Сабыржан Махметов: Казахстан — не многонациональное государство
Президент Федерации контактных единоборств «Жекпе-жек» считает, что в Казахстане есть всего одна нация и должен быть один язык.
Книга весом в 27 килограммов, можно ли считать Казахстан многонациональным государством и почему Абай не совершил хадж в Мекку — редакция Total.kz предлагает прямой перевод публикаций из казахоязычных СМИ и пабликов в соцсетях.
27-килограммовая книга, посвященная Абаю
В Шымкенте в честь 175-летнего юбилея казахского поэта и писателя Абая выпущена книга весом в 27 килограммов, сообщает газета «Айқын».
К празднованию юбилея, который пройдет на родине писателя в этом году, особенный подарок сделан совместными усилиями коллектива городской вечерней школы №1 и исправительного учреждения №167/3. Презентация книги прошла накануне на вечере поэзии, где учителя читали произведения Абая, исполняли его песни, говорится в сообщении.
«У нас должна быть одна нация, один язык»
Так заявил в интервью газете «Қазақ үні» Сабыржан Махметов, известный в прошлом спортсмен, президент Федерации контактных единоборств «Жекпе-жек».
«Казахстан — мононациональное государство, не многонациональное. Я говорю об этом еще с 90-х годов. Все знают, что Ассамблея народа Казахстана раньше называлась «Ассамблея народов Казахстана». Потом стало понятно, что это неверно, в стране может быть только один народ, затем переименовали Ассамблею. У нас есть всего одна нация, и должен быть один язык. Это — казахский народ, а государственный язык — казахский. Представитель любого этноса должен знать государственный язык в совершенстве. Одна из главных задач Ассамблеи — способствовать тому, чтобы граждане Казахстана овладевали государственным языком. У нас много тех, кто ссылается на западную демократию и говорит, что должно быть право выбора на каком языке говорить. Но в тех же странах с развитой демократией, например, в Великобритании, Франции или Германии, неважно откуда вы приехали, вы должны знать английский, французский или немецкий.
Не надо далеко ходить, возьмем соседний Узбекистан. Там нет такого понятия как «многонациональный». Живешь в Узбекистане, значит, должен знать узбекский язык. И точка!
Нужно убрать из Конституции 2-й пункт 7-й статьи, который гласит, что «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». Нужно принять закон «О государственном языке». У нас 80% населения — казахи, зачем нам нужно это — «официальный язык — русский»?
Возьмем Россию, 80% населения там тоже русские, затем по численности идут татары. Разве в российских законах есть понятие «официальный язык — татарский язык»? Нет!
Все этносы, населяющие Казахстан, должны знать казахский язык, почитать местные традиции, проявлять уважение к культуре и истории страны. У нас один народ, и язык должен быть один», — считает он.
Почему Абай не совершил паломничество?
На этот вопрос отвечает абаевед Асан Омаров в материале на информацинном портале Baq.kz.
«С одной стороны, у Абая не было на это времени, с другой, в те времена очень сложно было совершать хадж. Его отец Кунанбай с большим трудом дошел до Мекки за три месяца.
Абай же был против таких испытаний. Его отец был состоятельным человеком, и Абай мог себе позволить поехать за книгами и знаниями в Китай или Бухару. Но он не выезжал дальше Семея никуда. В то время в семейской библиотеке было много книг греческих философов, произведений русских писателей и поэтов, также друзья привозили ему много книг отовсюду. Возможно, поэтому у Абая и не было необходимости куда-то ехать за книгами. Вместе с тем Абай же был религиозно грамотный человек, знал глубоко шариат, сунны. Но он не спешил совершить паломничество. Мне кажется, у него на это и времени не было. Днем он принимал посетителей, гостей, ночью писал. Ему попросту было жаль тратить столько времени на долгий путь в Мекку», — считает ученый.