Город без заборов, в том числе и ментальных – Байбек
Сегодня в Алматы проходит VI Инновационный форум. Международные эксперты из Англии, Израиля, США, Дании, руководители государственных органов, представители бизнес-сообщества, НПО обсуждают применение инновационных технологий для решения наиболее актуальных вопросов города.
Основными темами VI Инновационного форума стали концепция Индустрия 4.0, цифровая экономика и внедрение технологий Smart City.
В своем выступлении аким Алматы Бауыржан Байбек отметил, что благодаря системной поддержке главы государства за годы независимости Алматы сформировался как крупный мегаполис с несырьевой экономикой, город бизнеса и частного капитала, региональный индустриальный и инновационный хаб.
«Сегодня в глобальной конкуренции за рынки ведущие мегаполисы переходят от сервисных городов к инновационным смарт-сити. В основу концепции Smart Almaty лег баланс интересов экономики, экологии и общества. На основе лучших мировых практик и потребностей горожан определены ключевые направления. Совместно с международной компанией IDC проведен комплексный анализ зрелости Алматы в качестве Умного города, выявлены слабые зоны и выработаны семь базовых проектов, направленных на системное решение этих вопросов. Вместе с тем мы не ставим целью только внедрение цифровых технологий. Умный город – это трансформация подходов и культуры взаимодействия населения и власти. Технологии – это только инструмент улучшения взаимодействия и повышения эффективности всех управленческих процессов. Президент страны Нурсултан Назарбаев сказал: «Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов». Мы готовы к изменениям, любым креативным идеям, предлагая всем вместе двигаться по этому пути», – сказал глава мегаполиса.
Так, одним из приоритетных проектов является «Комфортный город», то есть Алматы – город для людей, а не машин. Город без заборов, в том числе и ментальных. Совместно с жителями разработаны первые эскизы пешеходных улиц, парков, скверов, концепция реновации трамвайного депо и др. Такой вектор выбран в рамках программы «Алматы-2020», разработанной совместно с международными экспертами при широком участии жителей. Эта практика отмечена Комиссией экономического и социального совета ООН как лучшая для стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В городе продолжается реализация масштабной транспортной реформы. Для обеспечения прозрачности перевозок внедрена транспортная платежная карта, продано 1,3 млн карт – это 70% населения. Для разгрузки проезжей части устанавливаются инновационные паркоматы. Совместно с зарубежными консультантами из Systra завершается пересмотр комплексной схемы организации дорожного движения, одновременно внедряются выделенные для автобусов полосы, их протяженность достигнет в этом году почти 100 км. Начато строительство BRT, закупаются новые комфортабельные автобусы. От Орбиты до Зеленого базара формируется велокоридор протяженностью 21 км, внедрена система велопроката Almaty Bike, установлено 50 станций, до конца октября откроется еще 150.
Для повышения открытости госструктур стартовал пилотный проект – общественная приемная «Open Almaty», где обращение рассматривается как конкретная жизненная ситуация. Сегодня прием обращений идет онлайн, уже осенью дополнительно откроются колл-центр и фронт-офис акимата. По принципу «одного окна» людей будут принимать сотрудники акимата и правоохранительных структур.
Следующее направление – доступный сервис для жильцов. Как показывает практика, на работу КСК ежегодно поступает более двух тысяч жалоб. Запущен алматинский «Портал КСК», где можно узнать, к какому КСК относится дом, режим его работы, обсудить проекты нормативных документов, обратиться с вопросом. Выработаны правила расходования бюджетов КСК, утверждения тарифов на содержание и ремонт, аренды свободных помещений и подготовки к отопительному сезону. Внесен пакет предложений в Закон «О жилищных отношениях».
Для обеспечения общества достоверной информацией о текущих расходах учреждений, пресечения поборов и неправомерных действий реализуется проект «Открытый бюджет». Это также позволит инвесторам анализировать бюджеты, направляемые в городские проекты, использовать их для разработки своих предложений на принципах ГЧП.
В целях искоренения монополии на информацию отдельных госорганов и чиновников последовательно формируется Big Data. К примеру, открыты данные на портале Алматы ГенПлан – размещены схемы красных линий, мощности тепловых и электрических систем, водоснабжения, что в два раза сократило время на разработку инженерных проектов.
Одним из основных приоритетов программы развития города является повышение безопасности. В Алматы уже пять лет назад внедрен проект цифровой профилактики и мониторинга правонарушений. С помощью видеокамер уровень краж в общественных местах значительно снизился, зафиксировано более 2 млн нарушений ПДД. Уже третий год в школах города работает система видеофиксации. Масштабирование проекта с подключением к системе детских садов планируется реализовать на принципах ГЧП.