Имамы в законе, или Кто и как поддерживает межрелигиозную рознь в Казахстане

Представители государственных органов, видимо, согласны с тем, что христианам и иудеям нет входа в рай.
Безнаказанность функционеров муфтията, сеющих межрелигиозную ненависть в республике, наводит на мысли, что это осознанная политика. Редакция Total.kz пыталось выяснить, намерены ли контролирующие государственные органы что-то делать с разжигающими рознь проповедями, и наткнулось на стену полного безразличия и явного попустительства.
Сознательный саботаж?
Разительный контраст между декларациями о «новом справедливом» Казахстане и реальными действиями тех, кто должен эту самую справедливость обеспечивать, демонстрирует продолжающийся скандал, в эпицентре которого Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). Под крышей религиозного объединения, как бактерии в питательной среде, взращиваются ксенофобские настроения, которые на изумленную публику вываливаются в виде проповедей о христианских кафирах и неверных иудеях. «Правоверные» устраивают каждую пятницу пробки у мечетей вплоть до полного перекрытия улиц крупных городов, однако ни профильное министерство, ни силовые органы ничего поделать с этим не могут. Впрочем, после «увлекательной» переписки редакции Total.kz с указанными госструктурами становится очевидно, что и делать-то не хотят. Такое ощущение, что целью является саботаж политики Касым-Жомарта Токаева, направленной на сохранение межнационального и межконфессионального мира в республике на фоне геополитической турбулентности.
Напомним, недавно президент вновь затронул тему межнационального мира в Казахстане, связав это с событиями, итогом которых может стать полное исчезновение такого образования, как Украина, где в определенный момент ненависть одной части граждан к другой стала основой государственной политики. Во время посещения проходившего в Астане фестиваля «Город рабочих профессий» президент прокомментировал ситуацию вокруг Украины, обратив внимание на важность сохранения стабильности как главной ценности нашей страны.
«Мы проводим идеологию «единство в многообразии». Несмотря на то что мы принадлежим к разным национальностям и вероисповеданиям, мы одно общество, один народ. Призываю вас всех к пониманию этого глубинного процесса. Только на этой основе мы достигнем успеха», — сказал президент.
Похоже, что в этих благородных устремлениях Касым-Жомарт Токаев абсолютно одинок, и даже его ближайшее окружение саботирует идеи равенства и братства. А какой еще можно вывод сделать из того бездействия, которое продолжается уже более двух месяцев, в то время как решать проблему надо было в режиме пожарной команды.
Ложный путь
Напомним, речь идет о тревоге, которую забил в ноябре 2024 года общественник Турарбек Кусаинов, набредший на просторах YouTube на россыпь проповедей от казахстанских имамов (отличились там и функционеры ДУМК), в которых пропагандируется второсортность христиан и иудеев в сравнении с мусульманами. Христианам и иудеям даже отказывают в самой возможности заслужить вход в рай.
Общественник обратился с письмами сначала в Министерство культуры и информации РК, курирующее сферу религии, затем в Генеральную прокуратуру Казахстана. Однако везде получил отписки: мол, разбираемся, найдены нарушения законодательства, отправили уведомления администрации YouTube, не беспокойтесь, дескать. Прошло два месяца, а проповеди как висели на платформе, так и продолжают смущать умы приверженцев ислама. С ксенофобских голов авторов таких каналов, похоже, и волос не упал.
В общем, повторить путь Турарбека Кусаинова решила и Total.kz, отправив редакционный запрос в Минкультуры. В письме на имя главы ведомства Аиды Балаевой, ближайшей соратницы президента Токаева, журналисты поинтересовались: что за нарушения были найдены в проповедях, когда направили уведомительное письмо собственникам YouTube и получили ли те его, в течение какого времени разжигающие рознь проповеди должны быть удалены, какие правоохранительные органы подключены для разбирательства с разжигателями. Ну, и поскольку за два месяца ничего не произошло, что теперь будут делать в Минкультуры.
