Топ-100 В случае полной реализации «Нурлы Жол» Казахстан серьезно диверсифицирует источники своего дохода
  • 20 сентября, 03:13
  • Астана
  • Weather icon +6
  • 478,93
  • 534,96
  • 5,16

В случае полной реализации «Нурлы Жол» Казахстан серьезно диверсифицирует источники своего дохода

Фото: etoday.kz

Казахстан инициировал масштабную программу по строительству транспортных сетей. Это не только позволит стране избежать рецессии, но и превратит ее в один из крупнейших транзитных хабов на всем пространстве Евразии, передает Expert Online.

Падение цен на нефть и негативные тенденции в мировой экономике и международных отношениях вынуждают правительства ряда стран принимать антикризисные программы. Не стали исключением и государства Евразийского экономического союза. Так, российский вариант, по всей видимости, будет опубликован во время обращения президента к федеральному собранию 3 декабря. Известно, что он будет исходить из сохранения неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на перспективу, а также сохранения геополитических рисков из-за продолжения конфликта между Россией и Западом по украинскому вопросу. Целью программы будет создание благоприятных условий для среднего и малого бизнеса с конечной целью доведения их вклада в ВВП страны до 50% к 2025 году.

В случае реализации негативного сценария в экономике правительство подготовило план сокращения расходов бюджета на 10% путем увеличения срока реализации ряда крупных проектов, однако утверждает, что не будет сокращать социальные расходы. В Минске также готовят свою программу. А в Астане она уже опубликована, и получила название «Нурлы Жол» («Светлая дорога»).

Основной смысл «Нурлы Жол» - масштабные инвестиции в транспортную и энергетическую инфраструктуру с целью превратить Казахстан в транспортный коридор между западом и востоком Евразии. В случае полной реализации программы Казахстан серьезно диверсифицирует источники своего дохода и снизит зависимость от колебаний мировых цен на нефть (сейчас критичной для Казахстана является стоимость в 70 долларов за баррель).

Пожалуй, самым амбициозным и перспективным элементом «Светлой дороги» являются планы по масштабному строительству новых дорог и реконструкции уже имеющихся. По словам Президента страны Нурсултана Назарбаева, столица Казахстана превратится в мощный логистический центр. От Астаны во все стороны будут расходиться качественные автомобильные, железнодорожные и авиационные магистрали.

В качестве ключевых инфраструктурных объектов Назарбаев назвал аэропорт г. Астана, автомобильные дороги между областными центрами, две магистральные линии электропередач, железнодорожную дорогу Боржакты - Ерсай и портовую инфраструктуру на Каспии. По расчетам главы государства, эти инфраструктурные проекты не только дадут импульс частной инициативе в сфере туризма и первичной обработки полезных ископаемых, но и создадут около 200 000 новых рабочих мест, а также обеспечат более тесную связь и эффективное взаимодействие между отдаленными регионами страны и центром.

Однако программа интенсивного дорожного строительства и реконструкции существующих путей сообщения связана не только с желанием Астаны преодолеть кризисные явления в экономике, подстегнуть развитие отдаленных регионов или укрепить единство страны. Поскольку Казахстан имеет важнейшее транзитное значение, эта программа укрепит торговые отношения с Россией, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном - но самое главное, с Китаем.

В Астане (как, впрочем, и в Москве) прекрасно видят нынешнюю динамику развития ситуации в Восточной Азии. Отношения между странами региона и заинтересованными внешними факторами (прежде всего США) становятся все более напряженными, локальные конфликты обостряются. Даже заключенные между США и Китаем на саммите АТЭС соглашения не снимают эту напряженность, а лишь вводят ее в некие «джентльменские рамки». Поэтому аналитики в ближайшее время ожидают обострения ряда территориальных споров в Южно-Китайском и Восточно-Китайском море, что делает существующие морские пути торговли между Восточной Азией и Европой небезопасными.

Особенно для Китая, что, безусловно, ставит под угрозу экономику Поднебесной. В Пекине видят выход в диверсификации путей торговли, увеличение доли сухопутных линий снабжения (именно для этого и был заключен китайско-российский газовый контракт) и торговли. В Москве уже просчитали ситуацию и увидели перспективу - не случайно российское руководство не только решило ускоренными темпами реконструировать и модернизировать свои сибирские транспортные магистрали (БАМ и Транссиб), но и интенсифицировать переговоры с северокорейцами о соединении железнодорожных путей.

В Казахстане мыслят аналогично - значительная часть реконструируемых дорог связана с транспортным коридором Западная Европа - Западный Китай. Руководство страны понимает, что этот маршрут станет в ближайшее время еще более востребованным, чем сейчас. Во-первых, при всей теплоте российско-китайских отношений Пекин не готов полностью ставить себя в зависимость от российского маршрута. Во-вторых, китайцы хотят за счет увеличения транзита придать стимул развития своим западным территориям, особенно Синьцзян-Уйгурскому автономному району (СУАР).

Для реализации изложенной программы Казахстан планирует потратить около 15 миллиардов долларов. Однако очевидно, что столь масштабные планы требуют куда больших инвестиций. И тут у Астаны есть определенное преимущество перед той же Москвой. В отличие от России, Казахстан не включен в санкционные списки, поэтому казахстанские власти надеются привлечь к масштабной национальной стройке международные и региональные финансовые институты. Среди институтов, уже выразивших интерес в финансировании проектов, называют Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и Исламский банк. «Правительство провело переговоры, и я со всеми встретился, уже готовы выделить сумму порядка 9 млрд. долларов», - заявил Нурсултан Назарбаев.

Само по себе привлечение этих уважаемых структур к развитию казахстанской инфраструктуры позиционируется Астаной как доказательство стабильности казахстанской экономики и ее устойчивости к кризисным явлениям. При этом казахстанские власти делают все возможное для привлечения и менее крупных частных инвесторов - в этом году в законодательство страны (в том числе и налоговое) внесены ряд изменений, которые должны стимулировать приток инвестиций в инфраструктурный сектор экономики. Поэтому не исключено, что планируемый объем финансирования программы будет в ближайшее время пересмотрен в сторону увеличения.

ИА Total.kz

 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×