Топ-100 Как «поддельные» Мане и Ренуар попали в Казахстан?
  • 08 мая, 19:52
  • Астана
  • Weather icon +20
  • 439,43
  • 473,31
  • 4,82

Как «поддельные» Мане и Ренуар попали в Казахстан? Эксклюзив

Фото: https://www.babyloncitytours.com / Иллюстративное фото

Кто из наших олигархов скупает дорогостоящие полотна известных художников, подлинность которых остается под сомнением.

На днях в Алматы у преступной группы изъята картина Пабло Пикассо стоимостью почти $4,5 миллиона. Экспертам еще предстоит определить подлинность этой картины. Но поскольку в Казахстане нет специалистов по оценке дорогостоящих полотен, приходится обращаться за советом к зарубежным знатокам искусства. А пока местные ценители дорогих вещей рискуют приобрести подделки. Возникает вопрос: как в страну могли попасть такие ценные предметы искусства?

Стоит отметить, что в Верховном суде Нью-Йорка уже в течение длительного времени  продолжаются судебные тяжбы между бизнесменом Александром Комоловым и нью-йоркскими антикварами Дэвидом Сегалом и Мохамедом Серри. Причина – махинации с картинами Мане и Ренуара. В деле фигурирует имя казахстанского бизнесмена, который покупал антиквариат, возможно, для дальнейшей продажи у нас в стране.

На фото: Александр Комолов (Alskom Gallery)

В рамках этого дела, если верить документам, в качестве свидетеля был допрошен генеральный директор «Французский дом BSB» Валихан Кошумбаев. В феврале 2015 года он давал показания под присягой бывшему руководителю-координатору консульской службы дипмиссии США в городе Алматы Яну Тернеру, заверившему записанные показания.

На фото (http://www.np.kz/): Валихан Кошумбаев

Истец – давний друг и деловой партнер Валихана Кошумбаева Александр Комолов, проживающий в Нью-Йорке. Ранее он предъявил иск к нью-йоркским антикварам Дэвиду Сегалу и Мохамеду Серри. 

В суде тогда Александр Комолов рассказал, что имел общий с ответчиками офис в Нью-Йорке. По его словам, торговцы антиквариатом обманули его более чем на $27 миллионов, продавая ему подделки и украв принадлежавшие ему подлинные предметы искусства из офиса. Он утверждал, что заплатил $15 миллионов за фальшивого Мане и фальшивого Ренуара. Осенью 2009 года Сигал и Серри продали ему картины, которые они называли картинами Мане «Дом художника» и Ренуара «Девушка в саду». Согласно иску, Сигал и Серри уверили его, что «Дом художника», написанный предположительно Эдуардом Мане, и «Девушка в саду», приписанная Пьеру Огюсту Ренуару, были подлинными работами художников. (Оригинальная «Девушка в саду в Мези» Ренуара и «Дом в Рюйе» Мане были созданы в конце 19-го века. «Дом в Рюйе» выставлена в Национальной галерее Виктории в Мельбурне, Австралия).

В иске указано, что Сигал и Серри представили свидетельства о подлинности картин, датированные сентябрем 1998 года, подписанные, предположительно, Эдуардом Зеблине из Института Вильденштейна, всемирно известного художественного научно-исследовательского центра в Париже. Комолов обвинял бывших партнеров в подделке подписи и фирменного бланка нью-йоркской галереи, а также в использовании фальшивого свидетельства о подлинности, чтобы продать картину Мане более чем за $4 миллиона.

«Мошенничество было обнаружено, когда Комолов рассматривал каталог ноября 2007 года аукционного дома Christie’s, где картина была идентифицирована как произведение искусства другого художника», – указывается в судебных документах. Комолов утверждал, что эта живопись была работой Фердинанда дю Пюигодо и куплена Серри на аукционе Sotheby’s в ноябре 2007 года за $51 400.