На фото: Аида Балаева (занимает пост министра культуры и информации РК с сентября 2023 года, переназначена на эту должность в феврале 2024 года).
В нашем случае, как и у Кусаинова, ответ пришел за подписью руководителя комитета информации Мейрлана Раханова. Нам он повторил, что из 12 видеоматериалов по ссылкам, которые прислал общественник, в 11 случаях были обнаружены «признаки разжигания религиозной розни».
«Так, согласно части 1 статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан за умышленные действия, направленные на разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием масс-медиа, сетей телекоммуникаций и онлайн-платформ, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь, предусмотрена уголовная ответственность», — процитировал свой же собственный ответ общественнику Раханов.
Отвечая на второй вопрос, Раханов уточнил, что уведомительное письмо в адрес администрации YouTube министерство отправило 28 ноября 2024 года, но не в курсе, получили ли там его. Смахивает на «письмо на деревню к дедушке», как в известной классике литературы.
На фото: Мейрлан Раханов (занимает пост председателя Комитета информации Министерства культуры и информации РК с января 2024 года).
Далее Раханов утверждает, что «в настоящее время сроки удаления противоправных материалов онлайн-платформами не регламентируются законодательством, так как все материалы, поступающие для удаления (или ограничения), проходят тщательную модерацию администрацией онлайн-платформ». Похоже, чиновник не совсем владеет вопросом, поскольку на просторах YouTube при его якобы «тщательной модерации» можно обнаружить любой контент, в том числе порнографического и эротического характера, а если вдруг случится набрести на сообщество каких-нибудь педофилов, смакующих уроки детских танцев… Эта платформа способна порвать любые шаблоны, не то что слепую веру в какую-то «тщательную модерацию».
«Необходимо отметить, что при модерации материалов администрацией онлайн-платформ, в том числе YouTube, учитываются не только нормы национального законодательства, но и соблюдение внутренних правил онлайн-платформ», — уверен Раханов.
Отвечая на вопрос, какие правоохранительные органы были поставлены в известность, что граждане Казахстана нарушают статью 174 УК РК (а наказание по ней до семи лет лишения свободы может дойти), Раханов уточнил, что «предварительное следствие производится органами внутренних дел или национальной безопасности».
«Учитывая вышеизложенное, в рамках взаимодействия государственных органов Министерством ранее направлено письмо в адрес Министерства внутренних дел и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан с целью принятия процессуальных мер реагирования в отношении противоправных материалов, представленных гражданином Т. К. Кусаиновым», — утверждает Раханов.
Наконец, на пятый вопрос глава комитета информации ответил, что «в качестве механизма практического взаимодействия с администрациями онлайн-платформ в настоящее время используется уведомительная работа по удалению противоправного контента».
«То есть меры по ограничению доступа к онлайн-платформам не применяются, так как на сегодняшний день в мире, в том числе и в Казахстане, отсутствуют технические возможности для блокирования конкретных страниц интернет-ресурсов, использующих шифрованный протокол HTTPS, в том числе в отношении популярной онлайн-платформы YouTube», — объяснил бездействие Минкультуры чиновник.
По его словам, «в вопросах соблюдения требований законодательства Республики Казахстан министерство всегда придерживается позиции выстраивания конструктивного диалога и налаживания сотрудничества с администрациями онлайн-платформ». И при этом во всех ответах на вопросы Total.kz ни намека на «конструктивный диалог и сотрудничество» со стороны администрации YouTube мы не нашли. Уведомительное письмо как будто ушло в никуда, в Министерстве внутренних дел РК и Комитете национальной безопасности РК тоже никак на послания от Минкультуры не отреагировали. По крайней мере, в ситуации, что на YouTube висят разжигающие рознь в Казахстане проповеди, не изменилось ровным счетом ничего.
Своих не сдают?
Но поскольку Мейрлан Раханов в завершение своего малосодержательного ответа порекомендовал за информацией о принятых процессуальных мерах и ходе расследования обратиться в правоохранительные органы, Total.kz последовательно отправили запросы руководству МВД РК Ержану Саденову и КНБ РК генерал-лейтенанту Ермеку Сагимбаеву.
