли на постоянной основе наблюдать за ситуацией в каждом закрытом учреждении», – поделился своим мнением председатель Комитета по делам религий Галым Шойкин.
Он также подчеркнул, что тема растущего количества приверженцев нетрадиционных религиозных течений на сегодня актуальна для всех стран мира.
«Конечно, эта проблема общая для всех стран мира, и мы сегодня в рамках взаимодействия комиссий стран СНГ стараемся совершенствовать свою методику работы. В начале следующего года планируется пригласить в Казахстан ведущих европейских экспертов, которые занимаются реабилитацией пострадавших от деятельности деструктивных религиозных течений террористического характера, чтобы они могли поделиться опытом с нашими экспертами», – отметил он.
Теологи реабилитационного центра «Акниет» подчеркивают, что главными помощниками в возвращении наших сограждан из лона деструктивных религиозных течений должны стать родные и близкие «заблудшего» человека.
«Мы опираемся на общество и хотим, чтобы родители и родственники обращались в реабилитационные центры. Конечно, для возвращения казахстанцев, уехавших в Сирию, никаких препятствий не видим, чтобы они раскаялись и даже понесли заслуженное наказание, потому что надо понимать: если он оказался в Сирии, то как минимум какой-нибудь склад он сторожил. Пистолет или автомат в руках держал. Не надо быть наивными в этом отношении, если они приедут, я бы призвал быть готовыми и помочь такому человеку прийти с «явкой с повинной». Осознать, что они действительно виноваты, да, обмануты. Но незнание закона не освобождает от ответственности, да, они пройдут через колонию, но они же самосохранятся и будет им дана возможность благими делами для общества исправить свою ошибку. Ведь есть арабские страны, где гражданин, воевавший в Сирии, при пересечении границы без каких-либо шансов сразу же подвергается смертной казни. У нас такого нет, поэтому даже с религиозной точки зрения Аллах им дает шанс исправиться и искупить свою вину делами», – мотивирует заместитель директора ОФ «Реабилитационный центр «Акниет» Алибек Киманов.
По словам теолога, на сегодня из рядов радикальных исламистских религиозных течений удалось вернуть более 150 человек. В основном, это последователи местных «амиров». «Возвращенцев» из Сирии пока не так уж много.
Айнур Коскина