Топ-100 Коррупция в одной из стран ЕАЭС негативно отразится на других — эксперт
  • 19 мая, 22:51
  • Астана
  • Weather icon +12
  • 443,44
  • 480,51
  • 4,88

Коррупция в одной из стран ЕАЭС негативно отразится на других — эксперт

Ранее сообщалось, что в ЕАЭС совершенствуются подходы к формированию отчетности в сфере госзакупок. 

Вопрос популяризации антикоррупционных стандартов обсуждался в апреле этого года в Москве в ходе XIII Евразийского форума «Правовое просвещение и противодействие коррупции». Для участия в нем были приглашены представители органов государственной власти стран — членов ШОС, ЕАЭС и БРИКС, а также ведущих ученых и экспертов из Азербайджана, Белоруссии, Бразилии, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Узбекистана и других государств.

«Данный форум является дискуссионной площадкой, возможностью обмена знаниями и опытом. Вообще, проблема коррупции и госзакупок как в отдельных странах Евразийского экономического союза, так и в целом актуальна, причем не первый год, — отмечает казахстанский политолог Эдуард Полетаев. — Вопрос госзакупок обсуждали еще во времена существования СНГ, до образования ЕвразЭС, 10-летие которого будет отмечаться в мае этого года. Дело в том, что внутренний рынок ЕАЭС не такой большой, объем внутренней торговли составляет в среднем около 15% от общего объема товарооборота. И госзакупки могут существенно повлиять на рост внутренней торговли внутри Союза. Еще в 2019 году сообщалось, что рынок госзакупок в странах ЕАЭС составляет около 150 миллиардов долларов. К примеру, при наличии возможности участия в госзакупках в России предпринимателей Казахстана, в том числе из приграничных областей, это было бы для них перспективным направлением».

В марте этого года Евразийская экономическая комиссия сообщала, что в ЕАЭС совершенствуются подходы к формированию отчетности в сфере госзакупок. С этого года в связи с завершением ратификации государствами — членами ЕАЭС II Большого протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС стало обязательным формирование ими отчетности в сфере государственных закупок. Ранее с 2015 года эта процедура носила рекомендательный характер. Теперь же определено 25 показателей такой отчетности, в том числе, к примеру, количество проведенных процедур закупок, поданных заявок и заключенных договоров, стоимость заключенных договоров по источникам финансирования, способам закупок, стране происхождения товаров, работ, услуг и стране регистрации поставщиков. Впервые вводится отчетность в разрезе видов товаров, работ и услуг и стране их происхождения, говорится в сообщении ЕЭК.

«Данные подходы хороши для унификации, для приведения стран к единому рациональному стандарту, — отмечает казахстанский политолог Газиз Абишев. — Но мне также представляется, что государственные закупки из больших госбюджетов всеми странами используются в первую очередь для поддержкиотечественных производителей, для управления местным рынком».

Эксперт также отметил, что национальные игроки на этих рынках знают «дыры» в местных законодательствах в сфере закупок и как их «преодолевать». Что касается методов борьбы с коррупцией, то Газиз Абишев считает, что здесь на первом месте стоят внутринациональные механизмы. По его мнению, «на сегодня уровень коррупции в Казахстане, возможно, незначительно колеблется вниз, но в целом продолжает оставаться высоким в силу инстинктов всех игроков рынка».  

Добавим, что в июне прошлого года участникам III Евразийского конгресса была представлена цифровая платформа товаропроводящей сети ЕАЭС. Как отметили тогда в Евразийском банке развития, данная цифровая платформа может объединить всех участников торговых операций, включая производителей, транспортные компании и розничные сети, а также кредитные учреждения, страховые компании и государственные структуры. Отмечалось, что посредством платформы производители смогут за короткий срок выйти на новых контрагентов в любой стране Союза, заключить цифровой контракт и получить все необходимые для его исполнения сервисы через смартфон или планшет. Это позволит сократить трансакционные издержки для участников рынка, а совокупный экономический эффект в масштабе Союза может составить не менее 100 миллиардов рублей в год.

«Конечно же, не все инструменты из мировой практики по борьбе с коррупцией, можно адаптировать в рамках ЕАЭС. Но в первую очередь здесь необходимо обеспечить защиту данных, внедрение цифровизации и повышение прозрачности процедур госзакупок. В первую очередь нужно постоянно проводить антикоррупционный мониторинг», — говорит Эдуард Полетаев.

По его мнению, эффективные механизмы по борьбе с коррупцией в отдельных странах Евразийского экономического союза можно использовать и в целом в ЕАЭС.

«Ведь коррупция в одной из стран ЕАЭС может негативно отразиться на развитии других государств Союза, потому что бизнес во многом транснационален. Это чувствуется и в рамках единого экономического пространства. Поэтому каждой стране важно совершенствовать антикоррупционное и антимонопольное законодательство, формировать более общее и единое законодательство, созвучное для стран Союза, устранять барьеры на этом пути, что поможет бизнесу. Этим, собственно, и занимается Евразийская экономическая комиссия», — заключил политолог.  

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×