На фото: Ержан Саденов (занимает пост министра внутренних дел РК с сентября 2023 года, переназначен на эту должность в феврале 2024 года).
На первый запрос в МВД РК пришел лаконичный ответ:
«В настоящее время ведутся следственно-оперативные мероприятия по установлению авторов каналов указанных ссылок. Вместе с тем официального заключения о содержании в представленных материалах признаков возбуждения религиозной розни в наш адрес не поступало».
После того как вторым запросом редакция Total.kz попросила уточнить подробности (когда начаты следственно-оперативные мероприятия, зарегистрировано ли в Едином реестре досудебных расследований и т. д.), пришел более развернутый ответ, при этом опровергающий тот, который привели выше.
«В целях объективности и всесторонности рассмотрения запроса в территориальные подразделения полиции направлено указание по установлению распространителей религиозных материалов и принятию по ним решения. Согласно предоставленным данным, территориальных подразделений в вышеуказанных материалах не установлены признаки уголовных либо административных правонарушений. Вместе с тем дополнительно направлен запрос в Министерство культуры и информации о предоставлении религиоведческого заключения по указанным материалам. По результатам предоставленного заключения будет принято окончательное процессуальное решение», — следует из письма МВД РК.
Такое ощущение, что в МВД РК за три месяца (с ноября 2024 года) так и не определились: то ли они устанавливают личности владельцев каналов с разжигающими рознь проповедями, то ли полицейские наслушались этих проповедей, прониклись и решили, что никто ничего не разжигает.
Отдельный вопрос вызывает «религиоведческое заключение», которое подчиненные Ержана Саденова ждут от ведомства Аиды Балаевой. А почему полицейские в рамках предварительного расследования по статье 174 Уголовного кодекса РК не отдали материалы на экспертизу сами — экспертов, что ли, не знают, где искать? А почему бы не опросить, например, заявителя — общественника Турарбека Кусаинова, эксперта в религиозной сфере?
Словом, в МВД РК решили спустить вопрос на тормозах, но не придумали, как это обставить — такое ощущение складывается из этих противоречивых ответов.
На фото: Ермек Сагимбаев (занимает пост председателя Комитета национальной безопасности РК с января 2022 года, переназначен на эту должность в ноябре 2022 года).
Наконец, схожий запрос редакция Total.kz отправила в КНБ. Ответ пришел за подписью руководителя аппарата председателя Комитета национальной безопасности РК Олжаса Бектенова и он был предельно лаконичен:
«По указанным фактам в ЕРДР КНБ досудебное расследование не регистрировалось», — сообщил Олжас Бектенов.
Пока не грянет гром
Подводя итог этой переписке, хочется понять — у нас реально не хотят или боятся работать с религиозной сферой либо же сознательно саботируют политику Токаева, мечтая довести ситуацию до полного торжества мракобесия? Напрашивается, конечно, второй вариант, но в пользу первого на ум приходит недавний скандал с пиршеством в СИЗО, которое устроили подозреваемые в убийстве подростка в Талгаре. Засуетились с попытками замять историю лишь когда грянул скандал.
При этом правоохранительные органы настолько деградировали, что в числе реально устроивших этот «пир духа» надзирателей был наказан и тот единственный, «который не смолчал». Реально, они уволили служащего, снявшего безобразные посиделки на видео и слившего ролик в соцсети. Как предавшего интересы службы, и даже лишили специального звания. У нас теперь в интересы правоохранительных органов входит прислуживание подозреваемым в убийстве? Так и покровительство имамам-разжигателям (это ведь не журналист и не блогер, обвинения в чей адрес можно притянуть за уши), очевидно, входит в те же «интересы службы»?
Ну, или корень проблемы все же в том, что подчиненные главы Минкультуры расслабились и ничего не делают, пользуясь тем, что заграничные платформы плевать хотели на какие бы то ни было «письма счастья», кто бы их ни отправлял?