 Между тем истец указал, что заплатил $15 миллионов за картины. Когда он обнаружил подделку, продавцы отказались возвращать деньги.

В свою очередь, Валихан Кошумбаев в своих показаниях для судебного процесса поведал, что в 2005 году вошел в несколько проектов совместных предприятий со своим давним другом Александром Комоловым. Целью сотрудничества должны были стать покупки объектов недвижимости в США, дорогостоящих произведений искусства и картин для будущей перепродажи в Казахстане. Для этого они создали совместную компанию HT Motive Ltd. (HT Motive), зарегистрированную в Гонконге. Кошумбаев был исполнительным директором фирмы.

Поиском потенциальных покупок, заключением финансовых и транспортных соглашений должен был заняться компаньон Кошумбаева. Любые покупки произведений искусства и картин в США, впоследствии проданные в Казахстане, стоимостью менее $1 миллиона, финансировались через Комолова, в то время как покупки выше этой суммы обычно оплачивались со счета совместного предприятия HT Motive.

Согласно свидетельству Кошумбаева, до покупки двух фальшивых картин Комолов делал дорогостоящие приобретения от имени СП с нью-йоркскими антикварами Дэвидом Сигалом и Мохамедом Серри. К тому же у СП всегда была опция возврата любой вещи в случае претензий по качеству. Поэтому Кошумбаев не сомневался в исполнении контрактных обязательств и не возражал против требования предоплаты.

В сентябре 2009 года, вскоре после того как картины прибыли в Казахстан, Кошумбаев договорился об их экспертизе c Арнальдо Помой. Его рекомендовали как известного эксперта творчества импрессионистов.

Экспертиза произведения, представляемого как живопись Ренуара, показала, что это не оригинал. Кошумбаев передал эти сомнения компаньону вместе с просьбой потребовать дополнительных доказательств подлинности.

Этот же эксперт исследовал живопись Мане во время двух своих поездок в Казахстан в сентябре и декабре 2009 года и общался с Институтом Вильденштейна по поводу сертификатов подлинности обеих картин. Полотна были возвращены назад в Нью-Йорк для подтверждения подлинности или возмещения оплаты. Сигал шутил над заключениями эксперта Помы и назвал их «глупыми». Кроме того, Дэвид Сигал дал Комолову два дополнительных письма, подкрепленных, как предполагалось, утверждениями о подлинности картин.

Впоследствии они были возвращены в Казахстан с письмами продавцов, но Кошумбаева они не убедили, и он потребовал возврата оплаченных за картины денег. Сигал, в свою очередь, отказался возвращать деньги. В результате совладельцы компании-покупателя потеряли уплаченные за две вышеупомянутые картины приблизительно $14 миллионов.

Для наших читателей вся эта история интересна прежде всего тем, что произведения искусства и антиквариат приобретались для последующей перепродажи в нашей стране. Поскольку картины покупались по предоплате, можно предположить, что совместная компания Комолова и Кошумбаева приобретала картины и антикварные вещи по заказу покупателей.

Возникает резонный вопрос: кто эти весьма небедные граждане Казахстана, заказывавшие и покупавшие произведения искусства стоимостью в миллионы долларов? Если, предположим, две злополучные картины – Мане и Ренуара, вызвавшие сомнения в подлинности, были приобретены на деньги покупателей, то, возможно, Комолову и Кошумбаеву пришлось подать в нью-йоркский суд иск к антикварам, чтобы самим избежать претензий в обмане покупателей.

Сколько всего картин продано казахстанским ценителям искусства – неизвестно. Как неизвестно и то, проходили ли они дополнительную экспертизу на подлинность. Вопросов, конечно, масса, да и в судебном деле точка пока не поставлена. И, к слову, чтобы получить ответы на возникшие вопросы, редакция ИА Total.kz направила запрос генеральному директору ТОО «Французский дом BSB» Валихану Кошумбаеву, но наше письмо так и осталось без ответа…

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×